Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Российские омбудсмены рассказали о малом бизнесе

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Перед Новым годом принято подводить итоги. «Общественный контроль» решил обратиться с просьбой к уполномоченным по защите прав предпринимателей, работающим в разных регионах Российской Федерации, чтобы они рассказали как о достижениях в своей работе, так и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в 2015 году

Всего мы пообщались с уполномоченными из четырех субъектов РФ: Санкт-Петербурга (347 тысяч предпринимателей), Ленинградской области (59,6 тысячи), Башкирии (420 тысяч) и Дагестана (около 100 тысяч).

- С какими проблемами обращались к вам предприниматели в нынешнем году больше всего?

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:

- Как и в прошлом году, наибольшее количество обращений предпринимателей были связаны с нарушениями прав в сфере земельных отношений, вопросами аренды, проблемами размещения нестационарных торговых объектов.

В частности, в мой адрес поступают обращения, в которых предприниматели жалуются на снос их объектов, расположенных на арендуемых земельных участках для проведения аукциона на право заключения договора аренды на новый срок. Другими словами, чтобы предприниматель мог продлить договор аренды и продолжить свою деятельность, ему необходимо снести свой павильон, а в случае победы в аукционе - заново строиться.

Еще одна проблема, негативно влияющая на развитие малого и среднего бизнеса, связана с нарушениями прав предпринимателей со стороны компаний-монополистов энергетического комплекса.

Например, компания-монополист АО «ПСК», вопреки требованиям пункта 39 постановления правительства России № 442 не соблюдает 30-дневный срок заключения с предпринимателями города договоров энергоснабжения.

На прошедшем недавно форуме малого бизнеса мною был проведен круглый стол, на котором обозначенные проблемы в очередной раз были обсуждены.

Одним из пунктов резолюции форума стало предложение обратиться в Общественную палату Петербурга и региональный штаб Общероссийского народного фронта с рекомендацией организовать общественный контроль за исполнением компаниями-монополистами - поставщиками энергоресурсов требований законодательства и принятых договорных обязательств.

Елена Рулева, уполномоченная по защите прав предпринимателей в Ленинградской области:

 

 

- Большое количество жалоб от предпринимателей региона относится к вопросам регулирования земельных и имущественных отношений, контрольно-надзорной деятельности. Также стоит отметить и проблему роста тарифов естественных монополий.

Рафаиль Гибадуллин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан:

- По итогам специального опроса «Административный климат в России», 58% предпринимателей оценивает уровень административных барьеров как «достаточно высокий», около 61% считают, что за последний год административная нагрузка на их бизнес увеличилась. Всего за три с половиной года работы в мой адрес поступило около 1 300 обращений. По количеству жалоб предпринимателей мы формируем более 50% всех обращений в регионах, входящих в Приволжский федеральный округ. Видно, что зачастую к нам обращаются как к последней инстанции, пройдя все круги, обив пороги всевозможных ведомств и организаций.

Каждое третье обращение (32%) касается земельно-имущественных отношений.  Четверть (24%) - жалобы на административные барьеры, проблемы, связанные с деятельностью государственных и правоохранительных органов. Каждое шестое обращение (16%) связано с контрольно-надзорной деятельностью, которая воспринимается предпринимателями как избыточно сложная, запутанная. В каждом седьмом обращении (14%) люди просят финансовой поддержки. 6% жалоб касается доступа к инженерно-коммунальной инфраструктуре.

Башир Магомедов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан:

- Проблемы с 2013 года, когда был создан институт уполномоченного в Дагестане, все те же. Это и избыточная налоговая нагрузка, и наличие административных барьеров, и недоступность услуг кредитования, и недостаточность материально-технических и финансовых ресурсов, и недостаточность квалифицированных кадров, и вопросы земельных отношений и аренды, и проверки общественными организациями в сфере защиты прав потребителей.

У нас в Дагестане все эти вопросы имеют системный характер.

- Как вы решаете эти непростые проблемы?

Александр Абросимов:

- В рамках своей компетенции мы стараемся координировать взаимодействие между предпринимателями, бизнес-сообществом и органами власти. Ранее, не без нашего участия, правительством города было принято решение по сохранению 3,5 тысячи нестационарных торговых объектов. Идет активная работа по переводу в законное поле закрепления электромощностей за городскими помещениями, находящимися в собственности Санкт-Петербурга и сдаваемыми в аренду. Сейчас в отношении предприятий производится расчет по сечению кабеля, и таким образом наши предприниматели платят в год около 1 млрд рублей. В тоже время задолженность «Ленэнерго» перед бизнесом составляет порядка 19 млрд рублей и непонятны сроки либо возврата денежных средств, либо выполнения работ.

В комитет имущественных отношений (КИО) нами направлено письмо, в котором предложено продумать отдельный порядок, предусматривающий внесение предпринимателем - собственником имущества, находящегося на земельном участке, в отношении которого проводится аукцион, залога в денежной форме в сумме, необходимой для освобождения земельного участка от движимого имущества. В настоящее время данный порядок разрабатывается.

Елена Рулева:

- К положительным результатам уходящего года можно отнести переход ряда контрольно-надзорных ведомств к рискориентированной модели проведения проверок. Внедрение такого подхода уже начато в отдельных органах контроля, например в Роспотребнадзоре и Роструде.

Кроме того, с целью повышения прозрачности проверок, улучшения качества учета и статистической информации об их результатах в России был создан Единый реестр проверок. Уже сейчас поэтапное введение в действие системы учета проверок осуществляется в едином реестре. Так, с 1 июля 2015 года система введена в отношении федерального государственного надзора.

Рафаиль Гибадуллин:

- На сегодня в пользу предпринимателей нами разрешено более 60% обращений. Отмечу, что мое личное присутствие во время проверок деятельности бизнесменов соответствующими органами приводит к положительному эффекту. Но, к сожалению, нас не всегда привлекают к участию в проверках, так как, видимо, кому-то выгоднее бывает просто «договориться».

Нередко мы отмечаем несоответствие размера штрафа как уровню нарушения, так и уровню предприятия (нередко микро или ИП). Например, недавно получил обращение предпринимателя, который жалуется на непомерно высокий штраф, выставленный МЧС, - 400 тысяч рублей. Этот пример говорит и о коррупционных рисках. Назначая столь высокие штрафы, проверяющие вынуждают предпринимателей договариваться - например, о наложении штрафа на физическое лицо, что кратно меньше.

Башир Магомедов:

- Подведенные нами предварительные итоги текущего года явно показывают актуальность института уполномоченного для субъектов предпринимательской деятельности в Дагестане. Такой вывод складывается из практически двукратного увеличения количества обратившихся к нам, роста доверия к новому институту со стороны бизнеса.

Вмешательство по тем жалобам, которые поступили в аппарат уполномоченного, позволило решить проблемы предпринимателей, в том числе по одному судебному делу, - действия правоохранительных органов тогда были признаны незаконными.

На сегодняшний день риски заставляют многих предпринимателей завышать цены и уходить от налогов. Эту проблему можно решить только в случае обеспечения законности, правовой защиты собственности, безопасности капитала, мотивации инвесторов на долгосрочный период.

- На ваш взгляд, какие законопроекты, в которых наиболее остро нуждается бизнес, так и не были приняты в нынешнем году?

Александр Абросимов:

- Считаю целесообразным упомянуть не непринятый, а, наоборот, принятый Закон, который вызвал большой резонанс у предпринимателей. Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 № 700-140 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге”».

Согласно новому законодательству при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на которых расположены здания, сооружения, предпринимателям - собственникам таких зданий, устанавливается корректирующий коэффициент, равный 1 от значения кадастровой стоимости земельного участка. Коэффициент 0,25% применяется только к застроенной площади земельного участка.

Таким образом, система выкупа земельных участков, принятая в 2009 году и предусматривающая 75-процентную скидку для предпринимателей, арендующих участок и желающих приобрести его у государства, была отменена.

К сожалению, наше предложение о необходимости предусмотреть в законе возможность применения коэффициента 0,25 при расчете цены выкупа земельного участка в отношении инвестиционных проектов, для реализации которых договоры аренды земельных участков заключены до 01.01.2016, либо, как альтернативный вариант, отложить вступление в силу Закона до 01.01.2017, принято не было.

Елена Рулева:

- В настоящее время в нашей стране действует огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. На мой взгляд, сегодня бизнес остро нуждается в систематизации законодательной базы.

Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей уже подготовил предложения по либерализации уголовного законодательства. Президенту РФ направлен шестой пакет гуманизации уголовного законодательства, который включает внесение поправок в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В настоящий момент наши предложения находятся на рассмотрении.

Рафаиль Гибадуллин:

- На сегодня одной из основных задач уполномоченного является внесение предложений по совершенствованию законодательства о предпринимательской деятельности. Так, в 2012-2015 годах было подготовлено и внесено около 40 предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей.

Например, были проблемные вопросы экологического предпринимательства в сфере обращения твердых бытовых отходов, и по инициативе уполномоченного была создана рабочая группа Минэкологии и Минпрома республики.

В результате несовершенства отдельных норм законодательства недобросовестная конкуренция осуществляется и в сфере ЖКХ. Основная суть жалоб - это передел в ходе лицензирования сфер влияния между УК и подрядными организациями по обслуживанию многоквартирных домов, предприниматели жалуются на рейдерские захваты их бизнеса, пишут обращения в разные институты власти, СМИ.

Есть вопросы в сфере пассажирских автоперевозок, которые связаны с нормативной неотрегулированностью между легальными и нелегальными перевозчиками. Отмечу, что в сегодняшних условиях быть нелегалом проще: никаких налогов и ответственности за нарушение правил перевозок. Это прежде всего негативно сказывается на безопасности пассажирских перевозок, а бизнес криминализируется, идут настоящие дорожные войны!

Серьезной проблемой в сфере предпринимательства является правовая неотрегулированность и в сфере торговли, что выливается в корпоративные конфликты, цепную реакцию неплатежей, затяжные споры и судебные разбирательства. Что, естественно, препятствует предпринимательской деятельности, влечет потерю рабочих мест.

В последнее время увеличивается количество обращений, связанных с административным давлением.

Башир Магомедов:

- Согласно региональному инвестиционному стандарту - ключевому проекту Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах, разработанному по поручению президента РФ В.В. Путина, в Дагестане должен быть принят нормативный правовой акт, устанавливающий, в том числе, основные способы защиты прав инвесторов.

Анализ республиканского законодательства позволил установить, что ни в одном акте не устанавливаются гарантии и способы защиты прав инвесторов.

В этой связи в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению у нас благоприятного делового климата нами было инициировано принятие закона о защите прав субъектов инвестиционной деятельности, в котором гарантировалась бы стабильность прав инвесторов.

Итоги деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан с 2013 года позволяют прийти к выводу, что и местные, и региональные, и территориальные подразделения федеральных органов власти в Республике Дагестан в основной своей массе равнодушны к проблемам предпринимателей.

Тем не менее наибольшую поддержку в решении проблем предпринимателей мы находим в лице главы Дагестан Рамазана Абдулатипова и республиканской прокуратуры, которая сегодня не только на словах, но и на деле стоит на защите прав предпринимателей.

- Насколько успешно в вашем регионе выполняются указания президента РФ, связанные с решением проблем малого бизнеса?

Александр Абросимов:

- Если все указания президента по малому бизнесу соответствующими органами будут исполняться на 100%, то и бизнес в нашей стране будет в более выгодном положении. Уже сегодня мы видим, что сдвиги в лучшую сторону есть. Могу отметить в частности, что на работу предпринимателей положительным образом должно повлиять уменьшение количества проверок. Отмечу, что, если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, на предприятиях могут проводиться, как указал президент, внеплановые проверки.

Елена Рулева:

- В регионе ведется системная работа по улучшению условий ведения бизнеса, обеспечению стабильной и предсказуемой региональной политики в экономической сфере, снижению административных барьеров, в том числе отказ от чрезмерного государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства и устранение дублирующих функций органов государственного контроля.

Кроме того, важным результатом проделанной работы по выполнению пунктов послания президента является введение в регионе налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения.

Рафаиль Гибадуллин:

- Наша республика была одной из первых в России, где был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей (2014 год). При этом понятно, что поставленная задача по развитию предпринимательства, увеличению его численности, доли в валовом продукте, импортозамещении не может быть решена в отдельно взятом регионе. Требуется глобальная перестройка всей экономической парадигмы страны, где одним из драйверов должны выступать малый и средний бизнес, условием развития которого является создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.

Башир Магомедов:

Несмотря на озвученное президентом В.В.Путиным в своем ежегодном послании поручение о необходимости на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия, ряд муниципальных образований в декабре 2014 года решили повысить налоговую нагрузку повышением единого налога на вмененный доход.

Повышение ЕНВД стало наиболее ощутимым для предпринимателей Махачкалы, работающих на небольших торговых площадях, результатом явилось направление обращений более чем 300 малыми предпринимателями столицы.

В результате вмешательства уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД администрацией Махачкалы было принято решение снизить ставки корректирующего коэффициента К2, который влияет на размер сумм, уплачиваемых по ЕНВД.

Как отметил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов, в кризис бизнесу надо помогать, а не отбирать последнее. В этой связи в Дагестане в числе первых приняли региональный закон о «налоговых каникулах» для вновь зарегистрированных предпринимателей.

- Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять в ближайшее время для развития малого бизнеса?

Александр Абросимов:

- Для малого и среднего бизнеса, который занимается промышленным производством, необходимо проработать вопрос создания крупных индустриальных парков, в которых стоимость аренды земельных участков должна быть ниже.

Нужно рассмотреть вопрос по продолжению работы нестационарных торговых объектов на 182 улицах Петербурга, расположенных в спальных районах. У многих из предпринимателей сейчас заканчиваются договоры аренды, и есть предположения, что их не продлят. Остается нерешенным вопрос по автолавкам производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции. Вы знаете, что в результате проведенного конкурса очень многие предприниматели, торгующие с колес, оказались за бортом.

Так же считаю, что необходимо вывести из серых схем транспортников. Для этого нами ведется работа по введению патентной системы, которая бы устроила всех, в том числе и городских перевозчиков.

Елена Рулева:

- Важно продолжать работу по внедрению муниципального инвестиционного стандарта в Ленинградской области, реализация которого позволит снизить административную нагрузку на бизнес и создать эффективную систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне.

Кроме того, обеспечение доступности во всех муниципальных районах государственных услуг для предпринимателей через многофункциональные центры должно обеспечить прозрачность и снизить коррупционные риски для бизнеса.

Рафаиль Гибадуллин:

- В своем послании республиканскому парламенту глава Республики Башкортостан Рустем Хамитов подчеркнул, что мы «должны предоставить честному, востребованному предпринимательству зеленый свет, для чего необходимо ликвидировать избыточные разрешительные процедуры, сократить временные издержки на получение документов, исключить дублирование административных регламентов...».

Нам необходим комплексный подход к развитию предпринимательства, который позволил бы ускорить внедрение стандартов повышения деловой активности малого бизнеса в муниципальных образованиях.

Башир Магомедов:

- Касаясь вопроса мер, необходимых для развития предпринимательства, считаю, что в период сложной экономической обстановки, в условиях спада уровня покупательской возможности у населения, отсутствия спроса государству необходимо прибегать к налоговым послаблениям, созданию механизма субсидирования процентных ставок банковских кредитов, а предпринимателям - находить возможности для сокращения издержек.

Думаю, что нам также необходимо стремиться к переориентированию работы государственных органов (надзорных, правоохранительных) с нормально работающих предпринимателей на «теневиков».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии