Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Господдержка пополам

 Фото: cardesign.ru Фото: cardesign.ru На минувшей неделе подвели промежуточные итоги программы утилизации и выбрали поставщика двигателей для проекта «Кортеж». Масштабы затрат примерно одного порядка

В целом и раньше было понятно, что главный бенефициар программы утилизации - это АвтоВАЗ, но на днях наконец были опубликованы конкретные цифры. Из 70,4 тысячи проданных по льготной схеме машин 37,9 тысячи реализовал тольяттинский автогигант.

54% утилизационных сертификатов для ВАЗа - это не так уж много. Давайте посмотрим правде в глаза: никто, кроме них, не может сейчас предложить нормальный автомобиль по цене 400 000 рублей. Renault Logan в нормальной комплектации получается сильно дороже, Solaris - и подавно. Китайцев всерьез рассматривать пока что не стоит. В итоге получается, что провинциальному покупателю с зарплатой 25-30 тысяч рублей иного варианта, кроме «Лады» в кредит, и не остается.

Оставшаяся доля «утилизационных» автомобилей распределилась более-менее равномерно. Около 4800 штук продал УАЗ, 4700 - Volkswagen, 3400 - Renault, по 3000 - Kia и Ford. Менее значительные доли, от 1000 до 2000, получили от этого «пирога» Nissan, Hyundai, SsangYong и альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Получили свою выгоду и производители коммерческой техники: около 3600 машин реализовал КамАЗ и 3400 - ГАЗ. Вернее, о выгоде пока говорить рано: все премии покупателям производители платили «из своих», а компенсации Минпромторг обещал выплатить ближе к концу года. Всего, напомним, на это будет выделено 10 млрд рублей из госбюджета.

Около 4800 штук продал УАЗ, 4700 - Volkswagen, 3400 - Renault, по 3000 - Kia и Ford. Менее значительные доли, от 1000 до 2000, получили от этого «пирога» Nissan, Hyundai, SsangYong и альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi

Тем временем предприятия-утилизаторы отчитываются о том, что через них прошло только 15,6 тысячи машин. Куда делись оставшиеся 55 с лишним тысяч? Вопрос интересный. Либо автодилеры приняли их по системе «трейд-ин» и выставили на продажу (что законно), либо попросту разобрали и продали на запчасти (что не очень законно).

Если смотреть на ситуацию с точки зрения утилизации отжившей свое техники, то перепродажа принятых от покупателей автомобилей в том или ином виде - это абсурд. Но задача сейчас не в том, чтобы обновить парк, а в том, чтобы помочь производителям и продавцам выжить. Торговля бэушным машинами и запчастями, купленными по дешевке, - это «золотое дно» для дилеров, поэтому мешать им никто не будет. Минпромторг дистанцировался от контроля за доставкой принятых машин на утилизацию, сославшись на то, что продавцы - самостоятельные юридические лица и вольны действовать, как посчитают нужным.

Почти день в день с публикацией результатов АвтоВАЗ объявил о том, что приостанавливает прием заказов на автомобили по программе утилизации, так как завод не справляется с объемом производства. Получив на руки упомянутые выше 37,9 тысяч машин, покупатели заказали еще 32 тысячи - в сумме выходит 70 тысяч штук. Больше в Тольятти до конца года собрать не успеют.

Если учесть, что суммарно к концу года по программе должны продать 170 тысяч, то доля Волжского автозавода должна снизиться - клиенты пойдут к конкурентам. А может быть и не пойдут - тогда запланированного объема продать не получится.

В зависимости от того, как будет развиваться спрос, Минпромторг примет решение, продлевать программу на следующий год или нет. Глава министерства Денис Мантуров не исключает такой возможности, тем более, по заверениям чиновников, программа приносит государству сплошную выгоду: тратя из казны 10 млрд, оно получает около 15 млрд рублей в виде налогов. Но учреждать «вечную» программу утилизации нельзя, потому что потребитель привыкнет к «бесплатному сыру» и потом заманить его в автосалон безо всяких подарочных сертификатов будет очень трудно.

Пока мировые автоконцерны готовятся к раздаче дотаций из 10-миллиардной «кубышки», на один-единственный имиджевый проект страна тратит еще больше. На днях дело дошло до заключения контракта с крупным иностранным производителем для автомобилей серии «Кортеж». Всего на это дело зарезервировано 12 млрд рублей, но эксперты говорят, что по опыту этих денег как раз должно хватить на достойный мотор, а дальше затраты будут только расти.

Разработчиком двигателя для президентского лимузина станет Porsche Engineering. Техническое задание - разработать мотор объемом от 6 до 6,6 литров, с 12 цилиндрами, V-образной компоновкой и двойным турбонаддувом. Отдача должна составлять 800 л. с. мощности и 1000 ньютон-метров крутящего момента.

Разработчиком двигателя для президентского лимузина станет Porsche Engineering. Техническое задание - разработать мотор объемом от 6 до 6,6 литров, с 12 цилиндрами, V-образной компоновкой и двойным турбонаддувом

В принципе, с точки зрения техники, ничего революционного в таких характеристиках нет. Уже сейчас 12-цилиндровый Mercedes G65 AMG, развивает примерно такие же показатели при объеме 6 литров и с единственным турбонагнетателем. Вопрос: почему не купить лицензию на производство этих двигателей у мерседесовцев?

О причинах можно только догадываться. Конспирологи наверняка скажут о том, что государству выгоднее потратить десятки миллионов на разработку нового мотора, чтобы оставить простор для «откатов». Тем более что немцы, при всей своей порядочности, недавно были замечены в коррупционных махинациях с государственными закупщиками - речь идет о скандале с поставками Mercedes-Benz.

Но на деле может оказаться, что авторы существующего двигателя V12 попросту отказались продавать технологию его производства и пришлось нанимать Porsche. Так или иначе, но если проект «Кортеж» все-таки дойдет до серийного производства, то президентский автомобиль будет уже второй отечественной моделью, созданной в тандеме с уважаемым немецким концерном. Первая - это всем известная ВАЗ-2108 и все ее соплатформенники.

Остается только гадать, что же будут делать руководители проекта «Кортеж», когда дело дойдет до производства коробок передач. Для автомобиля с 1000-ньютон-метровым крутящим моментом нужна очень выносливая автоматическая коробка, которых в России не производили никогда. Вложения на разработку таких узлов - это миллиарды долларов. Интересно, ждут ли нас впереди дополнительные затраты из бюджета или в Кремле все-таки отойдут от концепции «полностью отечественного» автомобиля и закупят-таки готовый агрегат у мирового производителя вроде ZF или Borg-Warner?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии