Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

В России выросло производство грузовых автомобилей

 Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА «Новости» Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА «Новости» В первые два месяца 2016 года производство грузовых автомобилей в России выросло на фоне обвала 2015 года. Пока неизвестно, имеем мы дело со стабилизацией этого специфического сектора авторынка - или же речь идет только о временной коррекции

Ни для кого не секрет, что откладывать покупку новых грузовиков и ремонтировать старые до бесконечности невозможно. Может быть, на рынок вышел отложенный до лучших времен спрос? Действительно ли наступили эти времена, что делает государство для поддержки отечественного производителя и как крутятся остальные участники рынка, выяснял «Общественный контроль».

Продажи отстают от производства

По данным Росстата, в январе - феврале 2016 года производство грузовых автомобилей выросло на 29,4% в сравнении с показателями годичной давности и составило 14 тысяч машин. При этом рост производства не совпадает с динамикой продаж. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в январе 2016 года количество регистраций грузовиков в России сократилось на 40,6% (лидера рынка, КамАЗа - на 24,6%). Платежеспособный спрос снизился в первую очередь из-за роста цен, то есть, по большому счету, в результате девальвации рубля.

По данным Росстата, в январе - феврале 2016 года производство грузовых автомобилей выросло на 29,4% в сравнении с показателями годичной давности и составило 14 тысяч машин.

Напомним, что падение рынка по итогам прошлого года составило 41,9%. Было продано всего 51,2 тысячи грузовиков, включая импорт (для сравнения: в докризисном 2012 году этот показатель превышал 90 тысяч машин). Доля продаж европейских грузовых иномарок снизилась в 2015 году больше, чем общерыночный показатель, - спад достиг 57,5% (а за последние три года - 76,4%). К слову, производство двух из них: MAN и Scania - локализовано в Петербурге. Российские производители, напротив, смогли восстановить свои позиции, утраченные в «нулевые» годы, и занять по итогам 2015 года 67,5% рынка (несмотря на спад продаж в реальном выражении).

Основных причин несовпадения данных по производству и регистрации, скорее всего, три. Во-первых, предприятия в ожидании крупных государственных и экспортных заказов работают на склад. Во-вторых, часть проданных в январе грузовиков ушла на экспорт и никогда не будет зарегистрирована в России. И, в-третьих, в январе из-за рождественских каникул могло попросту не хватить времени на оформление документов: эти машины наверняка прошли регистрацию в ГИБДД только в феврале. В этом случае они попадут в февральскую статистику, которая будет вскоре опубликована.

Не стоит забывать и того, что рынок коммерческой техники вообще и - в особенности - грузовиков, в значительной степени зависит от экономической ситуации в стране в целом. В отличие от частных владельцев легковых машин, которые часто не хотят продавать «привычную» и даже «любимую» машину, предприятия ориентируются только на рыночную конъюнктуру. Во время экономического спада они пытаются оптимизировать издержки, в том числе - сокращая свои автопарки. Процесс подхлестывает введение дополнительных соборов за проезд по федеральным трассам (система «Платон»), платным автодорогам (М-11) и предстоящий 1 апреля рост акцизов на моторное топливо. В итоге увеличивается предложение на вторичном рынке, а спрос на новую технику резко сокращается.

Госзаказ - для своих

Для российских автозаводов - производителей грузовиков важным сектором рынка остаются заказы для нужд Минобороны и других силовых ведомств: МВД, ФСБ, МЧС. Однако существуют и другие механизмы поддержки.

По линии Минпромторга РФ выделено 3 млрд рублей на господдержку закупок газомоторной техники (работающей на метане).

Так, по линии Минпромторга РФ выделено 3 млрд рублей на господдержку закупок газомоторной техники (работающей на метане). Правда, в эту программу входят и автобусы, но производители у них, как правило, одни и те же. И в этом году схема финансирования изменилась таким образом, что из нее выпал белорусский МАЗ - «не совсем отечественный» производитель.

Ожидается, что госпрограмма поможет реализовать 1,7 тысячи единиц грузовой техники, работающих на дешевом и перспективном топливе. МАЗ традиционно претендует на 5% от этих денег (в 2015 году он поставил в РФ 76 единиц газомоторной техники на 506,8 млн российских рублей). Теперь его доля, скорее всего, достанется ГАЗу, КамАЗу и «Волгабасу».

Официальный Минск направил зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу письмо, в котором просит не менять действующие в России условия госсубсидирования (ранее средства распределялись через региональные закупки, теперь будут перечисляться российским заводам напрямую). Но отраслевые эксперты полагают, что это вряд ли поможет: по всей видимости, именно борьба за эти 5% и заставила поменять правила игры.

В результате МАЗ, изначально ориентированный на экспорт (выпускаемых заводом грузовиков и автобусов 10-миллионной Беларуси всегда хватало более чем с избытком) пытается переориентироваться с России на другие рынки. Уже подписаны контракты на поставку грузовиков в Украину (в том числе для нужд ВСУ), идут переговоры с Грузией и тем же Китаем, планируется открыть сборочное производство в Польше.

Непрямая господдержка

В значительной степени господдержкой можно считать и закупки грузовиков для нужд гокорпораций и крупных компаний с большой долей государственного участия. Как известно, все они получили «сверху» установку на импортозамещение (впрочем, их заказы всегда составляли важную часть поддержки российских автозаводов - производителей грузовой и специальной техники).

В значительной степени господдержкой можно считать и закупки грузовиков для нужд гокорпораций и крупных компаний с большой долей государственного участия.

Так, буквально только что автомобильный завод «Урал», входящий в состав группы «ГАЗ» (принадлежит «Базовому Элементу»), поставил компании «Стройтрансгаз» трубовозы и вахтовые автобусы на базе «Урала», а также свою новую разработку - «Урал NEXT 6х6». Эта техника предназначена для строительства магистрального газопровода «Сила Сибири», по которому аз будет поставляться из Якутии в Приморский край и Китай.

Безусловной господдержкой является содействие Минпромторга РФ в наращивании объемов экспорта. Так, по итогам переговоров между министром Денисом Мантуровым и его вьетнамским коллегой Ву Хюи Хоангом группа «ГАЗ», КамАЗ и «Соллерс» (главный акционер УАЗа и акционер Ford Sollers, бывшее «Северсталь-авто») получат квоту на беспошлинный ввоз автомобилей и машинокомплектов на территорию Вьетнама. Это позволит им увеличить экспорт, открыть производство во Вьетнаме и впоследствии выйти на рынок стран АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, англ. Association of South East Asian Nations).

Согласно подписанному сторонами протоколу, общая квота на экспорт автомобилей во Вьетнам составит 2 550 единиц в течение трех лет, машинокомплектов - 13 500 в течение пяти лет. Доля локализации производства должна составить на начальном этапе от 40% с выходом на 50% к 2025 году. Это позволит трем российским предприятиям в первые три года сэкономить более 3,5 млрд рублей при экспорте грузовых автомобилей во Вьетнам. Уже до конца 2016 года они смогут беспошлинно поставить туда 800 грузовиков.

Заводы крутятся как могут

Информация о том, что петербургское производство грузовиков Scania будет перенесено на площадку петербургского же завода «МАН трак энд бас продакшн рус» появилась еще весной 2015 года. Как сообщили ОК-информ в пресс-службе российского подразделения компании MAN, «информация о совмещении производств MAN и Scania на площадке MAN в Шушарах в Санкт-Петербурге соответствует действительности, проект действительно находится в процессе реализации».

Объединение производственных площадок завершится только во второй половине 2016 года. В настоящий момент производство находится в стадии переезда и реорганизации. В пресс-службе особо подчеркнули, что хотя грузовики обеих марок будут собираться под одной крышей, бренды MAN и Scania сохранят полную независимость, а новая система работы завода «не повлияет на организацию продаж и сервисную сеть обоих марок».

По итогам 2015 года компания MAN удерживает свою долю рынка - более 20% среди европейских производителей грузовиков полной массой от 6 тонн.

Так или иначе - по итогам 2015 года компания MAN удерживает свою долю рынка: более 20% среди европейских производителей грузовиков полной массой от 6 тонн. В свою очередь, Scania завершила 2015 год с рекордной для себя долей рынка в 30,9% среди европейских производителей в России. Напомним, что в 2012 году доля Scania составляла 18,1%.

С 2013 по 2015 годы включительно Scania реализовала на российском рынке 13 961 единиц техники (включая автобусы). При этом обе фирмы не скрывают, что в последние годы (в особенности - в 2015-м) динамика продаж была отрицательной: их доля на рынке грузовиков-иномарок увеличивается за счет ухода конкурентов, а не из-за повышения собственных показателей.

При этом компания «МАН Трак энд Бас РУС» заявляет, что делает ставку на надежность своей техники и услуги существующим и потенциальным клиентам, в первую очередь - сервисную поддержку, обучению водительскому мастерству ProfiDrive и оригинальные запасные части. Ее генеральный директор Йорг Моммертц бодро рапортует, что, несмотря на все сложности текущего периода, компания MAN верит в экономический потенциал России в средне- и долгосрочной перспективе: «Мы привержены нашим российским клиентам и планируем развивать сотрудничество с ними в дальнейшем. Мы в MAN уверены, что в перспективе нас ждет успех, ведь парк автомобилей MAN в России - один из самых многочисленных в сравнении с конкурентами».

В свою очередь, Scania помимо клиентского сервиса делает ставку на лизинг: 51% продаж ее техники в России в 2015 году был профинансирован компанией «Скания Лизинг», на которую обычно приходится треть всех сделок при покупке грузовиков и автобусов. В сравнении с 2014 годом этот показатель вырос на 17 процентных пунктов. Также 1 035 транспортных средств в 2015 году получили страховую защиту «Скания Страхование». Генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль также старается быть оптимистом: «Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, наши дилеры верят в ближайшее восстановление сегмента грузового транспорта, в будущее Scania и продолжают инвестиции в развитие бизнеса».

Ставка на двигатели

Российские производители тоже стараются не стоять на месте. Так, хотя КамАЗ в феврале 2016 года из-за падения спроса перешел на четырехдневную рабочую неделю, он ищет новые пути повышения продаж гражданской техники. В частности, «КамАЗ-Лизинг» объявил программу «отрицательного лизинга» (ставка минус 2,4%). С конвейера сходят новые трех- и четырехосные тяжелые грузовики КамАЗ-6580, 65801 и 65802, предназначенные для работы в строительстве, на горных карьерах и в сельском хозяйстве. Новые модели заменят самосвалы КамАЗ-6520 и 65201. У них увеличена грузоподъемность и интервал проведения сервисного обслуживания.

КамАЗ готовится к производству нового перспективного семейства рядных моторов P-6 с долей локализации от 90 до 100%.

Вместо двигателя Daimler на новые КамАЗы установят моторы Cummins G-класса. Однако в связи с пожеланием руководства страны (то есть - в рамках импортозамещения) КамАЗ готовится к производству нового перспективного семейства рядных моторов P-6 с долей локализации от 90 до 100%. Поставка комплектующих для новых двигателей запланирована на первое полугодие 2017 года. К 2019 году компания планирует произвести 19 тысяч таких двигателей.

Разрабатывает новый двигатель и группа «ГАЗ» (ярославский моторный завод «Автодизель»). Правда, предназначен ЯМЗ-53405 в первую очередь для сельскохозяйственной техники: зерноуборочного комбайна NOVA («Ростсельмаш»). Однако, по словам генерального директора Ярославского моторного завода Андрея Матюшина, дизельные моторы этого семейства устанавливаются на разнообразную технику, включая грузовики, автобусы и строительно-дорожные машины.

В общем, пока кризис привел не только к падению объемов производства, но и к созданию новинок и интенсивному поиску новых рынков сбыта. У кого это выйдет лучше - покажут итоги 2016 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии