Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.99
Евро 98.78
Юань 1.26

Будущее посёлка Лисий Нос под угрозой намыва

 Жители считают, что планы по промышленному и градостроительному «освоению» акватории Финского залива помешают их спокойной и комфортной жизни

Конкретной информации о том, как повлияет проект намыва «Новый берег» на посёлок Лисий Нос, нет. Точнее, известно, что на прибрежной территории западнее Лисьего Носа хотят построить очистные сооружения с пропускной способностью более 50 тысяч кубометров в сутки. Они будут обслуживать город на намывных островах. Известно так же, что вместо железной дороги, которая проходит от посёлка до стройплощадки в районе Горской, создадут автомагистраль городского значения М-3. По ней сначала будут ездить гружёные стройматериалами для намывного города грузовики. Потом трассу заполонят машины тех элитных граждан, кто будет жить и работать в «Новом береге». При этом никто из проектировщиков не вдаётся в подробности: как при этом будут чувствовать себя жители Лисьего Носа в окружении новых магистралей и стройки? «Общественный контроль» разбирался в ситуации.

Зловония намывного города дойдут до Лисьего Носа

– Второй год мы не можем добиться конкретики, – рассказывает «Общественному контролю» жительница Лисьего Носа Татьяна Дашкевич. – Планы планами, но ведь при их реализации должно учитываться мнение учёных и населения. И те, и другие категорически против строительства очистных сооружений и трассы в Лисьем Носу. Наша инициативная группа борется за то, чтобы посёлок с 500-летней историей не разорили люди, причастные к намыву между Горской и Сестрорецком.

Жители Лисьего Носа не без оснований опасаются, что если в десятках метрах западнее посёлка возведут мощные канализационные очистные сооружения, то поселковое население попросту задохнётся от «благоуханий» отходов жизнедеятельности жителей намывного города, а залив возле Лисьего Носа превратится в клоаку.

– В Лисьем Носу дуют преимущественно северо-западные ветра, а это значит, что вся вонь с очистных сооружений дойдёт до нас, – объясняет глава муниципального образования «Лисий Нос» Виктор Шарганов. – Кроме того, территория, где собираются строить «отстойник», представляет экологическую и эстетическую ценность. Здесь находит убежище ряд редких и занесённых в Красную книгу видов животных, а также растений. Это место отдыха и жителей посёлка, и горожан. А ещё в этом укромном когда-то месте казнили и хоронили противников царского режима, а затем и участников кронштадтского мятежа.

Очистные сооружения в Лисьем Носу планируют построить ориентировочно в 2013-2014 годах, а ввод городского коллектора в Ольгино запланирован на гораздо более поздний срок.

– Куда зловонную жижу из «отстойника» качать собираются? – удивляется Виктор Шарганов. – Наверно, в залив пока…

Материалы по теме

Люди и предприятия загрязняют воду поневоле 

В Петербурге всего 4% охраняемых природных территорий

Ещё один активист из Лисьего Носа, Андрей Тимесков, напоминает, что совсем неподалёку от их посёлка, в Ольгино, уже есть современные очистные сооружения. Можно было бы проложить канализационную трубу от намывного города туда. Но, видимо, дешевле создать новые иловые поля.

– Самое интересное, что намывной город будет по ту сторону дамбы, а очистные сооружения для него – по эту, – говорит Татьяна Дашкевич. – А всё потому, что там Курортный район Петербурга, в котором подобные объекты априори нельзя сооружать, а Лисий Нос совсем недавно, в угоду проекта «освоения» залива, передали в ведение Приморского района города.

Власти в Лисий Нос пока нос не совали

Инициативная группа посёлка, которую возглавила Татьяна Дашкевич, собрала подписи против строительства очистных сооружений и автомагистрали в Лисьем Носу. Свои автографы в официальном письме к губернатору, депутатам Закса и Общественной приёмной Дмитрия Медведева оставили не только простые жители Лисьего Носа, живущие в старых деревянных домах, но и владельцы шикарных коттеджей, расположенных в посёлке. Например, жена депутата Госдумы Владимира Пехтина, председатель совета директоров группы компаний «Эталон» (ЛенСпецСМУ) Вячеслав Заренков, директор ФСКН России Виктор Иванов и другие. Правда, официальных ответов на письма и запросы со стороны властей пока не последовало.

– Если раньше в посёлке было 2,5 тысячи избирателей, то сейчас их число возросло до 4 тысяч, – рассказал «Общественному контролю» Андрей Тимесков. – Население Лисьего Носа растёт, в том числе, и за счёт того, что здесь живут известные люди. Юрий Севенард, Александр Невзоров, Александр Запесоцкий, мать Георгия Полтавченко, в конце концов. Они, так же как и простые граждане, вкладывают деньги в свои дома и сады-огороды. Но все эти средства могут вылететь в трубу, если в нашем тихом и чистом посёлке, со всех сторон огороженном лесным массивом, построят очистные сооружения и автомагистраль.

Как считает поселковый глава Виктор Шарганов, из-за автомагистрали, которая будет обеспечивать транспортную доступность города на намывных островах, посёлок разделится на три части. Приморское шоссе и железная дорога и так разделили Лисий Нос на две части. Трасса М-3 «отрубит» третий кусок. И людям придётся ходить в баню, в поликлинику, в банк и за продуктами через оживлённую автомагистраль. И переходные мосты здесь не спасут. Представляете, как старушка будет с тюками взбираться по лестнице туда и обратно?

Татьяна Дашкевич говорит, что самое первое требование, которое было написано в обращении к власть имущим жителями Лисьего Носа, звучит так: «Просим обнародовать перспективы развития посёлка Лисий Нос в связи с намывом новых территорий и строительством нового города».

– Потому что мы не знаем, как нам жить дальше, – объясняет Дашкевич. – А представьте, каково тем людям, чьи дома стоят на Морском проспекте, где предполагается трасса?

Также население Лисьего Носа волнует, где будут жить тысячи строителей «Нового берега». К тому же в посёлке отсутствует отделение полиции.

А проект-то сомнительный

По мнению жителей Лисьего Носа, инвестор пытается сэкономить на автомагистрали точно так же, как на очистных сооружениях. Иначе бы он рассмотрел возможность строительства автомобильной развязки в районе Горской.

– Вообще, весь этот проект намыва очень сомнителен, – считает Андрей Тимесков, который в июле этого года организовал в Сестрорецке митинг против намыва. – По федеральному законодательству нельзя вести строительные работы в акватории ближе 500 метров к Комплексу защитных сооружений, а в соответствии с проектом инвестора намыв будет строиться вплотную к дамбе.

Экологическая оценка финских учёных проекта «Новый берег», опубликованная на сайте ООО «Северо-Запад Инвест», переведена не совсем правильно, считает Андрей Тимесков. Финские экологи, на самом деле, заключили, что намыв нанесёт урон окружающей среде, хоть и не большой.

– Инвестор говорит, что благодаря тому, что район намыва оградят шпунтом, мути в заливе, как при строительстве «Морского фасада», не будет, – объясняет активист из Лисьего Носа. – Но песок-то будут добывать из залива в районе Кронштадта и ЛАЭС. В местах, где будут размывать грунт, ихтиологи прогнозируют массовый замор рыбы, а организации, занимающиеся проблемами атомных электростанций вроде «Беллоны», опасаются аварийной остановки реакторов на ЛАЭС из-за нарушения системы охлаждения.

Материалы по теме

Атомная энергетика как самогонный аппарат 

Эсеры планируют продолжить бороться с намывными территориями в Курортном районе. Закс рассмотрит права эмбрионов на митинги около церкви 

Для борьбы с намывом все методы хороши

На вопрос, как вы собираетесь защищаться от намыва и его последствий без серьёзной поддержки в правительстве, Андрей Тимесков ответил «Общественному контролю»:

– У жителей Лисьего Носа уже есть опыт перекрытия дорог. Летом прошлого года мы преградили путь грузовикам со строительным мусором, которые с разрешения прежнего главы муниципального образования устраивали на территории посёлка свалку. А ещё есть такая тактика «разводного ключа», которая была успешно опробована в России при защите Химкинского леса. Тогда вывели из строя машинные механизмы, атаковали администрацию и прочее. Рано или поздно последняя капля упадёт в чашу народного терпения.

Самое обидное, по словам жителей Лисьего Носа, что вместо того, чтобы решать насущные проблемы посёлка, город готов вкладывать бешеные средства в малоизученный и спорный проект намыва.

Прежде чем создавать новые земли, нужно решить проблемы существующих

– Главная проблема у нас – это переход через Приморское шоссе и железнодорожный переезд, – говорит Виктор Шарганов. – Здесь постоянно случаются аварии и гибнут люди. Нет полосы разгона и места отстоя транспорта, зато есть разделительная полоса. Машины несутся с виадука. Перед пешеходным переходом не тормозят. Возвращающиеся из Петербурга люди по 20 минут пытаются перейти дорогу. Кому-то везёт. Кто-то попадает под колёса. И светофор тут не спасёт, потому что для тормозного пути мало места, особенно в гололёд. А если возникает очередь на железнодорожный переезд? Водители не знают, что делать – либо подставлять свои машины транспорту, мчащемуся с моста, либо кидаться под электричку. А когда летом клали асфальт, железнодорожный переезд был единственным путём на противоположную часть посёлка, и этот путь был закрыт целые сутки. Хорошо, что в тот день ни у кого не случилось инфаркта или инсульта, не начался пожар!

А ещё у многих жителей Лисьего Носа до сих пор нет газа. В мае федералы наконец-то собрались провести бесплатную газификацию почти 300 местным льготникам, о которой говорила ещё Валентина Матвиенко во время своей предвыборной кампании в 2003 году. Однако газовые трубы, которые стал использовать субподрядчик, оказались столь низкого качества, что собирать их можно только у дома.

– В итоге стена моего деревянного дома с опилочной засыпкой от сварочных работ загорелась, – рассказала Татьяна Дашкевич. – Мой дом чудом не сгорел. Но когда установку этих «чудо-труб» повсеместно закончили, газ так и не появился. Мы до сих пор ждём. А ведь многие из нас сняли дровяные и угольные котлы, решив, что к отопительному сезону мы наконец-то будем с газом.

Вот такие контрасты в Лисьем Носу. Элитный город-мечта на намывных островах и бытовые неурядицы населения прибрежной зоны – всё рядом.

Материалы по теме

У рабочих, которые выпустили 2000 тонн труб, новоселье 

Нужно знать, что ты ешь и чем ты дышишь

 Справка «Общественного контроля»

Амбициозный проект намыва «Новый берег» в акватории Финского залива реализовывает ООО «Северо-Запад Инвест». В планах компании – комплексное освоение территории площадью около 510 га, из которых 370 га – это два намывных острова. В новом районе смогут проживать более 60 тысяч человек. Инвестиции в проект составят 250 млрд рублей.

По разработанному японской мастерской Nikken Sekkei проекту, на 80% площадей предусматривается возведение трёх- и четырёхэтажных строений. В районе дамбы рассматривается возможность строительства объектов высотой до 70 метров. Общая площадь жилой застройки составит 2 млн кв. метров, площадь объектов коммерческого и социального назначения – около 1 млн кв. метров. На одном из намывных островов планируется организовать гавань на 400 яхтенных мест. Также проект предусматривает обустройство городского пляжа протяжённостью 5 км.

Кстати, 1 октября, на заседании профильной комиссии Заксобрания по экологической безопасности, которую возглавляет Анатолий Кривенченко, проект создания новых намывных территорий близ Сестрорецка был признан опасным для экологии и для будущих жителей. Однако представитель компании-инвестора Михаил Черепанов с этим заключением не согласен, поскольку на заседание парламентской комиссии не пригласили ни одного из 27 экспертов, подписавших государственную экологическую экспертизу проекта намыва «Новый берег». По его словам, причины, по которым люди инициировали это мероприятие, абсолютно разные: «Кто-то хочет накопить политический капитал, быть цитируемым, кто-то хочет, чтобы о нём услышали и тоже поучаствовать в реализации проекта, кто-то действительно переживает за судьбу района».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, экскурсовод, 31 год Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии