Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.65
Евро 98.58
Юань 1.25

Карабах как иголка в бок России

 Фото: Асатур Есаянц/Sputnik Фото: Асатур Есаянц/Sputnik Внезапное обострение застарелого конфликта в Нагорном Карабахе, с одной стороны, стало неожиданностью для многих жителей постсоветского пространства. Казалось, что подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном в 1994-м вроде бы расставило все точки над «i». С другой стороны, политологи восприняли новую вспышку агрессии в Закавказье как вполне логичный шаг, организованный в пику России

После того как на Юго-Востоке Украины установился шаткий мир, а в Сирии стартовал переговорный процесс, Западу (и в первую очередь Соединенным Штатам) понадобился новый «очаг напряженности» неподалеку от границ России - и к тому же в зоне ее прямой ответственности. Как полагают аналитики, сам армяно-азербайджанский конфликт не имеет четких перспектив разрешения. Сегодня слишком многие в мире заинтересованы в том, чтобы поддерживать его в тлеющем состоянии.

Непросчитанное нападение

Вряд ли стоит заострять внимание на описании самой хроники военных действий в Нагорном Карабахе. Достаточно напомнить: 2 апреля внезапно начались перестрелки по всей сохранявшейся в последние 22 года «линии соприкосновения» - с использованием бронетехники, артиллерии, систем залпового огня и даже боевой авиации. По итогам локальных боев с обеих сторон зафиксировано несколько десятков убитых и раненых. Ряду населенных пунктах Карабаха нанесены серьезные разрушения. Сгорело более десятка единиц азербайджанской военной техники.

2 апреля внезапно начались перестрелки по всей сохранявшейся в последние 22 года «линии соприкосновения» - с использованием бронетехники, артиллерии, систем залпового огня и даже боевой авиации.

Главный видимый результат боев - войска Азербайджана заняли несколько стратегических высот в Карабахе, а также захватили ряд приграничных сел. Дальше, как считают военные стратеги, Баку предстоит затяжная дипломатическая война с целью удержать завоеванное. Чтобы впоследствии (через несколько месяцев или лет) попытаться продолжить «ползучее наступление» в глубь Нагорного Карабаха. Ведь именно этого жаждет население Азербайджана.

При этом, по мнению экспертов, наступательная операция азербайджанцев была не слишком хорошо организованной и чуть ли не спонтанной. 

- Азербайджанцы даже не пытались имитировать стратегическое наступление, оперировали ограниченными силами - и в самый критический момент просто остановились. Действовали они шаблонно, а кое-где - спустя рукава. Но за счет эффекта внезапности им удалось продвинуться там, где армянские войска заведомо готовы были отступить, - считает военный эксперт Евгений Крутиков (newizv.ru)

Большая война невозможна

Апокалиптические прогнозы ряда политиков - вроде того, что «война в Карабахе взорвет весь регион», - не имеют под собой оснований. По мнению экспертов, вступить в большой региональный конфликт не готова ни одна из сторон. Армения не хочет по очевидной причине: ведь конфликт 1992 - 1994 годов завершился, по сути, ее победой. Сегодня Ереван контролирует почти всю территорию Нагорного Карабаха, а также семь бывших районов Азербайджана. На большее армяне не замахиваются, а их главный интерес - в сохранении контроля над имеющимися территориями.

Специалисты по Кавказу говорят: все 22 года, начиная с 1994-го, Азербайджан рассчитывал накачать экономические мускулы и уж тогда надавить на Армению и Нагорно-Карабахскую республику экономически.

Зато в Азербайджане возвращение «оккупированных территорий» - это национальная идея фикс. Любой азербайджанский политик всегда рад порассуждать о том, что в случае провала вялотекущих мирных переговоров Баку готов силой вернуть себе Агдам, Физули, Лачин и Степанакерт. А лучший способ не дать миру забыть о проблеме Нагорного Карабаха - периодически поддерживать напряженность на «линии соприкосновения».

Стоит оценить и сами стороны конфликта. С одной стороны, Азербайджан - небольшое приморское государство, сидящее на богатой углеводородной ренте и неуклонно вооружающееся. С другой - Армения, страна со слабой экономикой, скудными ресурсами и не имеющая выхода к морю. С третьей - Нагорно-Карабахская республика, чей главный ресурс - сельское хозяйство. Ни Армения, ни НКР просто не в состоянии тратить на оборону столько же, сколько Баку. К тому же Азербайджан активно поддерживает Турция. Правда, за спиной Армении стоит Россия, имеющая в Армении большую военную базу.

Специалисты по Кавказу говорят: все 22 года, начиная с 1994-го, Азербайджан рассчитывал накачать экономические мускулы и уж тогда надавить на Армению и Нагорно-Карабахскую республику экономически. Или - резко нарастить свой военный потенциал, в итоге получив такой военный перевес, который позволит ему начать войну, не считаясь с возможными потерями.

Алиев сегодня не может удержать манат от падения, и правящие кланы потихоньку выходят из-под его контроля. Война, как известно, лучший выход из кризиса.

- Главная заинтересованность в новом конфликте - у Азербайджана, а не у Армении. Отчасти дело во внутренних разборках местной власти, но самое главное - удачно подобранное время. Россия и Турция сейчас в очень плохих отношениях, а значит, самое время попытаться отыграть свое в вопросе Нагорного Карабаха, - считает эксперт Института международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский (rian.ru).

Масштабная война невозможна и потому, что в глубине души политики и военные в Баку… боятся потенциального противника, как и любых серьезных столкновений. Во-первых, у них еще слишком свежа память о военных поражениях 1992-1994-го. Во-вторых - нет уверенности, что в случае новой войны они смогут одержать победу. Да, активная модернизация армии в Азербайджане идет, но по основным видам вооружений у них с армянами сегодня примерный паритет. Кроме того, Армения - один из ближайших союзников РФ, страна входит в Евразийское экономическое сообщество и Организацию договора о коллективной безопасности. И в случае серьезного наступления в глубь Армении велик риск вовлечь в этот конфликт Россию.

Наконец, президент Ильхам Алиев, как умный политик, прекрасно отдает себе отчет: в случае масштабной войны Азербайджан может потерять слишком много. В последнее десятилетие, благодаря высоким ценам на нефть, в его стране один за другим росли небоскребы, супермаркеты и огромные жилищные комплексы. Рос и уровень жизни рядовых азербайджанцев. В последний год, с обвалом нефтяных цен, у Баку появились экономические трудности: упал курс национальной валюты, население начало потихоньку беднеть. Но реальная война за Карабах принесет Азербайджану неисчислимые беды - включая атаки противника на нефтяные месторождения, трубопроводы, перерабатывающие заводы и т.д.

Тем не менее некоторые эксперты уверены: Азербайджану все же нужна имитация войны. Она сплачивает нацию, приносит локальные успехи (которые тешат национальную гордость), а заодно - стравливает пар в напряженной общественной атмосфере.

- Предпосылкой нынешнего обострения, скорее всего, служит не «турецкий» или «американский след», а внутриполитический и экономический кризис в Азербайджане. Алиев сегодня не может удержать манат от падения, и правящие кланы потихоньку выходят из-под его контроля. Война, как известно, лучший выход из кризиса. Важнее всего, насколько в Баку просчитали все риски нового обострения, - говорит Владимир Новиков, эксперт Института социально-политических исследований Черноморского региона (regnum.ru). - Ни в Москве, ни в Ереване, ни в Баку никто не жаждет полномасштабной войны. Но взаимные обстрелы и психологическая война могут привести к тому, что события начнут развиваться по собственной логике. В последние 20 лет и Баку, и Ереван были слишком заняты решением внутренних проблем. Но в Азербайджане их накопилось столько, что решить их за счет внутренних ресурсов Алиев уже не может - и использует эскалацию конфликта в Карабахе как паровой клапан.

Под внешним влиянием

Впрочем, многие политологи видят в конфликте роль более влиятельных игроков, прежде всего - Турции. Турки и азербайджанцы говорят практически на одном языке, экономические и политические интересы двух стран очень близки. А главное - они в равной степени враждебно настроены к Армении, которая, по иронии судьбы, находится прямо между ними. Так что у турецкого президента Реджепа Эрдогана, насмерть рассорившегося с Москвой после инцидента со сбитым над Сирией Су-24, был крайне велик соблазн чужими руками создать новую головную боль для России. Вскоре после начала стрельбы в Карабахе Эрдоган прямо заявил: «Мы молимся за то, чтобы азербайджанские братья одержали победу в боях с наименьшими потерями, мы поддержим Азербайджан до конца».

- Внешние силы имеют прямое отношение к нынешней эскалации конфликта. И дело не только в интересах Турции. Стоит помнить и о противоречиях между США и РФ на постсоветском пространстве. Стратегия Америки направлена на то, чтобы сдерживать так называемые «имперские амбиции Кремля» - попросту говоря, не давать Москве увеличивать свое влияние в пределах бывшего СССР. Как раз накануне конфликта госсекретарь США Джон Керри встречался с Ильхамом Алиевым, поддержав «территориальную целостность Азербайджана». Все это напомнило визиты американских дипломатов в Тбилиси накануне конфликта с Южной Осетией. При этом на Западе после военного нападения Азербайджана никто и не подумал критиковать страну-агрессора. Все вместе это выглядит очень тревожно, - говорит политолог Андрей Арешев (federalpress.ru).

Задачи для России

Главная цель РФ в данном случае - как можно быстрее и с минимальными потерями погасить конфликт, перевести его в дипломатическую стадию. Благо у Москвы вполне хватает рычагов влияния и на Баку, и на Ереван.

Главная цель РФ в данном случае - как можно быстрее и с минимальными потерями погасить конфликт, перевести его в дипломатическую стадию. Благо у Москвы вполне хватает рычагов влияния и на Баку, и на Ереван.

 - Сейчас ситуация принципиально отличается от начала 1990-х, когда разразился предыдущий конфликт. Тогда в Москве был острый дефицит политической воли. Неумение привести в чувство армян и азербайджанцев, начавших открытый спор за Карабах, привело к межнациональному конфликту. Неграмотная и слабая реакция Москвы фактически спровоцировала войну за Карабах, - считает политолог Петр Акопов. - Но Армения и Азербайджан существуют не сами по себе, а являются частью постсоветского пространства. Оно, хотя и остается ареной противоборства между РФ и США, но все же постепенно возвращается под влияние Москвы. После образования ЕАЭС Армения стала его членом, она является и союзником РФ по ОДКБ, так что воевать с ней - значит воевать с Россией. А Баку стремится сохранить хорошие отношения и с Москвой, и с турками. И совсем не хочет участвовать в создании «антироссийского вала от Балтики до Каспия», на который рассчитывают на Западе, - заключает эксперт.

Уже 7 апреля должен пройти очередной раунд трехсторонних переговоров в формате Россия - Армения - Азербайджан, от которого ожидают реального продвижения. А возможно - и прорыва, который чуть было не состоялся 5 лет назад.

Напомним: в июне 2011-го на встрече в Казани тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев предложил лидерам Азербайджана и Армении подписать «дорожную карту» урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Согласно документу, сначала Армения передавала захваченные в 1992 - 1994-м азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха (семь районов полностью, а также 13 сел в Лачинском районе). Затем в Лачинском районе планировали создать специальный «коридор», связывающий Армению и Нагорный Карабах. Определить статус НКР планировалось позже - на специальном референдуме (и при условии возвращения в регион азербайджанских беженцев).

По пути в Казань Дмитрий Медведев уже чувствовал себя настоящим миротворцем, но увы - подписание «дорожной карты» в последний момент сорвалось.

Теперь у Медведева есть еще один шанс организовать прорыв в урегулировании. 7 - 8 апреля он едет с визитом в Ереван, где проведет Евразийский межправительственный совет. А 6 - 7 апреля в Баку глава МИД РФ Сергей Лавров встретится с коллегами из Азербайджана и Армении. Похоже, на этот раз наши дипломаты в ходе переговоров будут вынуждены действовать намного активнее и напористее, чем обычно. В Москве вовсе не хотят получить прямо под боком еще один долгий горячий конфликт, на погашение которого придется потратить массу сил и средств. Хотя именно в таком развитии событий и заинтересованы Соединенные Штаты и Турция.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Маргарита, домохозяйка, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии