Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Запрет на субсидирование «своих» в рамках ВТО – это миф

 Фото: bglogist.com Фото: bglogist.com OK-inform узнал у экспертов из группы «Кафедра ВТО» при СПбГУ, как идет процесс формирования «дорожных карт» - планов по развитию бизнеса в регионах России с учетом членства в ВТО

Сегодня в Петербурге министры экономики из регионов РФ, бизнесмены и ученые говорят о насущном. То есть, о ВТО. Радостно, что обсуждают они не сам факт вступления (об этом еще не высказался только ленивый), а практику - «Обязательства, принятые Россией при присоединении к ВТО». Так называется и конференция, организованная профессорами СПбГУ. Именно петербургский вуз первым в России начал досконально изучать Всемирную торговую организацию. Теперь при университете создана рабочая группа под названием «Кафедра ВТО». Ее эксперты консультируют предпринимателей. Помогают они и региональным чиновникам от экономики – в составлении «дорожных карт», проще говоря, планов финансовой работы региона в условиях членства в ВТО. Не все так плохо и страшно, уверены эксперты из СПбГУ. Главное, как следует изучить договор, который в итоге подписала Россия, и опираться на чужой опыт, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Как украинское сало проиграло польскому

Из «чужих опытов» самый близкий нам – украинский. Наши соседи вступили в ВТО сравнительно недавно, пять лет назад. Удачно ли у них прошел переходный период? Речь об этом зашла на прошлой неделе в Суздали, там проходил большой экономический конгресс. Среди участников был представитель «Кафедры ВТО», профессор Александр Погорлецкий из СПбГУ.

- Для экспертов ясно, что процесс вступления Украины в ВТО был очень похож на российский, - говорит Погорлецкий. - Длился он так же долго, но на последнем этапе Украина форсировала события и спешно заключила соглашения на неудобных условиях.

Сейчас на Украине 40% свинины, в том числе национальный украинский продукт сало - это импорт.

В результате пошлины резко снизились, в страну завезли продукцию из-за рубежа, и только в одной отрасли свиноводства без работы осталось 500 тыс. человек. Дошло до абсурда: сейчас на Украине 40% свинины, в том числе национальный украинский продукт сало - это импорт из той же Польши.

- Для простого потребителя Украина обещала три основных выгоды от ВТО: дешевые иномарки, качественную одежду и обувь и улучшение жизни на селе, - анализирует Погорлецкий. -  Иномарки появились, поскольку пошлина снизилась с 25% до 10%, но их все равно могу позволить себе только в Киеве, Донецке и паре других больших городов. У остальной части населения доходы намного ниже. К тому же, около 400 тыс. человек, занятых на Украине в автопроме, тут же потеряли работу. По качеству одежды и обуви заметных изменений не произошло. В основном, на прилавках то, что было в России 15 лет назад. Что касается сельских жителей, восточные регионы может и почувствовали небольшую выгоду. Но фермеры с западной части, как и раньше, ищут работу у заграничных соседей, в Польше, например. Повезло только тем, кто занят зерноводством и производством подсолнечного масла. После снижения пошлин фермеры смогли обновить оборудования, и в эти две украинские отрасли тут же начали инвестировать. Сейчас по ним Украина занимает лидирующие позиции на мировом рынке.

Судя по этому опыту, и в России в ближайшие 5-10 лет сырьевая ориентация не изменится, считает Погорлецкий. Тем более, у нас пошлины снижаются постепенно. Резких скачков не ожидается. И люди, работающие в автопроме или свиноводстве, могут спать спокойно. Сокращения на 500 тыс. рабочих мест не предвидится.

- Страна при вступлении в ВТО должна поддерживать «своих», - уверен Погорлецкий. - В России, например, в металлургии, сельском хозяйстве и промышленности, нужна поддержка государства.

«Своих» в беде не бросим

Главная «фишка» Всемирной торговой организации – равные права в торговле для всех ее членов. Оказывается, это миф.

- Существует мнение, что странам-членам ВТО запрещается субсидировать «своих», - говорит доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Александра Коваль. - Но на практике каждое государство так или иначе субсидирует национальных производителей. Это разрешается делать до тех пор, пока другая страна-член ВТО не попытается оспорить законность этого, определенного субсидирования.

Россия наверняка будет субсидировать и в автопром, и в сельское хозяйство, и в другие отрасли, и в конкретные регионы.

Например, в городах, которые расположены на торговых путях, ситуация лучше. Петербург, кстати, среди таких, как и почти весь Северо-Запад. Мы имеем возможность выиграть от присоединения России к ВТО. А вот регионы «на краю света» придется поддержать. И в ближайшие четыре года никто не сможет запретить нам это делать.

Россия договорилась, что переговоры о присоединении к соглашению ВТО о госзакупках начнет нескоро, с августа 2016 года.

- Надо понимать, что есть основной, обязательный пакет документов, которые нужно принять, чтобы вступить в ВТО, - поясняет руководитель проекта «Кафедра ВТО» Сергей Сутырин. - Кроме этого, есть не обязательные, но желательные соглашения. Одно из таких касается госзакупок. Это договор с огромным количеством участников, но Россия пока его не подписала. И это большой успех в длительных переговорах об условиях вступления в ВТО.

Россия договорилась, что переговоры о присоединении к соглашению ВТО о госзакупках начнет нескоро, с августа 2016 года. Так что впереди четыре года. А примерно раз в пять лет страны пересматривают условия своего участия в ВТО. Так что «под шумок» пересмотра условий это соглашение и вовсе может быть не подписано.

- Сейчас, как вы знаете, в процессе доработки находится закон о ФКС, федеральной контрактной системе, то есть об этих самых госзакупках, - говорит Сутырин. - И он, например, предполагает ориентацию на российский автопром. По соглашению ВТО о госзакупках это расценивается как дискриминация других членов Всемирной торговой организации. Но поскольку мы это соглашение не подписали, у государства на четыре года полностью «развязаны руки». Иначе у многих наших отраслей сейчас были бы большие проблемы, ведь госзакупки - это не только автопром.

Угроза или возможность

Конечно, не все так гладко в процессе вступления России в ВТО. Например, по видам всей высокотехнологичной продукции наблюдается заметное снижение пошлин до 4%. А в Ленобласти фермеры, занятые свиноводством и птицеводством, и вовсе в панике (особенно с учетом опыта украинских коллег, о котором речь уже шла выше).

- Но ведь пошлины снизились не только на готовую продукцию, но и на запчасти, и на оборудование, - парирует еще один эксперт «Кафедры ВТО» Константин Лещенко. - Российские компании как раз могут сейчас провести переоборудование, это выгодно. Да, конкуренция возросла. Но надо понимать, что не ВТО - причина всех бед. Например, в птицеводстве проблемы, поскольку резко возросли цены на комбикорма. Но причем тут ВТО? Цены взвинтили производители кормов из-за плохого летнего урожая. Так и в свиноводстве ситуация обострилась задолго до вступления России в ВТО. К тому же, государство выделило пока далеко не все средства на поддержку сельского хозяйство. Сейчас в Госдуме, насколько я знаю, инициировали обсуждение этой проблемы.

В российской глубинке вообще мало кто занимался вопросами членства России в ВТО. В основном их разрабатывали в Москве и Петербурге. Теперь такие организации, как «Кафедра ВТО» при СПбГУ, помогают субъектам России разрабатывать «дорожные карты» - планы действий в новых условиях. Кстати, свои условия выдвигает и Таможенный союз, в который Россия тоже вступила недавно. Приходится находить подходящие решения для этой сложной комбинации. В той же Ленобласти «Кафедра ВТО» уже приступили к непосредственной работе над такой «дорожной картой» и скоро сможет рассказать о ее содержании подробнее.

- Не надо рассматривать ВТО как угрозу, - резюмирует профессор СПбГУ и эксперт «Кафедры ВТО» Никита Ломагин. - Это возможность для закупки оборудования. Это доступ на новые рынки. Все экспортно-ориентированные отрасли теперь могут максимизировать свои выгоды. ВТО - это набор правил, которыми нужно учиться пользоваться. Никто не будет нас учить. Никто во Всемирной торговой организации не станет отстаивать наши интересы, защищать нас. Мы сами должны это сделать.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, инженер, 30 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии