Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.19
Евро 97.79
Юань 1.24

Не все копатели - черные

 Фото: Константин Чалабов/РИА Новости Фото: Константин Чалабов/РИА Новости Россияне не согласны с методами борьбы с археологами-любителями

Поисковики считают закон, запрещающий поиски с металлодетекторами без разрешения чиновников, очередной глупостью законодателей. А коллекционеры предсказывают резкий скачок цен на черном рынке артефактов и связанную с этим волну варварских погромов на археологических памятниках.

Копатель копателю рознь

Кладоискателям, не имеющим специального разрешения, может грозить штраф в размере 500 тыс. рублей.

Недавно сразу в нескольких городах страны прошли массовые акции протеста. Любители на досуге поискать что-нибудь интересное в земле с помощью металлодетекторов оставили свои приборы дома, надели белые перчатки и вышли на улицы.

Митингующие требовали отмены принятых Госдумой и Советом Федерации поправок сразу в нескольких законодательных актах страны. А именно - в 243-й статье УК РФ, в законы «Об объектах культурного наследия народов РФ» и «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Согласно нововведениям, даже за поисковую деятельность с помощью специальной техники на своем дачном участке кладоискателям, не имеющим специального разрешения, может грозить штраф в размере 500 тыс. рублей или того хуже - тюремный срок на шесть лет.

Россияне, считающие поиск артефактов и изучение истории своим безобидным хобби, возмущены тем, что «закон против копателей», как его окрестили в народе, приравнивает всех, кто имеет в своем распоряжении металлоискатели, к «черным копателям». Активисты просили президента страны не торопиться подписывать этот документ, однако Владимир Путин на прошлой неделе его все-таки подписал. OK-inform пообщался с несколькими протестующими.

Правительство объявляет «охоту на ведьм»

Почему проще приравнять всех, кто занимается поисковой деятельностью, к варварам?

- Поиски с металлоискателями в нашей стране стали весьма популярным хобби, занимаются им не только зарегистрированные организации, но и отдельные граждане, - считает Евгений Кондратенко, руководитель военно-исторического клуба «Ладога», чьи воспитанники часто участвуют в раскопках на местах сражений Великой Отечественной войны вместе с профессиональными поисковыми отрядами. - Называть любимое занятие около 2 млн россиян, а именно столько в России продано металлодетекторов, вне закона - это очередная глупость законотворцев и новая «охота на ведьм». Прежде чем что-то запрещать, власти должны что-то реально сделать. Когда я езжу по Новгородской области, встречаю десятки разоренных «черными копателями» курганов. Но почему государство не охраняет памятники археологии, не отлавливает и не наказывает реальных преступников? Почему проще приравнять всех, кто занимается поисковой деятельностью, к варварам? Почему людям, желающим изучать историю руками, вдруг ограничивают доступ к земле?

По мнению Евгения Кондратенко, руководствуясь логикой законотворцев, можно оштрафовать на полмиллиона и человека, который пришел в лес с лопатой, чтобы накопать червей для рыбалки.

- А мы с детьми имеем вполне благие намерения, мы не продаем найденное на черном рынке, а изучаем историю по тому, что находим в земле, - объясняет руководитель ВИК «Ладога». – Потому что в учебниках по истории много ошибок.

Про одну из них, обнаруженную благодаря поисковой работе, Евгений рассказал OK-inform.

- Мы прочитали, что во время Зимней, Советско-Финской войны на реке Тайпалеен-Йоки (ныне - река Бурная) была устроена переправа советских войск на плавающих танках, - говорит он. - В ходе нее полегли четыре взвода наших солдат, потому что финны их всех обстреляли из-за промаха нашей разведки. Мы решили в этом убедиться, отправившись в экспедицию. Занялись поисками на берегах реки, в месте описанной переправы, но не нашли ни одной гильзы, ни одного осколка, ни одного окопа. Зато в двух километрах оттуда подняли временные захоронения советских бойцов. Кто их сделал - финны или наши, непонятно…

Под удар попадут не «черные», а «белые»

Поставить на учет всех владельцев металлодетекторов невозможно.

Валентина Боброва, возглавляющая межрегиональный общественный фонд увековечения памяти погибших при защите Отечества, в который входят 94 поисковых отряда Ленобласти, тоже считает, что «закон против копателей» - сырой, и вводить его без доработки не следует.

- Мы занимаемся поиском и перезахоронением солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Металлоискатели в своей работе используем, но они не являются нашими основными средствами поиска, в отличие от собирателей монет и разной «бытовухи» прошлых лет.

По словам Валентины, законодательная инициатива, о которой идет речь, была направлена на то, чтобы координировать оборот поисковых приборов, ввести лицензии или запрет на их использование в любительских целях. Исходила данная инициатива от археологов.

- Ученые давно хотят упорядочить действия, связанные с раскопками и поиском исторических ценностей, но сделать это, ограничив использование металлодетекторов, не получится, - уверена наша собеседница. - Поставить на учет всех владельцев металлодетекторов невозможно, а в случаях обнаружения фактов разорения древних могильников будут проверять людей, официально зарегистрированных в поисковых организациях. Таким образом, под действие нового закона попадут не «черные», а «белые» копатели.

К слову, фонд Валентины Бобровой и без нововведений в законодательстве каждый раз получает разрешения на проведение земляных работ в ответственных инстанциях региона.

«Закон против копателей» породит преступления против истории

Можно предполагать, что с введением запрета на приборные поиски цены на артефакты подскочат.

А коллекционер раскопанных артефактов Николай Климонов напомнил OK-inform, что профессиональная археология зародилась благодаря «копарю-любителю» Генриху Шлиману, который прославился своими находками на месте античной Трои.

- Шлиман хотел найти доказательства правдивости гомеровской «Одиссеи» и затеял во второй половине XIX века раскопки в Малой Азии. Из-за его грубой работы, культурный слой, имеющий отношение к описываемым Гомером временам, был уничтожен. А Шлиман раскопал артефакты более ранних веков.

По мнению Николая, повышенный интерес к поисковой работе грозит тем, что будет полностью уничтожен культурный слой времен Великой Отечественной. По идее, данную сферу должно контролировать государство, но не запретами, как оно это привыкло делать.

- Можно констатировать, что нынешним археологам артефакты, имеющие отношение к войне, не интересны, - говорит коллекционер. - Уже все найдено, изучено, мест в музейных коллекциях нет, в частных тоже. А для потомков в земле ничего не останется, потому что найденное сейчас просто уничтожается. На черном рынке стоимость находок советского периода копеечная. Но можно предполагать, что с введением запрета на приборные поиски цены на артефакты подскочат. А это автоматически породит более грубые действия при раскопках, повсеместное варварство.

Кто-то занимается кладоискательством из-за интереса к истории, из-за азарта, а кто-то ради наживы. Николай Климонов считает, что более эффективной борьбой с разорением памятников археологии было бы создание единой базы объектов культурного наследия, на которых любительская поисковая деятельность была бы не допустима. Ведь многие дилетанты разоряют археологические памятники по незнанию. Ввод обязательства сообщать государству о любых ценных находках тоже был бы более действенным. А еще лучше, если государство будет выкупать у поисковиков найденные артефакты по рыночной стоимости, как это делается в Великобритании.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии