Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Машинальная зарядка

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com «Ленэнерго» планирует в этом году запустить в Петербурге около 40 зарядных станций для электромобилей. Создавать их собираются на парковках, АЗС и даже в жилых домах. Весьма вероятно, основными клиентами этих станций станут, как выяснил «Общественный контроль»... чиновники

О проекте по развитию сети зарядных станций для электромобилей в Санкт-Петербурге рассказала на конференции «Автоинвест» заместитель начальника департамента технологического развития и инноваций «Ленэнерго» Яна Рябокучма. «Мы видим это как реализацию проекта в три этапа, - сообщила она. - Первый этап - это порядка 40 зарядных станций в Санкт-Петербурге в 2016, мы надеемся, году, если все сложится у нас».

В настоящий момент в Петербурге работают две пилотные станции, открытые еще 2 года назад: в аэропорту Пулково и торговом центре «Галерея».

Второй этап, по ее словам, - это перевод порядка 20% корпоративного транспорта на электричество до 2020 года. В дальнейшем проект планируется развивать и в Ленобласти.

Ранее «Общественный контроль» сообщал, что «Ленэнерго» уже объявило тендер на разработку проектной документации на 18 зарядных станций, построить которые планируется в 2016 - 2017 годах.

В настоящий момент в Петербурге работают две пилотные станции, открытые еще 2 года назад: в аэропорту Пулково и торговом центре «Галерея». «В соответствии с показаниями приборов учета, они активно используются», - заявляет Яна Рябокучма. Более конкретной информации в «Ленэнерго» не дают, однако известно, что в городе катаются всего порядка сотни электромобилей, так что предложение примерно соответствует спросу.

Кто поможет?

Очевидно, что люди не станут покупать электромобили, которые негде зарядить. Но и строительство сети зарядных станций в отсутствие тех, кто будет на них заправляться, лишено смысла. «Сложный вопрос - курица или яйцо должно быть раньше. Если у вас нет возможности банально заряжать эти автомобили и обслуживать их - вряд ли следует ожидать роста парка», - констатирует директор по развитию бизнеса консалтинговой компании Frost&Sallivan Алексей Волостнов.

В Китае государство субсидирует покупку электромобилей, разрешает их владельцам ездить по выделенным полосам, получать без очереди номера. В Норвегии продажи электромобилей освобождены от НДС.

Решение этой парадигмы существует, и его отметили все участники дискуссии, посвященной электромобилям на форуме «Автоинвест», прошедшем в Санкт-Петербурге. Решение - в государственной поддержке данного направления как экологичного и перспективного с точки зрения новых технологий. Легкое и простое.

«Много говорилось о том, что российскому рынку не хватает точек роста... Рынок электромобилей такие точки роста предоставляет, причем важно, что он предоставляет такие точки роста по всей цепочке от производства компонентной базы..., заканчивая развитием инфраструктуры», - отмечает Алексей Волостнов.

По этому пути уже пошли во всем мире. «На всех рынках, которые мы исследовали, ни один из них без довольно значительных госсубсидий не растет, - продолжает эксперт. - Это один из практических примеров, когда государство является законодателем правил игры, максимально содействует развитию рынка».

Так, в Китае государство субсидирует покупку электромобилей, разрешает их владельцам ездить по выделенным полосам, получать без очереди номера. В Норвегии продажи электромобилей освобождены от НДС. Эти машины могут бесплатно ездить по платным дорогам и бесплатно парковаться. И даже в цитадели свободного рынка - США - государство поддерживает местного производителя электромобилей Tesla, сообщил Алексей Волостнов.

В итоге мировой рынок электромобилей, включая гибриды, с 2011 по 2015 годы вырос на 87%. Ожидается, что к 2020 году продажи таких машин будут составлять 2,3 млн единиц ежегодно. Сейчас 55% мирового рынка электромобилей, по данным Frost&Sallivan, приходится на Китай и США. Семь из 20 крупнейших производителей электромобилей расположены в Китае, включая компанию-лидера. К 2020 году Китай намерен построить 12 тысяч новых зарядных станций, в которых счет отдельным колонкам пойдет на миллионы.

На чем поедем?

России пока до лидеров далеко, однако тема электромобилей также находится в поле зрения государства.

«Группа ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» сегодня заявляют о готовности совершить самый главный шаг для перехода от транспорта на углеводородном топливе на электромобильный.

Их развитие упоминается в числе приоритетов в стратегии развития автомобилестроения. Есть ряд других нормативных документов, впрочем - пока далеких от конкретики. Но есть и интерес со стороны бизнеса.

Так, «Группа ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» сегодня заявляют о готовности совершить самый главный шаг для перехода от транспорта на углеводородном топливе на электромобильный, причем с очень интересной формулировкой. Они говорят, что, скорее всего, в отличие от общемировой тенденции, в России будет более актуальным переход к электромобилям, минуя стадию гибридных автомобилей», - говорит председатель президиума национальной технологической платформы «Зеленый автомобиль» Алексей Гуськов.

Его заместитель Павел Бурлаченко перечисляет имеющиеся на данный момент российские образцы электромобилей: это Lada Ellada, произведенная опытной серией, грузовой «КамАЗ 4308», проходивший испытания в прошлом году, и так называемые электробусы - автобусы-электромобили, которые производят «ЛиАЗ» и Trolza. Кроме того, идут работы над несколькими перспективными проектами.

Где зарядимся?

В Петербурге чиновники первым делом решили испытать электромобили на себе. «Руководителям ведомств и комитетов в длительную опытную эксплуатацию “Ниссан” передал свой электромобиль Leaf, - рассказывает директор СПб ГБУ “Центр энергосбережения” Евгений Барановский. - Мы также получили Mitsubishi. Для чего мы это сделали? Для того, чтобы понять изначально, применим ли электротранспорт для каждодневного использования, будь то госслужащие, работники учреждений... Могу с уверенность сказать, что применим. На себе проверили и доказали, что использовать электромобиль каждый день для работы - это реально. В Санкт-Петербурге точно».

Предлагаются такие меры, как освобождение владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, введение налоговых и имущественных вычетов при покупке машин с электромотором.

Этот опыт будет продолжен. По словам Евгения Барановского, планируется, что каждый комитет и каждое ведомство в Санкт-Петербурге получат по электромобилю. Видимо, они и станут основными клиентами 40 новых заправок «Ленэнерго».

Впрочем, не забывают чиновники и о своих непосредственных задачах - подготовке нормативно-правовой базы для развития электротранспорта. «Мы не стали изобретать велосипедов, мы взяли мировой опыт самый успешный и пошли по проработке всем известных и понятных мер, таких как освобождение владельцев электромобилей на территории Санкт-Петербурга от внесения платы за пользование парковками», - говорит Евгений Барановский. Также, по его словам, предлагаются такие меры, как освобождение владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, введение налоговых и имущественных вычетов при покупке машин с электромотором.

Ряд вопросов необходимо решать на федеральном уровне. Так, по словам главы «Центра энергосбережения», министру внутренних дел РФ было направлено письмо за подписью губернатора Санкт-Петербурга с просьбой ввести в стране дорожный знак «Парковка для электромобилей».

Зарядные станции чиновники планируют разместить на обычных заправках, на принадлежащих городу парковках и даже в жилых домах. «Комитет по строительству подготовил адресный перечень объектов, по которым планируется выполнение проектно-изыскательских работ по установке зарядных станций за счет бюджета Санкт-Петербурга. Начало работ запланировано на 2016-й, окончание - на 2017 год. Среди этих объектов четыре многоквартирных дома», - сообщил Евгений Барановский. В комитете по строительству это подтвердили, однако конкретных адресов оперативно назвать не смогли.

Еще одна идея «Центра энергосбережения» - установка «зарядок» прямо на столбах освещения. Соответствующий эскиз Евгений Барановский показал на слайде в ходе своей презентации.

Сколько это стоит?..

Две действующие в Петербурге зарядные станции на данный момент бесплатны. Желающие ими воспользоваться должны просто получить специальную карточку в «Ленэнерго». Однако понятно, что так будет не всегда. И ключевой вопрос здесь - не окажется ли в итоге электромобиль дороже обычной машины с бензиновым или (тем более) дизельным двигателем?

Современные электромобили потребляют в среднем около 30 кВт/ч на 100 км. Средняя же стоимость киловатт-часа для населения России составляет 3,5 рубля. Выходит, что одна заправка будет обходиться в сущие копейки по сравнению с заправкой обычной машины. Однако в России, где падающая цена на нефть сопровождается ростом цен на бензин на АЗС, едва ли кто-то может предугадать, каким будет ценообразование на электроэнергию, поставляемую владельцам электромобилей. И если бензином торгуют хотя бы несколько компаний, создающих мало-мальскую конкуренцию, то поставщик электроэнергии в Петербурге один. И какой ценник он вывесит на своей зарядной станции завтра - большой (а не ровен час - и больной) вопрос.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Женя, студентка, 21 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии