Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Продажи электромобилей падают из-за снижения цен на нефть

 Фото: Виктор Николаев Фото: Виктор Николаев Как уже сообщал OK-Inform, продажи электромобилей в России упали в этом году в 1,5 раза. На фоне общего падения российского авторынка этот процесс выглядит вполне естественным для нас (тем более что речь идет лишь о десятках машин на многомиллионную страну). Однако спад продаж «автомобилей будущего» если не во всем мире, то во многих европейских странах (от бедной Греции до богатой Норвегии) заставляет рассмотреть ситуацию подробнее

«Общественный контроль» узнал, что происходит в соседней Эстонии, где продажи электромобилей в этом году снизились до нуля.

Спрос удовлетворен

В Эстонии, как и во многих других странах Евросоюза, до недавних пор действовала государственная программа субсидирования покупок электромобилей - подобно нашим программам поддержки отечественного автопрома, зачета автохлама при покупке новых машин и т. д. В период с 2011 по 2014 годы эстонская государственная организация KredEx выделила на эти цели 10,5 млн евро, средняя сумма субсидии на один электромобиль составила 16,5 тысячи евро.

Как только госпрограмма поддержки была свернута, продажи электромобилей в Эстонии упали до нуля

Благодаря госпрограмме, в Эстонии появилось 650 автомобилей на электрической тяге, не считая приобретенных обычным порядком. Самым популярным электромобилем у соседей признан Nissan Leaf (только с использованием государственных субсидий было приобретено 380 таких автомобилей).

Средства на финансирование госпрограммы были получены за счет продаж квоты на выбросы CO2, которую Эстония полностью не выбирает. В рамках той же программы в стране построена общереспубликанская сеть станций быстрой зарядки аккумуляторов, 507 электромобилей переданы в пользование социальным работникам и учреждениям госсектора (в основном - Mitsubishi i-MiEV), запущена услуга аренды электромобилей, а также открыт демонстрационный центр электромобилей в Тарту.

Однако как только госпрограмма поддержки была свернута, продажи электромобилей в Эстонии упали до нуля. Дилеры компании Nissan считают: произошло это из-за того, что все желающие успели приобрести эти автомобили с помощью субсидий KredEx. Действительно, количество продаж электромобилей в Эстонии сопоставимо с российским рынком этих моделей. Постепенное возобновление продаж прогнозируется на 2016 год - на фоне общего роста продаж новых автомобилей в Евросоюзе.

Зарядные станции

Сегодня в Эстонии работает 165 общедоступных зарядных станций, их сетью охвачены все урбанизированные территории Эстонии с населением свыше 5 тысячи человек и главные автодороги. Две зарядные станции были установлены в приграничной Нарве еще в 2012 году, так что любопытные петербургские туристы всегда могут их осмотреть.

На автотрассах станции расположены расстоянии не более 60 км друг от друга. Тем не менее в ходе эксплуатации был выявлен ряд проблем, которые кстати, стоило бы учесть при строительстве сети зарядных станций на территории России - учиться, как известно, лучше на чужом опыте.

Сегодня в Эстонии работает 165 общедоступных зарядных станций, их сетью охвачены все урбанизированные территории Эстонии с населением свыше 5 тысячи человек и главные автодороги

Основной проблемой оказалась нагрузка на электросеть, которая создается во время быстрой зарядки нескольких электромобилей. Как оказалось, это может вызвать перебои в работе региональных сетей, не всегда рассчитанных на такую нагрузку. Эта проблема только кажется несерьезной: для того чтобы инвестиции в одну электрозарядную станцию окупилась примерно за три года, ею постоянно должны пользоваться владельцы двух десятков электромобилей. В случае с Эстонией это означает необходимость наличия в стране 3-5 тысяч автомобилей на электрической тяге. Так что, может, и неплохо, что продажи приостановились: будет время модернизировать электросети.

Схожие проблемы возникли в одном из таксопарков Таллина (компания NB NB Etakso), который приобрел несколько электромобилей Tesla. Эти наиболее комфортабельные и современные электромобили, способные проходить без подзарядки 400 км (правда, по шоссе, а не в городских пробках), долгое время не могли принять в эксплуатацию.

Проблема заключалась в том, что имевшиеся на тот момент в Таллине станции быстрой зарядки не подходили для Tesla, а время заправки от «домашних» зарядных устройств достигает 12 часов, что неприемлемо для таксомоторов - это может себе позволить только частник, поставив заряжать свою машину на ночь.

Япония вырывается вперед?

Возможно, именно из-за того, что компания Nissan первой, как говорится, подсуетилась с установкой устройств быстрой зарядки в европейских странах, общий парк электротакси этой марки превысил 550 машин на территории ЕС.

Только в 2015 году более ста электромобилей Nissan было поставлено таксомоторным компаниям в Евросоюзе, что сделало Nissan лидером продаж среди производителей полностью электрических (негибридных) такси. Например, компания Green Lite Taxi Kft., базирующаяся в Будапеште, закупила 65 машин Nissan Leaf. А всего момента начала производства в 2010 году по всему миру продано более 184 тысяч таких электромобилей.

«Электромобили - это наше будущее», - осторожно прокомментировал передачу электромобиля Leaf в ходе торжественной церемонии вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин

Стремится Nissan и на петербургский рынок. Правда, пока речи о производстве электромобилей на петербургском автозаводе концерна в Каменке не идет - их даже в США и ЕС не производят, только в Японии. Но в сентябре 2015 года в рамках Европейской недели мобильности компания передала свой электромобиль Leaf для тестовой эксплуатации Комитету по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга. Непосредственно тест-драйвы проводит СПбГБУ «Центр энергосбережения», который уже испытывал на улицах Северной столицы Mitsubishi i-MiEV, Tesla и ряд гибридных автомобилей.

«Электромобили - это наше будущее», - осторожно прокомментировал передачу электромобиля Leaf в ходе торжественной церемонии вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. По итогам тестовой эксплуатации сотрудники Комитета должны выявить ключевые проблемы эксплуатации электромобилей в Петербурге и определить конкретные пути их решения.

Так, в рамках региональной Программы развития электротранспорта в Санкт-Петербурге будут разработаны проекты законодательных инициатив по созданию благоприятных условий для приобретения электромобилей как физическими, так и юридическими лицами и развития сети зарядных устройств для электромобилей.

За рулем Nissan Leaf

По отзывам тех, кто сидел за рулем этого электромобиля, по уровню комфорта он не уступает традиционным бензиновым и дизельным авто высокого класса, и в нем не бывает «запаха горелой изоляции», что случалось в Mitsubishi i-MiEV. Инвестиции в проект составили 4 млрд долларов.

Полностью заряженные аккумуляторы обеспечивают запас хода до 175 км (необходимость использовать кондиционер и отопление салона снижают это расстояние, так как питаются от тех же аккумуляторов)

В отличие от традиционных электрических батарей, установленные на Leaf аккумуляторы состоят из четырех плоских слоев, собранных в прямоугольные блоки толщиной около 25 мм, размером примерно со стандартный лист бумаги формата А4. Под днищем автомобиля установлено 48 таких блоков, благодаря чему понижен центр тяжести, что придает машине дополнительную устойчивость. Специалисты компании утверждают, что через 5 лет батарея сохранит около 80% первоначальной емкости, а через 10 лет - 70%.

Заряжаются аккумуляторы как с помощью «быстрой» высоковольтной (напряжением 400 Вольт) зарядной станции, так и от бытовой электросети. В первом случае заряд до 80% емкости потребует 30 минут, а от домашней розетки полностью разряженные батареи заряжаются до 100% за 8 часов. Процесс подзарядки можно контролировать со смартфона.

Насколько «живучи» аккумуляторы? В движение автомобиль приводится электромотором мощностью 80 кВт (109 л. с.), который сразу же после пуска выдает максимальный крутящий момент 280 Нм. Полностью заряженные аккумуляторы обеспечивают запас хода до 175 км (необходимость использовать кондиционер и отопление салона снижают это расстояние, так как питаются от тех же аккумуляторов). Максимальная скорость - 140 км/час. Во время торможения или движения накатом электромотор выступает в роли генератора, немного подзаряжая батарею. Для движения по городу предусмотрен режим Eco, увеличивающий запас хода в условиях пробок и светофоров примерно на 10%.

Наши зарядные станции

Первая в Петербурге зарядная станция для электромобилей была открыта год назад, в декабре 2014 года, в Пулково при поддержке компании «Ленэнерго». Вторая работает на стоянке ТРК «Галерея», обе заряжают автомобили бесплатно (это считается одной из мер государственной поддержки спроса на электромобили). Существуют в Петербурге и несколько «закрытых» зарядных станций - в самом «Ленэнерго» и одном из автосалонов.

Планируется, что до конца 2016 года в Петербурге появится еще 29 зарядных станций для электромобилей, что потребует инвестиций в размере около 50 млн рублей (по ценам 2015 года). 11 из них должен финансировать городской бюджет, а еще 18 - «Ленэнерго» и «Санкт-Петербургские электрические сети». Развитием сети зарядных станций планирует заниматься также производитель автокомпонентов ООО «АЭГ».

Планируется, что до конца 2016 года в Петербурге появится еще 29 зарядных станций для электромобилей, что потребует инвестиций в размере около 50 млн рублей

Возможно, подключатся и топливные компании - владельцы традиционных АЗС. Во всяком случае, уже приняты поправки в законодательство, позволяющие им размещать на своих бензоколонках станции зарядки электромобилей, а «Татнефть» первую такую станцию уже открыла - правда не у нас, а в Казани.

По экспертным данным, сегодня в Петербурге зарегистрировано около 100 электромобилей, а в Москве - более тысячи. Причина не только в том, что в столице выше платежеспособный спрос, но и более развитая сеть зарядных станций. Правда, москвичи жалуются, что поскольку принадлежат они конкурирующим друг с другом компаниям, отсутствует единый абонемент для оплаты их услуг. А введенная правительством Москвы льгота - бесплатная парковка - вылилась просто в возможность штрафовать тех, кто поставил «обычный» автомобиль на место, предназначенное для электромобиля...

По планам Минэкономразвития РФ, к 2020 году в России будет уже около 110 тысяч электромобилей. Однако эти прогнозы были сделаны до падения объемов продаж. Впрочем, если в России он объясняется снижением платежеспособного спроса, то в ряде других стран - снижением стоимости бензина на фоне падения цен на нефть. Хотя если рассудить здраво, то и падение доходов россиян имеет те же корни.

Очередной парадокс современности: стоимость нефти падает из-за развития альтернативных источников энергии, и это падение тормозит развитие тех самых альтернативных источников. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии