Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Кого «переедет» восточный скоростной радиус?

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Сегодня в Каннах открывается международная выставка недвижимости MIPIM, на которой петербургская делегация в очередной раз представит проект строительства широтной скоростной магистрали с мостом через Неву. «Общественный контроль» изучил трассировку и узнал, кого потревожит ее строительство

Этот проект имеет давнюю историю. Широтную магистраль от ЗСД до КАД, включая мост через Неву рядом с Финляндским железнодорожным мостом, можно увидеть еще на планах 2003 года. В 2012 году Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на проектирование первой очереди магистрали от Витебского проспекта рядом со станцией «Воздухоплавательный парк» до перекрестка Зольной улицы с Дальневосточным проспектом. Но потом он был отменен из-за нехватки финансирования. Однако все это время проект исправно демонстрировали в Каннах на MIPIM.

Накануне 2016 года был объявлен еще один конкурс: на этот раз - на разработку градостроительного обоснования строительства трассы. Он состоялся, а его победителем стал институт «Стройпроект», получивший 13,4 млн рублей за работу, которую необходимо выполнить к середине апреля - таковы условия тендерной документации.

Уже через месяц на основании материалов «Стройпроекта» городу станут понятны сроки проектирования и строительства объекта, а также его стоимость. Кроме того, согласно конкурсной документации, институту предстоит просчитать прогноз интенсивности движения по новой дороге, разработать варианты трассы и планировочных решений транспортных узлов. Наконец, именно победитель конкурса выявит объекты недвижимости, которые окажутся в зоне строительства, и размер возможных компенсаций их владельцам.

Игорь Албин полгода назад сообщил, что стоимость строительства трассы вместе с мостом через Неву может составить 150 млрд рублей

Впрочем, некоторые параметры проекта уже названы. Так, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин полгода назад сообщил, что стоимость строительства трассы вместе с мостом через Неву может составить 150 млрд рублей. Он также подтвердил, что часть средств вложит инвестор, который получит право эксплуатировать дорогу на платной основе. Фактически, широтная магистраль станет аналогом ЗСД, у нее уже есть неофициальное название - «Восточная Хорда». Кстати, и конкурс на разработку градостроительного обоснования «восточного крыла» проводило АО «Западный скоростной диаметр», принадлежащее городу.

В институте «Стройпроект» корреспонденту ОК-информ сообщили, что на данный момент проект еще не разработан и данных для выставки MIPIM эта организация не подавала. Что, впрочем, не должно помешать главе петербургского КРТИ Сергею Харлашкину в рамках своего доклада представить потенциальным инвесторам данный проект.

«Общественному контролю» в КРТИ рассказали, что трасса с 6-8 полосами движения пройдет внутри так называемого «промышленного пояса», вдоль так называемого северного железнодорожного полукольца. Через Неву будет перекинут мост в створе Зольной и Фаянсовой улиц. Ориентировочная протяженность магистрали составит 17,6 км. «Строительство широтной скоростной магистрали с мостом через р. Неву вызовет существенное перераспределение транспортных потоков, что приведет к снижению нагрузки на улично-дорожную сеть в целом и на ближайшие к ней мосты через Неву в частности - мост Александра Невского и Володарский мост», - отметили в КРТИ.

Кто «ляжет» под трассу

Судя по тем схемам трассы, которые появлялись в открытом доступе до сих пор, от ЗСД до Невы проектировщики попытаются «уложить» ее в полосу отвода железнодорожных путей. Таким образом, возможно, удастся избежать необходимости сносить существующие постройки. Хотя, как проанализировал «Общественный контроль», некоторые объекты все же попадают в зону строительства, либо примыкают к ней, что также может создать определенные трудности для их деятельности.

К первым относится гаражный комплекс у Митрофаньевского шоссе. Ради ЗСД гаражи уже сносились, что приводило к акциям протеста автомобилистов, и нынешняя стройка, судя по всему, не станет исключением. Вопрос в том, насколько цивилизованно будут решены вопросы с владельцами гаражей. Несколько лет назад было принято решение выплачивать им компенсации в случае изъятия земли под гаражами для госнужд. Но если земля отходит частному инвестору, то решать имущественные вопросы с собственниками должен он.

Как показывает практика, зачастую это выливается в банальный силовой «отжим» территории. Кроме того, в Петербурге распространилась практика, когда почти все гаражные стоянки в последние годы получают право аренды сроком лишь на 1 год. То есть достаточно городу в угоду инвестору не продлить аренду земли под гаражами - и никаких компенсаций гражданам платить не придется.

Далее предполагаемая трасса новой дороги проходит мимо торговых центров «Мебельный континент» и «О`Кей». Существующие чертежи отводят трассе территорию с противоположной стороны железной дороги, но что получится в итоге и не придется ли торговцам потесниться, к примеру, ради подъезда строительной техники - пока неизвестно. За Московским проспектом у железной дороги пристроился автосалон, торгующий «Фольксвагенами». На Новорощинской улице расположился крупный бизнес-центр «Собрание». Впрочем, если его обитатели привыкли к звуку поездов, то, возможно, и новая трасса под окнами распугает их не сильно. В двух шагах от железной дороги, вдоль которой пройдет новая трасса, находится и станция метро «Волковская» с прилегающими бизнес- и торговыми центрами.

Ради ЗСД гаражи уже сносились, что приводило к акциям протеста автомобилистов, и нынешняя стройка, судя по всему, не станет исключением. Вопрос в том, насколько цивилизованно будут решены вопросы с владельцами гаражей

Совсем узкий участок для новой дороги остается около улицы Салова. Здесь, рядом с железной дорогой, находится предприятие «Автоарматура», как сообщается на его сайте - одно из ведущих предприятий России по производству автомобильного электрооборудования.

На другой стороне Невы, вдоль Зольной улицы, где продолжается железнодорожная ветка, гаражей даже еще больше, чем у Митрофаньевского. Очевидно, что все они попадают в зону риска.

В районе Ладожского вокзала магистраль делает поворот и впервые сталкивается с жилой застройкой. Судя по имеющейся в распоряжении «Общественного контроля» схеме, у нее есть все шансы пройти под окнами жилого комплекса «Ладожский парк» на улице Кржижановского. Вдоль этой улицы трасса пролегает и далее, вновь в опасном соседстве с огромными площадями гаражей, чтобы наконец соединиться с КАД.

На схеме трассы, предоставленной «Общественному контролю» КРТИ, у дороги есть ответвление к Московскому вокзалу. Оно прочерчено прямо по железнодорожным путям, вдоль которых расположены постройки РЖД. Повлияет ли стройка на деятельность одного из самых загруженных участков железной дороги - еще один вопрос.

Что нужнее?

«Любой проект крупного дорожного строительства, тем более, если это скоростная магистраль, приведет к тому, что обязательно придется что-то сносить и чьи-то интересы будут задеты, - констатирует эксперт транспортного развития территорий “Лаборатории градопланирования” Илья Резников. - Строить вдоль железной дороги - в этом всегда есть и плюсы и минусы. С одной стороны - это уже действующий коридор и, казалось бы, что это хорошо и удобно, что не нужно улицу прорезать через какую-то застройку. С другой стороны, строить вдоль железной дороги - это всегда дорого и сложно. Плюс это вопрос согласования с РЖД, что тоже просто никогда у нас не дается. Это дороже получается, потому что это всегда эстакады, путепроводы, достаточно сложные развязки».

«Любой проект крупного дорожного строительства, тем более, если это скоростная магистраль, приведет к тому, что обязательно придется что-то сносить и чьи-то интересы будут задеты»

Еще одна большая проблема будущей магистрали - ее подключение к существующей улично-дорожной сети, указывает эксперт.

Илья Резников не сомневается, что новая трасса нужна городу, но уверен, что есть и более востребованные объекты, например, Большой Смоленский мост, который планируется построить от пересечения проспектов Большого Смоленского и Обуховской Обороны с одной стороны до перекрестка Энергетиков и Заневского - с другой. Предпроектные работы по этому объекту уже завершились, но само строительство отложено до 2020 года из-за хронического отсутствия средств в городской казне.

«Мне кажется, что он (Большой Смоленский мост. - Прим. ред.) городу более необходим, - говорит Илья Резников. - При условии, что у нас очень большое расстояние между мостом Александра Невского и Володарским мостом, с моей точки зрения, Большой Смоленский мост принесет городу больше пользы, и, наверное он нужнее. То есть если можно построить оба моста: один за городской счет, а на второй искать инвестора - это отлично, потому что городу нужен как скоростной контур автодорог, так, безусловно, и обычные переправы. А если приходится выбирать, я сторонник того, чтобы построить обычную переправу».

Вопрос о том, почему власти города не приступили к реализации столь необходимых Петербургу транспортных проектов в «жирные» годы, а как будто специально откладывали до момента, когда впору затягивать пояса, «Общественный контроль» оставляет открытым.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии