Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Бесплатное дополнительное образование существует

 фото: Игорь Зарембо, РИА Новости фото: Игорь Зарембо, РИА Новости В Петербурге открылись новые кружки во всех районах города

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нынешнее поколение родителей рассуждает с позиций победившего капитализма. Их точка зрения понятна: «Ничего хорошего забесплатно не получишь». Однако, так ли всё плохо обстоит с дополнительным образованием детей? Или это очередное заблуждение? 

Мифы нашей области

«Каждая область имеет свои мифы, и миф нашей области – что бесплатного дополнительного образования не существует. Это абсолютно не так. Во всех районах города до сих пор работают дворцы и дома детского и юношеского творчества, и во всех этих организациях большая часть кружков – бесплатная. Безусловно, можно найти организации, которые предлагают платные услуги, но государственные учреждения дополнительного образования достаточно многочисленны. Скажем, в городском дворце творчества юных занимается более 15000 детей, и из них на платной основе меньше четверти» - утверждает Артур Ляндзберг, директор детского эколого-биологического центра «Крестовский остров».

Как заплачено…

По данным статистики, в России насчитывается около 9000 учреждений дополнительного образования детей, и в них занимается более полутора миллионов детей. Около сотни таких организаций работает в Петербурге. 

Тем не менее, многие родители предпочитают отдавать детей в коммерческие секции и кружки. «Мне так психологически проще, - призналась Анна Якушева, мама 11-летнего Ярослава, - потому что мне не одолжение делают, что берут сына в бюджетную группу, а я сама решаю, к какому педагогу он будет ходить, по каким дням. И могу требовать с него исполнения условий контракта. Помещения обычно лучше оборудованы, охрана есть, инвентарь новый и современный. Еще в коммерческих занятиях я точно знаю, на какую сумму рассчитывать в месяц, там нет бесконечных взносов, не нужно искать и покупать расходные материалы или скидываться на что-то».

«Вы что, сектанты?»

«Мы полгода не могли набрать детей на одну группу! Оказывается, не так-то это просто, особенно если секция бесплатная, следовательно, нет крупных средств на рекламу. - делится инструктор рукопашного боя Вадим Поляков. - Кроме того, не один раз мы сталкивались с отношением типа: «Бесплатная секция? Вы что, сектанты? В чем подвох?» Товарно-денежные отношения как-то быстро успели укорениться в мозгах». 

Город выделяет средства из бюджета на финансирование дополнительного образования. Благодаря этим деньгам кружки, секции и клубы есть в каждом районе. Это факт. Другой факт — этих денег мало. И если нет спонсоров, то учреждению просто неоткуда взять дорогостоящее оборудование, закупить необходимое снаряжение или организовать летний лагерь. Следовательно, выход один — просить о помощи родителей. И родители, в целом, с пониманием относятся к таким взносам, справедливо считая их платой за «бесплатное» образование.

Чистые руки, горячая голова

Правда, и здесь не обошлось без подводных камней и двойной бухгалтерии. Бюджетным кружкам законом строжайше запрещено брать деньги. Руки педагогов должны оставаться незапятнанными презренным металлом. Требование понятное: большинству учителей неприятно и унизительно обращаться к родителям с просьбой купить фломастеры или скакалки. Но работающей альтернативной системы привлечения средств взамен создано не было. «Сделать это официально и провести в виде пожертвований, разумеется, можно, но потом мы вынуждены проводить все это через систему тендеров, и в результате через длительное время покупать неизвестно у кого неизвестно что, - сетует Ляндзберг. - Например, на летнюю экспедицию этого года комитет предложил закупать все продукты по тендеру в Петербурге, и везти все эти продукты куда-нибудь на Урал, включая, к примеру, хлеб и помидоры. Да еще заключать договор с баней где-то на месте, потому что наличные деньги на это руководителю давать запрещено. То есть система этих госзакупок абсолютно не стыкуется с реальностью».

Охота на родителей

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году, введенный законом РФ «Об образовании». До этого все пользовались словосочетанием внешкольное образование, которое действительно было отделено от школы задачами и методами. Но с 90-х годов начинается процесс интеграции школы и секций. По мнению многих педагогов, это необходимое и единственно верное решение. Роль дополнительного воспитания растет, так как становится очевидно, что обычная школьная система не справляется со своими задачами, а в совокупности они могли бы решить проблему комплексного воспитания человека.

«Советуем бесплатным детским образовательным учреждениям действовать через родителей: в первую очередь надо заманивать их, а не детей. И важно иметь какую-нибудь государственную поддержку, пусть даже фиктивную, просто бумажку от какого-нибудь комитета или администрации. Несмотря ни на что, советские пережитки вроде доверия к круглым печатям и официальным названиям в нас еще сильны», - отметила Людмила Воронихина, администратор детско-юношеского клуба.

На два фронта

Тем не менее, стремление решить проблему без особых материальных и интеллектуальных вложений видится ошибочным. Дополнительное образование при школе не может удовлетворять потребностям ребенка ни в плане научно-технической оснащенности, ни в плане подготовки преподавателей. Для этого нужны специализированные организации, центры, а на базе школы это сделать нельзя. В большинстве школьных кружков и секций работают сами школьные педагоги, компенсируя тем самым низкую зарплату. Работать на два фронта чрезвычайно сложно, а введение в вузах специальности «педагог дополнительного образования» еще не дало своих результатов.

Несмотря на все трудности, интерес к секциям, кружкам и клубам у детей остается высоким. В младших классах многое зависит от родителей, а старшеклассники уже сами подыскивают себе дополнительные формы досуга, желая более глубокого или гармоничного развития, которое не дает им ни школа, ни круг общения. Так и получается, что для многих ребят именно педагог кружка или тренер секции становится на долгие годы самым авторитетным взрослым. 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии