Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Нужно ли охранять традицию?

 Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости О том, в чем заключается разница между привычкой потребителя и традицией народа

Власти городка Рубе, расположенного на севере Франции, неподалеку от бельгийской границы, призвали владельцев кафе и ресторанов убрать летние террасы на время священного для мусульман месяца поста Рамадан. Владельцы заведений общественного питания согласились на такую инициативу местного муниципалитета в знак уважения к мусульманам. Власти муниципалитета также порекомендовали владельцам кафе и ресторанов продлить на время месяца Рамадан часы работы заведений, а также обеспечить меню халяльными блюдами, что позволит мусульманам проводить ифтар - вечерний прием пищи. Инициатива тут же возродила дискуссии о культурных нормах и традициях Франции, о том, что можно и что нельзя позволять «неклассическим французам» - этакий политкорректный аналог расовой проблематики.

Зазвучало многоголосье о том, что власти не должны поддаваться влиянию иммигрантов и их потомков и сворачивать «французские традиции», под которыми подразумевались ресторанные террасы.

Попробуем не присоединяться к дискуссии о том, много или мало иммигрантов во Франции, нужны ли они, что делать с их потомками и во что должна в конечном счете превратиться Пятая республика. По большому счету, Франция волнует россиян в среднем раз в жизни и то только как объект туризма.

Так что проблема это не наша, и не нам ее решать. Однако постараемся сфокусироваться на том, что такое традиция и нужна ли ей защита. Так как абсолютно такие же голоса раздаются и в России, а под «традицией» подразумевают все, что угодно.

Есть и пить напоказ на улице - вообще не традиция, а потребительский стандарт, введенный в конце XIX - начале XX века.

Традиция - исторический феномен. Это совокупность представлений, обрядов и навыков практической и общественной деятельности. Она основана на сакральном опыте и социальной организации. Это то, что обусловлено оригинальным опытом этнического сознания. И, конечно же, деятельность, спровоцированная чьим-то решением или рекламой, не является традицией. В лучшем случае это можно назвать потребительской привычкой

В данной ситуации традицией называют попивать кофе на террасе, якобы имеющей французские (ну или как минимум общеевропейские) корни. Однако если мы действительно поинтересуемся тем, какова французская традиция потребления пищи, то мы выясним, что это большие семейные обеды с молитвой и обсуждением последних событий, социальная акция для членов семьи, которая длится не менее полутора часов.

Питье кофе на террасе никогда не было французской традицией. Есть и пить напоказ на улице - вообще не традиция, а потребительский стандарт, введенный в конце XIX - начале XX века при развитии капитализма и провокации на потребление. Через эту инновацию держатели кафе и ресторанов вовлекали новых потребителей. Именно в это время во Франции разрушается институт семейных обедов и зарождается культура того, что мы сейчас называем бизнес-ланчами.

Такая практика не могла быть традиций даже по соображениям гигиены и антисанитарии, царящих в Европе, и она стала возможна только после изобретения консервации, антибиотиков и относительно современных средств обработки и хранения продуктов, т.е. как минимум является результатом целенаправленной рациональной деятельности эпохи Просвещения.

Изменение характера производства и экономики в целом требовали слома французских традиций. И этот слом породил новые практики и социальную реальность, основанную не на традициях, а на потребительских стандартах и технологиях обеспечения комфорта. Но принимать их за «французские традиции» способны только наивные люди или те, кто прилагает воистину героические усилия по самообману.

Можно впадать в этнофанатизм и кричать, что террасы - это французская традиция, но это лицемерие. Все равно, что кричать, что американской традицией является iPad и iPhone.

Французская ситуация - это конфликт между образом жизни, основанным на потребительском фундаментализме, и мусульманской традицией, которая в принципе имеет много общего с ныне забытой французско-католической постной традицией.

Главная претензия в том, что собственная традиция забыта, а главная обида в том, что возродить ее, не разрушая потребительской инфраструктуры со всеми ее стандартами и нормами, невозможно.

Можно впадать в этнофанатизм и кричать, что террасы - это французская традиция, но это лицемерие. Все равно, что кричать, что американской традицией является iPad и iPhone. Однако разумные люди в такой ситуации в частном порядке ищут личное решение. Либо оно основано на реанимации собственной традиции (и часто это принимает нелепые, довольно лицемерные и оторванные от жизни формы религиозной или средневековой романтики), либо на допущении, что любая традиция имеет право на собственное выражение, и отсутствие собственной традиции – это просто собственный недостаток (таков путь толерантности), либо провести над собой серьезную работу и убедить свое тело, что не все в этом мире крутится вокруг исключительного права все потреблять, и что в принципе месяц без террас прожить можно. Вон, в холодной и деспотичной России террасы убирают на полгода лютой и медведеопасной зимы, и никто до сих пор не умер.

Однако работа по контролю своего потребления - это тоже серьезная внутренняя работа, полная своего драматизма и усилия. А работать хотят не только русские люди, но и французские.

Читать другие блоги автора.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии