Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Из Внуково - в вечность

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В московском аэропорту Внуково в трагической и нелепой катастрофе погиб человек, по которому в России стоило бы объявить траур, - глава французской нефтяной компании «Тотал» Кристоф де Маржери

О том, что в его гибели виновны сразу несколько обстоятельств - туманная ночь, наклонная взлетная полоса, неопытный диспетчер и пьяный водитель снегоуборщика, знают уже все. И все прекрасно понимают, что найти в этой истории «крайнего» будет невероятно сложно. Но еще сложнее будет найти в западных бизнес-элитах человека, который был бы столь же верен сотрудничеству с Россией, как де Маржери.

Обстоятельства катастрофы, в которой погиб мсье Кристоф, уже сейчас, задолго до официальных выводов следователей, вызывают возмущение и стыд. Все службы злосчастного бизнес-аэропорта, до катастрофы считавшегося лучшим в России, ушли в «глухую несознанку», а компания-уборщик Внуково даже оперативно поменяла название. Все, кто хоть косвенно замешан в истории с гибелью французского «капитана бизнеса», опускают глаза и валят вину на других. Так у нас, в России, принято.  

Наши власти не скрывают: в лице главы «Тотал» мы потеряли сильного и верного союзника. Он не только помогал привлекать инвестиции в Россию и уговаривал коллег-бизнесменов вкладываться в нашу экономику. Мсье Кристоф открыто и дерзко выступал против санкций в отношении России, введенных Западом после украинского кризиса. Он и в этот, роковой, визит в Москву не изменил себе. За пару часов до гибели он назвал санкции Запада против России «несправедливыми и бесполезными», заявив, что нельзя изолировать Россию от глобальной политики и экономики.

Санкции против РФ раздражают очень многих бизнесменов в Европе. И хотя десятки европейских концернов, от немецкого «Сименс» до французского «Рено», сегодня тесно связаны с Россией, никто из тамошних «капитанов бизнеса» не рискует открыто выступать на стороне Москвы. Они понимают: их мгновенно заклюют. Кристоф де Маржери не боялся этого делать - в этом был и вызов европейскому лицемерию, и огромное гражданское мужество.

Кроме того, у мсье Кристофа были веские причины защищать Россию: под его руководством компания «Тотал» сделала на нашу страну крупную ставку. Вместе с «Новатэком» она развивала терминал по сжижению газа на Ямале, вместе с «Лукойлом» - искала нефть в Сибири, на Баженовской свите. Де Маржери имел  искреннее убеждение, о котором неоднократно заявлял всему миру: без российских запасов нельзя удовлетворить глобальный рост спроса на нефть и газ. И несмотря на санкции намеревался продолжать инвестиции в российские проекты - пусть не на европейские и американские, так на китайские миллиарды.

На последнем Петербургском экономическом форуме (ПЭФ) в мае я своими глазами видел этого бодрого седого человека, ворочавшего миллиардами евро: он неспешно ходил по павильонам и вокруг него не было видно охраны. Именно там, на ПЭФ, он демонстративно, под телекамеры, обнял и назвал своим другом Геннадия Тимченко - на тот момент внесенного во все «черные списки» США и Евросоюза. Мсье Кристоф никого и ничего не боялся. В этом было что-то неподдельно искреннее, несвойственное нынешним европейцам.

Мсье Кристоф никого и ничего не боялся. В этом было что-то неподдельно искреннее, несвойственное нынешним европейцам

Правда, как наш сторонник, де Маржери опасался ужесточения позиции Евросоюза в отношении РФ в украинском кризисе. Он неоднократно обсуждал этот вопрос в беседах «с глазу на глаз» с французским президентом Олландом и главой МИД Фабиусом. И первые лица одного из «локомотивов Европы» прислушивались к его мнению. Может быть, во многом благодаря мсье Кристофу Олланд всячески поддерживал Владимира Путина в ходе его визита в Нормандию - в момент, когда абсолютно все массмедиа кричали о том, что «мировые лидеры должны подвергнуть Путина остракизму».

Конечно, у России были и есть другие влиятельные друзья в Европе. Такие, например, как экс-президент Франции Жак Ширак или экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Но Ширак уже крайне пожилой человек, почти не имеющий влияния на политику своей страны. А Шредер, по мнению немцев, скомпрометировал себя тем, что, «поддавшись на уговоры Путина», возглавил наблюдательный совет компании North Stream AG, контролирующей деятельность газопровода «Северный поток». То есть влияние этих некогда могучих фигур ограничено и ни одна из них не может сравниться с влиянием покойного мсье Кристофа.  

Не будет преувеличением сказать, что сейчас, после смерти президента «Тотал», вся Европа смотрит на нас с недоумением и упреком - как на недотепу, уронившего в пропасть счастливый лотерейный билет. Правда, слава богу, смотрит хотя бы без подозрения, как это было в 2010-м после крушения под Смоленском самолета польского президента Леха Качиньского. «Конспирологические теории тут неуместны, - пишут западные СМИ. - Посмотрите, как быстро Москва признала, что водитель снегоуборщика был пьян, как быстро они пригласили французских следователей участвовать в дознании. Наконец, изучите телеграмму Путина президенту Олланду - там выражено искреннее сожаление о кончине „настоящего друга России“».

Гибель мсье Кристофа не только огромная потеря для нашей страны, но и сильнейший удар по ее имиджу

Гибель мсье Кристофа не только огромная потеря для нашей страны, но и сильнейший удар по ее имиджу. Мы в России почему-то привыкли убеждать самих себя, что все наши техногенные катастрофы - трагическая случайность. Взорвалась Саяно-Шушенская ГЭС? Так ее просто долго «гоняли» на максимальном режиме. Утонул очередной теплоход или подводная лодка? Экипаж сделал кучу ошибок, бывает. Разбился очередной самолет? Ошиблись пилоты и диспетчеры, все мы люди. Почти каждый раз выясняется, что авария произошла из-за мелкой ошибки, случайности, человеческого фактора.

Поэтому авиакатастрофа во Внуково - не случайность. Как и многие другие наши катастрофы. С этим пора что-то делать. Все у нас привыкли, что «раздолбайство» - это такая милая черта русского характера. Но сегодня, когда внешние условия изменились и развитая часть мира настроена к нам, мягко говоря, недружелюбно, России пора собраться. И перестать смотреть на «раздолбайство» как на что-то милое - за него пора карать. И карать максимально жестко.

Не только в европейском бизнесе, но и в своей компании мсье Кристоф был настолько значимой фигурой, что вчерашний Совет директоров «Тотал» не смог заменить его кем-то одним. Вместо де Маржери гендиректором концерна стал Патрик Пуйянне, экс-глава отдела нефтепереработки и нефтехимии. А президентом «Тотал» - опять же вместо мсье Кристофа - избран Тьерри Демаре, бывший председатель Совета директоров концерна. Наверняка эти люди - профессионалы высокого класса, умеющие считать прибыль и вести гигантский концерн вперед. Но они вряд ли хоть немного расположены к России и уж тем более имеют желание идти против нынешнего антироссийского мейнстрима в Европе. Так что аналитики не сомневаются: вскоре все российские проекты «Тотал» будут свернуты. Вот и поделом нам всем.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии