Запрет на субсидирование «своих» в рамках ВТО – это миф
Сегодня в Петербурге министры экономики из регионов РФ, бизнесмены и ученые говорят о насущном. То есть, о ВТО. Радостно, что обсуждают они не сам факт вступления (об этом еще не высказался только ленивый), а практику - «Обязательства, принятые Россией при присоединении к ВТО». Так называется и конференция, организованная профессорами СПбГУ. Именно петербургский вуз первым в России начал досконально изучать Всемирную торговую организацию. Теперь при университете создана рабочая группа под названием «Кафедра ВТО». Ее эксперты консультируют предпринимателей. Помогают они и региональным чиновникам от экономики – в составлении «дорожных карт», проще говоря, планов финансовой работы региона в условиях членства в ВТО. Не все так плохо и страшно, уверены эксперты из СПбГУ. Главное, как следует изучить договор, который в итоге подписала Россия, и опираться на чужой опыт, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
Как украинское сало проиграло польскому
Из «чужих опытов» самый близкий нам – украинский. Наши соседи вступили в ВТО сравнительно недавно, пять лет назад. Удачно ли у них прошел переходный период? Речь об этом зашла на прошлой неделе в Суздали, там проходил большой экономический конгресс. Среди участников был представитель «Кафедры ВТО», профессор Александр Погорлецкий из СПбГУ.
- Для экспертов ясно, что процесс вступления Украины в ВТО был очень похож на российский, - говорит Погорлецкий. - Длился он так же долго, но на последнем этапе Украина форсировала события и спешно заключила соглашения на неудобных условиях.
Сейчас на Украине 40% свинины, в том числе национальный украинский продукт сало - это импорт.
В результате пошлины резко снизились, в страну завезли продукцию из-за рубежа, и только в одной отрасли свиноводства без работы осталось 500 тыс. человек. Дошло до абсурда: сейчас на Украине 40% свинины, в том числе национальный украинский продукт сало - это импорт из той же Польши.
- Для простого потребителя Украина обещала три основных выгоды от ВТО: дешевые иномарки, качественную одежду и обувь и улучшение жизни на селе, - анализирует Погорлецкий. - Иномарки появились, поскольку пошлина снизилась с 25% до 10%, но их все равно могу позволить себе только в Киеве, Донецке и паре других больших городов. У остальной части населения доходы намного ниже. К тому же, около 400 тыс. человек, занятых на Украине в автопроме, тут же потеряли работу. По качеству одежды и обуви заметных изменений не произошло. В основном, на прилавках то, что было в России 15 лет назад. Что касается сельских жителей, восточные регионы может и почувствовали небольшую выгоду. Но фермеры с западной части, как и раньше, ищут работу у заграничных соседей, в Польше, например. Повезло только тем, кто занят зерноводством и производством подсолнечного масла. После снижения пошлин фермеры смогли обновить оборудования, и в эти две украинские отрасли тут же начали инвестировать. Сейчас по ним Украина занимает лидирующие позиции на мировом рынке.
Судя по этому опыту, и в России в ближайшие 5-10 лет сырьевая ориентация не изменится, считает Погорлецкий. Тем более, у нас пошлины снижаются постепенно. Резких скачков не ожидается. И люди, работающие в автопроме или свиноводстве, могут спать спокойно. Сокращения на 500 тыс. рабочих мест не предвидится.
- Страна при вступлении в ВТО должна поддерживать «своих», - уверен Погорлецкий. - В России, например, в металлургии, сельском хозяйстве и промышленности, нужна поддержка государства.
«Своих» в беде не бросим
Главная «фишка» Всемирной торговой организации – равные права в торговле для всех ее членов. Оказывается, это миф.
- Существует мнение, что странам-членам ВТО запрещается субсидировать «своих», - говорит доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Александра Коваль. - Но на практике каждое государство так или иначе субсидирует национальных производителей. Это разрешается делать до тех пор, пока другая страна-член ВТО не попытается оспорить законность этого, определенного субсидирования.
Россия наверняка будет субсидировать и в автопром, и в сельское хозяйство, и в другие отрасли, и в конкретные регионы.
Например, в городах, которые расположены на торговых путях, ситуация лучше. Петербург, кстати, среди таких, как и почти весь Северо-Запад. Мы имеем возможность выиграть от присоединения России к ВТО. А вот регионы «на краю света» придется поддержать. И в ближайшие четыре года никто не сможет запретить нам это делать.
Россия договорилась, что переговоры о присоединении к соглашению ВТО о госзакупках начнет нескоро, с августа 2016 года.
- Надо понимать, что есть основной, обязательный пакет документов, которые нужно принять, чтобы вступить в ВТО, - поясняет руководитель проекта «Кафедра ВТО» Сергей Сутырин. - Кроме этого, есть не обязательные, но желательные соглашения. Одно из таких касается госзакупок. Это договор с огромным количеством участников, но Россия пока его не подписала. И это большой успех в длительных переговорах об условиях вступления в ВТО.
Россия договорилась, что переговоры о присоединении к соглашению ВТО о госзакупках начнет нескоро, с августа 2016 года. Так что впереди четыре года. А примерно раз в пять лет страны пересматривают условия своего участия в ВТО. Так что «под шумок» пересмотра условий это соглашение и вовсе может быть не подписано.
- Сейчас, как вы знаете, в процессе доработки находится закон о ФКС, федеральной контрактной системе, то есть об этих самых госзакупках, - говорит Сутырин. - И он, например, предполагает ориентацию на российский автопром. По соглашению ВТО о госзакупках это расценивается как дискриминация других членов Всемирной торговой организации. Но поскольку мы это соглашение не подписали, у государства на четыре года полностью «развязаны руки». Иначе у многих наших отраслей сейчас были бы большие проблемы, ведь госзакупки - это не только автопром.
Угроза или возможность
Конечно, не все так гладко в процессе вступления России в ВТО. Например, по видам всей высокотехнологичной продукции наблюдается заметное снижение пошлин до 4%. А в Ленобласти фермеры, занятые свиноводством и птицеводством, и вовсе в панике (особенно с учетом опыта украинских коллег, о котором речь уже шла выше).
- Но ведь пошлины снизились не только на готовую продукцию, но и на запчасти, и на оборудование, - парирует еще один эксперт «Кафедры ВТО» Константин Лещенко. - Российские компании как раз могут сейчас провести переоборудование, это выгодно. Да, конкуренция возросла. Но надо понимать, что не ВТО - причина всех бед. Например, в птицеводстве проблемы, поскольку резко возросли цены на комбикорма. Но причем тут ВТО? Цены взвинтили производители кормов из-за плохого летнего урожая. Так и в свиноводстве ситуация обострилась задолго до вступления России в ВТО. К тому же, государство выделило пока далеко не все средства на поддержку сельского хозяйство. Сейчас в Госдуме, насколько я знаю, инициировали обсуждение этой проблемы.
В российской глубинке вообще мало кто занимался вопросами членства России в ВТО. В основном их разрабатывали в Москве и Петербурге. Теперь такие организации, как «Кафедра ВТО» при СПбГУ, помогают субъектам России разрабатывать «дорожные карты» - планы действий в новых условиях. Кстати, свои условия выдвигает и Таможенный союз, в который Россия тоже вступила недавно. Приходится находить подходящие решения для этой сложной комбинации. В той же Ленобласти «Кафедра ВТО» уже приступили к непосредственной работе над такой «дорожной картой» и скоро сможет рассказать о ее содержании подробнее.
- Не надо рассматривать ВТО как угрозу, - резюмирует профессор СПбГУ и эксперт «Кафедры ВТО» Никита Ломагин. - Это возможность для закупки оборудования. Это доступ на новые рынки. Все экспортно-ориентированные отрасли теперь могут максимизировать свои выгоды. ВТО - это набор правил, которыми нужно учиться пользоваться. Никто не будет нас учить. Никто во Всемирной торговой организации не станет отстаивать наши интересы, защищать нас. Мы сами должны это сделать.