Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Детям некуда идти после школы

 Что больше всего волнует жителей нашей страны? По оценке ВЦИОМ, в 14% случаев это вопрос детского досуга. «Общественный контроль» решил разобраться, что вызывает у взрослых такую тревогу.

Факультатив ненужных вещей

Мамы и папы привыкли не беспокоиться за  тех детей, которые посещают  факультативные занятия в школе. В 10 главе законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительные уроки укрепляют детское здоровье, развивают их способности, обеспечивают социальную защиту личности и, наконец, формируют общую культуру школьника.

«Школа имеет то преимущество перед другими учреждениями досуга, что здесь детское время может быть организовано в общей канве воспитания и развития. – объясняет Координатор Гражданской инициативы «За бесплатное среднее образование», школьный учитель Константин Белов. И тут же оговаривает. - К сожалению, этой канвы нет, обычно дети покидают школу сразу по окончании уроков. Да, кружки формально существуют, но мало что дают. Мы упираемся в банальную перегруженность учителей и уже неспособность нормально работать после уроков». В нынешней школе плодотворно работающий факультатив – скорее редкость, чем норма.

Мёртвые души

Учителя часть вины перекладывают на своих учеников, говорят, что «большинство детей ничем заниматься не хочет». На педагогических форумах идет обсуждение пагубной для факультативных занятий практики, когда ученики на них только числятся. Такая ситуация складывается из-за того, «что ребенок, если совершает преступление, проверяется на предмет ведения с ним воспитательной работы, а это означает, что он должен быть записан на какие-нибудь дополнительные часы». Если проштрафившийся ученик не был записан, школу могут наказать. Результат такой воспитательной работы легко представить: по отчетам все хорошо - дети в кружках, а на деле родители могут только гадать, где их сыновья и дочери проводят свободные часы. Школа здесь проигрывает, причем в сухую, Домам детского творчества.

«Знают, чего хотят»

Аббревиатура ДДТ возникла во времена СССР, так называлось не только средство от тараканов, но и  дома (реже дворцы) детского творчества.

«Маленький петербуржец, приходя на занятия, должен ощущать свою причастность к истории и культуре великого города, - убеждена заместитель генерального директора по образовательной деятельности главного из детских дворцов города, СПбГДТЮ, Марина Боброва. По ее мнению, «кроме достижения своих личных задач, дети впитывают здесь культуру, которая присуща истинному петербуржцу». Сегодняшние посетители дворца взрослее своих предшественников - они точно знают чего хотят, отмечает Марина Зигфридовна.

К сожалению, попасть на занятия ГДТЮ может не каждый. Родителям трудно возить детей в центр города. Некоторые кружки записывают новичков на конкурсной основе. Часть студий работают платно или частично платно, это становится преградой для малообеспеченных семей.

Дети Пикассо

Альтернатива государственным студиям – студии коммерческие. Страницы Интернета и печатных изданий пестрят призывными слоганами: «Мы сделаем из Вашего ребенка Пикассо!», «Наша студия – лауреат 50-ти международных премий!», «Наши педагоги сделают Вашу дочь супермоделью с Мировым именем!». Можно ли верить таким обещаниям?

Алёна Топурия, преподаватель хореографии в бесплатной студии эстрадного вокала «LiberCanto», открытой при Дворце учащейся молодежи, уверена, что нельзя. В пример Алёна ставит ситуацию с преподаванием эстрадного вокала в детских студиях. «Хороших специалистов крайне мало: выпускники Университета культуры и искусств работают в диапазоне песен, исполняемых в ресторанах, что не подходит, конечно, для разучивания юными школьниками, - рассказывает Алёна, - а выпускники консерватории в большинстве своем наоборот, владеют репертуаром оперным. И те и другие часто ставят своей задачей развлечь ребенка на вокальном занятии, вместо того, чтобы его чему-нибудь научить». Из-за низкого уровня современной отечественной поп-музыки родители, когда ведут ребенка в разрекламированную вокальную студию, не знают, как должно происходить обучение, у них нет образца. «И приводит это к тому, что на конкурсе выступает совершенно не обученный петь двенадцатилетний мальчик, исполняющий песни про похмелье или страстную и порочную любовь, - сокрушается Алёна, - при этом за занятия с родителей каждый месяц взимаются кругленькие суммы».

Сегодня город предлагает школьникам три варианта дополнительного образования. И ни один не гарантирует полноценного развития ребенка. Возможны ли факультативы без приписок, дворцы детского творчества, доступные всем желающим и коммерческие студии без русского шансона? «ОК» обязательно напишет, если найдёт.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии