Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Борис Шмелев: Мы можем «закрыть глаза» на поставку финской продукции на наш рынок

 Фото из личного архива Б. Шмелева Фото из личного архива Б. Шмелева Санкции Евросоюза в отношении России вновь продлены. Остаются ли они эффективным международным инструментом или, напротив, чем дальше, тем больше показывают свою бесполезность? На вопросы ОК-информ ответил руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев:

- Евросоюз официально продлил санкции до 31 июля 2017 года. На мой взгляд, это очевидный и вполне ожидаемый ход со стороны ЕС, по мнению функционеров которого, за последнее время не произошло ничего такого, в результате чего данные меры воздействия могли бы быть сняты.

«В рамках санкционной политики остаются достаточно широкие возможности для маневра. Можно торговать, инвестировать, вести переговоры, сотрудничать»

Разберем, о чем идет речь, по пунктам.

Первое - по мнению тех, кто голосовал за продление срока санкций, России необходимо выполнить Минские соглашения. При этом в Брюсселе прекрасно осознают, что их реализация зависит в первую очередь не от Москвы, а от Киева. Тем не менее от Украины выполнения обязательств никто не требует, поэтому вопрос зашел в тупик, и ситуация еще более обострилась, так как начались новые бои в Дебальцево.

Второе - присоединение Крыма по-прежнему остается больным вопросом. Понятно, что Крым Россия не вернет, никаких новых референдумов там проводить никто не собирается, и ни о какой выплате компенсаций не может быть даже речи.

Третье - добавилась еще одна проблема - политика России в Сирии, особенно широко обсуждаемая после установления контроля над Алеппо. Поскольку ожидать в Сирии кардинальных перемен не приходится, остается посмотреть, что будет предпринимать новая администрация Трампа и чем закончатся переговоры с Ираном и Турцией. Может быть, на региональном уровне России удастся быстрее найти развязки всех этих проблем, чем на переговорах с «великими державами». Хотя, разумеется, без договоренности с США сделать нельзя ничего.

«Валентина Матвиенко на днях заверила, что в 2017 году санкции начнут ослаблять, а затем снимут. Думаю, скорее всего, она просто выдает желаемое за действительное, надеясь, может быть, на то, что "вот Трамп приедет и всех нас рассудит". Лично я оптимизма Валентины Ивановны не разделяю»

Учитывая перечисленные обстоятельства, можно не сомневаться - предпосылок к отмене санкций пока нет, и в обозримом будущем не предвидится. Но почему в таком случае речь идет о периоде в полгода? Это некая своеобразная «морковка» перед носом России - дескать, мы готовы к сотрудничеству, но для этого вы должны сделать то-то и то-то. Однако реально Запад менять своей позиции не намерен, так как расхождения во взглядах у нас достаточно серьезные. Другой разговор, что эти ограничения могут выполняться формально. Валентина Матвиенко на днях заверила, что в 2017 году санкции начнут ослаблять, а затем снимут. Думаю, скорее всего, она просто выдает желаемое за действительное, надеясь, может быть, на то, что «вот Трамп приедет и всех нас рассудит».

Лично я оптимизма Валентины Ивановны не разделяю. Даже при значительном американском влиянии Европа жестко ведет свою политику. Там уже сформировались свои группы, свои «структуры влияния», устойчивые точки зрения истеблишмента и СМИ.

Между тем, в начале декабря Финляндия, Норвегия и Россия проводили совещания на уровне министров, в ходе которых шла речь о том, что «нормализация отношений с Россией не противоречит санкциям». Это, безусловно, вопрос политической воли, так как в рамках санкционной политики остаются достаточно широкие возможности для маневра.

Можно торговать, инвестировать, вести переговоры, сотрудничать. Финляндия и Норвегия ищут выходы на российский рынок и очень хотели бы, чтобы Россия отказалась от своих контрсанкций. Так, молочная продукция из Финляндии сейчас в Россию практически не поступает, а мы всегда были основным рынком сбыта. Принципиальных послаблений для финнов мы сделать не имеем права, но можем, что называется, «закрыть глаза» на поставку отдельных видов этой продукции на наш рынок. То же самое с рыбой из Норвегии. При этом точка зрения обеих стран по украинскому и сирийскому вопросам остается неизменной. Речь идет о том, что экономические интересы зачастую оказываются сильнее политических...

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии