Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Стоп-конвейер: господдержка до автозаводов может не дойти

 Фото: Игорь Руссак/РИА Новости Фото: Игорь Руссак/РИА Новости Первый автозавод петербургского «Детройта» - всеволожский Ford Sollers, запущенный в 2002 году, приостановил производство как минимум до середины января 2016 года. Буквально накануне приостановки премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление № 1226 о поддержке отечественного автопрома. «Общественный контроль» попытался найти связь между этими событиями

Российские предприятия ждали господдержки с нетерпением, однако предлагаемые меры многих разочаровали, поскольку в первую очередь предполагается поддержать «социально-значимые» «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», то есть полностью отечественные компании. До автозаводов мировых брендов в лучшем случай дойдут относительно небольшие суммы (через лизинговые схемы).

Оптимизм ожиданий и пессимизм реальности

Предложенные Минпромторгом РФ еще год назад, в декабре 2014-го, «Меры государственной поддержки промышленных предприятий» предполагали вывод объемов российского производства легковых автомобилей на уровень 3,1 млн машин в год. Результат опроверг все планы: по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи легковых автомобилей в России по итогам десяти месяцев 2015 года снизились на 33,6% и составили всего 1,3 млн машин (причем речь идет не только о машинах российской сборки - это общий объем рынка).

Понятно, что за оставшиеся два месяца года число продаж даже близко не подойдет к показателям, принятым Минэкономразвития. Даже если вдруг правительство решит профинансировать производство такого количества автомобилей, их будет просто некому продать. Объемы рынка существенно меньше, и никакими льготными кредитами его втрое не увеличить - падение доходов населения таково, что просто не в состоянии эти гипотетические кредиты обслуживать. Рынки стран-партнеров по Таможенному Союзу (Белоруссии и Казахстана) также не помогут увеличить продажи автомобилей российской сборки.

Продажи легковых автомобилей в России по итогам десяти месяцев 2015 года снизились на 33,6% и составили всего 1,3 млн машин

Возможно, именно этим объясняется остановка конвейера во Всеволожске через два дня после того, как руководство компании оценило меры господдержки автопрома. Стоит отметить, что оптимистичные ожидания зиждились не на пустом месте - в 2014-м меры по стимулированию потребительского спроса на автомобильном рынке предусматривали госпрограммы льготного кредитования, льготного лизинга и выкупа старого авто под приобретение нового.

Напомним, что тогда под действие этих программ попали не только «коренные» отечественные автозаводы, но и практически все российские «дочки» международных концернов (ограничения были только по стоимости - до 1 млн рублей). По ряду причин не попали в эти госпрограммы произведенные на территории РФ китайские машины, хотя формально всем требованиям они соответствовали.

Теперь же правительство отказало в поддержке авторынка, сохранив российским предприятиям лишь адресную помощь, например, возмещением части затрат, понесенных на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств или на финансирование текущей производственной деятельности.

Остановка по требованию

Если Ford действительно приостанавливает конвейер из-за проблем с продажами собираемых на нем Focus и Mondeo (по слухам, производство во Всеволожске может быть вообще закрыто или перенесено на другие российские площадки - в Елабугу или Набережные Челны), то другие петербургские автозаводы стараются реструктуризировать производство и локализовать более ходовые модели.

«Общественный контроль» уже сообщал, что конвейер завода Toyota в Шушарах, запущенный в 2007 году, не просто так останавливался на две недели: теперь здесь будут выпускать кроссоверы RAV4, вошедшие (несмотря падение по абсолютным показателям) по итогам десяти месяцев в топ-15 российских продаж автомобилей.

Но если Toyota расширяет производство и набирает персонал, то Nissan, наоборот, проводит сокращения. И это несмотря на то, что вместо теряющего популярность седана Teana на заводе в Каменке (запущен в 2009 году) планируют собирать кроссовер Qashqai.

Спад продаж грузовых автомобилей в России за восемь месяцев 2015 года превысил 45%

Соседний с Nissan завод Hyundai, запущенный в 2010 году, с 11 по 22 января 2016 года также остановит конвейер, но - опять же - ради установки нового оборудования. В наборе антикризисных мер предприятия - выпуск на петербургской площадке компактного кроссовера Hyundai Creta.

Производители коммерческой техники также оптимизируют производство на российских площадках. Так, Volkswagen переносит производство грузовиков Scania (запущено в 2010 году) на мощности завода MAN, запущенного в 2012 году, объединение должно завершиться в сентябре 2016 года.

Напомним, что спад продаж грузовых автомобилей в России за восемь месяцев 2015 года превысил 45%, причем по марке Scania - 58%, а MAN - 56%. Стоит отметить, что в этом году руководство концерна вообще рассматривало возможность закрытия производства в России, причем петербургский завод MAN приостанавливал производство с марта по май 2015-го.

Гладко было на бумаге

ОК-информ намеренно указал наряду с названиями автозаводов даты их запуска. Начало века на российском авторынке было овеяно ожиданием роста потребления - и во многом эти ожидания оправдались. Продажи авто поддержали финансисты, предложив приемлемые кредиты и открыв доступ к новым автомобилям многим россиянам.

Не последнюю роль сыграло и развитие рынка страхования, в том числе обязательного (ОСАГО). При всех своих минусах, на которые постоянно жалуются автомобилисты, это позволило не только выстроить цивилизованный рынок, но и практически полностью устранить неприятные конфликты между участниками ДТП. А это подвигло к приобретению автомобилей тех, кто предпочитал ходить пешком, чтобы сберечь нервы и не рисковать деньгами.

Тогда Петербург и использовал в полной мере обе своих ипостаси - петровского «окна» в Европу и отечественной передовой технической площадки: геополитическое положение нашего города (на границе с Евросоюзом), наличие удобных портов и автодорог (по которым сперва ввозили готовые автомобили, а позже, по мере локализации производств, и комплектующие), а также наличие широкой базы рынка труда.

Сегодня, когда предпринятые правительством меры по стимулированию внутреннего спроса исчерпаны уровнем доходов населения, автозаводы во многом оказались предоставлены сами себе

Увы, сегодня, когда предпринятые правительством меры по стимулированию внутреннего спроса исчерпаны уровнем доходов населения, автозаводы во многом оказались предоставлены сами себе. Государство продолжает дотировать банкам ставку по льготным автокредитам, выданным в 2013-2014 годы (в текущем году на эти цели выделено 2 млрд рублей). А в ситуации жесткой экономии бюджетных средств Минпромторг предпочел стимулированию спроса непосредственную поддержку конкретных производителей.

С точки зрения сохранения производства на ключевых (к сожалению - не петербургских) автопредприятиях, это, возможно, единственный ход. Однако российский «Детройт» может постигнуть судьба американского Детройта - сворачивание производства в секторе автомобилестроения. Что ж, пройдя свой региональный кризис, заокеанская автостолица смогла диверсифицировать экономику и, если не процветает по-прежнему, то живет вполне сносно - даже по американским меркам.

Петербургская экономика также всегда была многоукладной, и даже сокращение автокластера как такового теоретически не должно привести к ее коллапсу: с самого начала «нулевых» всем было понятно, что сборочные производства в любой момент можно перенести в другое место или попросту закрыть, как это произошло с петербургским заводом General Motors (запущен в 2008 году, остановлен в 2015 году).

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии