Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Госзаказу прописали лекарство от алчности

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Закупка медицинского оборудования и лекарств остается одной из наиболее коррупционных сфер госзаказа. Документация зачастую «затачивается» под конкретное оборудование, одни и те же лекарства перепродаются государству по несколько раз

К таким выводам пришли участники прошедшего на прошлой неделе всероссийского форума «Госзаказ - За честные закупки». Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели мониторинг госзакупок в сфере здравоохранения и были поражены. Например, тем, что одно и то же медицинское оборудование закупается по ценам, отличающимся в разы.

«Вот простой пример - обычный хирургический электрический отсасыватель, - рассказал директор фонда “Здоровье”, член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов. - Нужен для рутинной работы. Никаких дополнительных приспособлений, никакого программного обеспечения, которое вело бы к удорожанию этого оборудования, нет. Тем не менее в 2015 году мы видели, что по регионам этот отсасыватель закупается с разбросом от 15 тысяч до 35,5 тысячи рублей. Такая разница стоимости говорит о том, что, к сожалению, эффективность и результативность расходования государственных средств пока что не является приоритетом при проведении регионами закупок».

Что уж говорить про более сложное оборудование. В Забайкальском крае с разницей в три месяца наркозно-дыхательные аппараты одной и той же модели были закуплены первый раз за 1,26 млн рублей, а через три месяца - уже за 2 млн. В Калининградской закупили томограф за 68,8 млн рублей, одновременно в Псковской области аналогичный приобрели за 48 млн, приводили примеры активисты ОНФ.

Жалоба в ФАС еще не гарантирует отмены потенциально коррупционного конкурса. По закону, если на госзаказ претендуют два поставщика, то пускай даже они предлагают одно и то же оборудование - по закону конкурс будет признан состоявшимся

«Я на 110 млн конкурс отменил, - похвастался активист из Карелии Дмитрий Чебаков. - Потом его вывесили за 100 млн, мы его опять отменили, потому что он были “заточен” на одного производителя. А потом, когда они поняли, что закупка не пройдет, через месяц вышла статья в газете о том, что нам томограф вообще в Карелии не нужен. И эти 100 млн раскидали быстренько до конца года на другие конкурсы, из которых три теперь под проверкой прокуратуры находятся, потому что тоже по завышенным ценам купили то, что не нужно».

Общественники добиваются отмены сомнительных конкурсов с помощью жалоб в контролирующие органы, как правило - в Антимонопольную службу (ФАС). Реакция чиновников в таких случаях бывает парадоксальной. «Есть потрясающий случай, когда в Чувашии на заседание в УФАС из Минздрава никто не пришел, - рассказал Дмитрий Чебаков. - Пришли два сотрудника компании по доверенности от Минздрава - те же, которые были в Петрозаводске на судах, в Пскове, в Самаре. То есть они ездят по стране и защищают интересы своей компании по доверенности».

Впрочем, жалоба в ФАС еще не гарантирует отмены потенциально коррупционного конкурса. По закону, если на госзаказ претендуют два поставщика, то пускай даже они предлагают одно и то же оборудование - по закону конкурс будет признан состоявшимся.

Заступиться за коллег попыталась представитель Комитета госзаказа Хабаровского края. На цену медицинских изделий влияет большое количество факторов, говорила она: «Сравнить реально тяжело, потому что все зависит от того, какой объем, какие места поставки - либо одно место поставки, либо несколько. Очень много нюансов».

Но вице-президент Международного объединения разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники «МОМТ» Лев Осипов был неумолим. «80%, наверное, и в регионах, и в Москве, и в Питере идет с откатами тендеров по медицинским изделиям», - заявил он.

Украл, продал, снова украл

Впрочем, бывают и обратные ситуации, когда поставщики лекарств демпингуют, предлагая цену ниже, чем у производителя этого же лекарства. «Это явление называется “вторичный оборот”, - просветил собравшихся вице-президент организации “Деловая Россия” Алексей Орджоникидзе. - Это когда препарат воруется из системы здравоохранения и продается повторно непонятными компаниями. Цена в этом случае равна нулю, потому что препарат украден». Масштабы воровства, по его словам, исчисляются миллиардами рублей.

Государственные органы об этом знают. Как сообщила директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова, в настоящее время разрабатывается система мониторинга лекарственных средств с помощью нанесения маркировки на каждую пачку. Минздрав уже разработал проект федерального закона на этот счет. Сколько еще лекарств должно быть украдено и перепродано государству, прежде чем его примут, не уточнялось.

Рецепт от коррупции

«Как сделать так, чтобы в технические требования вставлялись бы действительно важные параметры, те, которые влияют на безопасность, здоровье пациента и дают достоверный клинический результат?», - вопрошал участников форума эксперт фонда «Здоровье» Алексей Серов. Иными словами, как превратить конкурсы из источника доходов чиновника в средство экономии и поставки медицине всего необходимого? Участники форума «выписали» несколько рецептов.

Участники форума предложили брать пример с частных клиник, где закупка медицинских изделий проходит почему-то без откатов. Возможно, потому, что там тратятся собственные деньги, а не государственные

«Большинство нарушений можно исправить на уровне нормативного правового регулирования, например путем формирования типовой конкурсной документации на наиболее распространенные виды медицинских изделий, где не будет возможности подогнать техническое задание под конкретного поставщика или объединить в один аукцион несколько позиций медицинского оборудования. Также следовало бы внедрить обязательную регистрацию цен на медицинские изделия», - предложил Эдуард Гаврилов.

Он отметил, что на 225 медицинских изделий производители уже зарегистрировали свои цены. Что, конечно, пока еще капля в море.

«Там, где есть реальная конкуренция, есть возможность экономии государственных денег, - заявил активист проекта ОНФ “За честные закупки” из Бурятии Евгений Малыгин. - Резервы для экономии бюджета зачастую появляются там, где есть добросовестный заказчик. Эффективность госзакупок, по нашему мнению, должна обеспечиваться повышением конкуренции, а также прозрачностью и регламентацией самих закупочных процедур».

Участники форума предложили брать пример с частных клиник, где закупка медицинских изделий проходит почему-то без откатов. Возможно, потому, что там тратятся собственные деньги, а не государственные.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии