Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.36
Евро 98.67
Юань 1.26

Абхазия стала еще ближе к РФ

 Фото пресс-службы Президента России Фото пресс-службы Президента России На днях в Сочи президент РФ Владимир Путин и глава Абхазии Рауль Хаджимба подписали новый «Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве». Такой формат был выбран Москвой для того, чтобы окончательно ввести республику в ареал «русского мира» и защитить республику от территориальных посягательств со стороны Грузии. Запад в лице США и Евросоюза этот договор не признал, ведь любое усиление России вызывает там острую аллергию

Для человека, живущего в Абхазии и не вдающегося в политические тонкости, подписание этого документа вряд ли будет означать какие-то перемены в повседневной жизни. В небольшой стране, узкой полосой протянувшейся вдоль Черноморского побережья, почти все жители уже давно имеют российские паспорта, получают зарплаты и пенсии из российского бюджета, да и товары в магазинах почти сплошь привезенные из России. Здесь любой знает: гарантом защиты от нападений недружественной Грузии служат российские военные и военно-морские базы в Очамчире, Гудауте и других городах. Покупателями местной недвижимости, да и вообще инициаторами строительства каких-либо новых объектов в республике тоже выступают в основном россияне. 

Абхазии нужна структурная модернизация, которую в одиночестве ей не осуществить

Кажется, более тесное партнерство трудно даже себе представить. Так для чего же Москве и Сухуму было с пафосом подписывать новый договор? В руководстве двух стран почти не скрывают: в первую очередь - для легитимизации нового уровня военного сотрудничества, а также для масштабных инвестиций в республику. Дело в том, что признание независимости Абхазии Россией в 2008-м так и не привело к кардинальным изменениям в укладе местной социально-экономической и общественной жизни. Оказавшись в новом статусе, страна продолжила жить по законам, сложившимся в период ее вынужденной изоляции.

Сегодня две главные приметы Абхазии - общая ветхость и медлительность чиновников. Многие местные инфраструктурные объекты, включая важнейшие автодороги и морские порты, - в плачевном состоянии, а давно обсуждаемый вопрос о начале нефтедобычи в республике повис в воздухе. За несколько лет так и не сдвинулся с места проект установления железнодорожного сообщения с Арменией, и даже самые непритязательные туристы из России жалуются на скромность условий местного отдыха.

- Абхазии нужна структурная модернизация, которую в одиночестве ей не осуществить. Подписание договора с Россией фактически превращает республику в форпост «русского мира» в Закавказье. Абхазия не может вступить в ОДКБ и Евразийский экономический союз, но нынешний формат отношений с Россией дает ей возможности и преференции, почти равные участнику этих объединений. Усилив свои вооруженные силы и МВД, дав толчок развитию социальной сферы и наладив беспошлинный режим торговли с Москвой, Абахзия может встать в один ряд с самыми динамично развивающимися постсоветскими странами, - говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов.

Договор гарантирует повышение пенсий, размера медицинского и социального страхования, увеличение зарплат бюджетникам

Россия, со своей стороны, готова сделать немало для реализации этих планов. В течение следующего года Москва выделит Сухуму пять миллиардов по программе развития, а в течение следующих двух лет - еще по четыре миллиарда в год. Две страны создадут общую группировку войск, которая будет подчинена единому объединенному командованию. Специалисты российского МВД создадут Координационный центр органов внутренних дел России и Абхазии.

Также договор гарантирует Абхазии повышение пенсий, размера медицинского и социального страхования и увеличение зарплат бюджетникам. Кроме того, две страны дали друг другу обязательство проводить скоординированную внешнюю политику.

В Грузии подписание российско-абхазского договора вызвало гнев представителей политического истеблишмента, обвинения в «аннексии исконной части страны» и даже политические демонстрации. Это, впрочем, мало кого удивило: несмотря на то что со времен «августовской войны» прошло уже шесть лет, грузины до сих пор наотрез отказываются обсуждать любые компромиссы по территориальным вопросам. «Это наши территории, которые оккупировала Россия, - и точка!» - считают они.

Любой грузинский политик, проявив готовность пойти на уступки по проблеме «оккупированных территорий», рискует навсегда получить ярлык «национал-предателя». Впрочем, некоторые эксперты надеются, что со временем Тбилиси вполне может поостыть и все же решиться на официальное размежевание с Цхинвалом и Сухумом. Но на это уйдут годы, если не десятилетия.

На Западе подписание договора с Абхазией также восприняли в штыки. Некоторые аналитики заподозрили Россию в намерении «прирезать к себе еще немного территории», вспомнив присоединение Крыма. А генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил:

- Этот так называемый договор не способствует мирному урегулированию ситуации в Грузии. Напротив, он нарушает суверенитет и территориальную целостность страны, грубо попирает принципы международного права, устав ОБСЕ и международные обязательства России. Я призываю Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

На Западе подписание договора с Абхазией также восприняли в штыки

В Госдепе США также заявили, что «не признают легитимными никакие договоры между грузинским регионом Абхазия и Россией». Но если реакция Запада, где любое усиление Москвы вызывает аллергию, вполне понятна, то чем руководствуются «внутренние скептики» в РФ, не совсем ясно.

В России находятся люди, вопрошающие: мол, на кой нам «обломки других государств», вроде Абхазии и Южной Осетии, Луганской и Донецкой областей Украины? Тем более - если их удержание под контролем РФ оборачивается для Москвы немалыми издержками (как недавно было объявлено, с июня ущерб РФ от западных санкций составил более 40 миллиардов долларов)?   

Однако в Кремле понимают: все эти республики, по сути, играют роль «геополитических якорей», которые не дают окончательно оторваться от России таким странам, как Грузия и Украина. Ведь в уставах НАТО и ЕС черным по белому написано: «нельзя принимать в состав государства, имеющие проблемы с территориальной целостностью».

Проще говоря, пока Грузия считает Абхазию и Южную Осетию частями своей территории, она не перейдет окончательно в стан геополитических противников РФ. Так же, как Киев вряд ли в обозримом будущем откажется от Донбасса. А пока «отколовшиеся частицы» находятся под контролем Москвы, время работает на нее - ведь политическая ситуация и в Грузии, и на Украине всегда может измениться в выгодную для нас сторону. Как говаривал Ходжа Насреддин, «либо халиф умрет, либо ишак сдохнет». 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии