Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Урбанисты вышли в город

 Фото: Анна Башкирова/ OK-inform Фото: Анна Башкирова/ OK-inform Студенты-урбанисты, чиновники и представители широкой общественности объединились в поиске новых стратегий развития Петербурга и окрестностей

В ход идет все: от  разработки урбанистических проектов до зонирования городских территорий.

Студенты-урбанисты ищут потенциал Кронштадта

Так, в ближайшее время магистранты петербургского вуза проведут исследования и предложат идеи, как наилучшим образом раскрыть потенциал одного из областных городов.

В основу результатов ляжет «Урбанистическое исследование Кронштадта» - пилотный проект магистерской программы НИУ ИТМО «Дизайн Городских Экосистем». Оно будет направлено на анализ и поиск потенциалов Кронштадта в контексте стратегического развития Петербурга. Предполагается  разработать механизмы и инструменты участия партнеров и инвесторов, представителей государственной власти и профильных комитетов города,  широкой общественности.

Наряду со студентами в разработке проекта примут участие российские и международные эксперты в области урбанистики, городского и территориального планирования. Инициатор проекта - магистерская программа «Дизайн городских экосистем», Университет ИТМО, «Школа передовой урбанистики U.T.S.», а также ряд партнерских российских и международных организаций. Реализация проекта запланирована на 2013-2014 год.

Университет рассматривает урбанистику, в том числе ее технологические аспекты, как одно из приоритетных направлений развития.

Как пояснили OK-inform в вузе, университет рассматривает урбанистику, в том числе ее технологические аспекты, как одно из приоритетных направлений развития, способных стать точкой быстрого роста в рамках стратегии университета по повышению конкурентоспособности на мировом рынке образования и R&D.

Стратегия развития Кронштадта - один из конкретных примеров реализации урбанистических проектов. Его уже поддержала Администрация Кронштадтского района и профильных комитетов города. Глава района Терентий Мещеряков лично проявил заинтересованность в развитии проекта.

- Для обеспечения эффективного развития Кронштадтского района Санкт-Петербурга, как культурно-просветительского и военно-патриотического центра, мы приглашаем к сотрудничеству представителей из различных сфер деятельности. Уверен, что участие профессионалов в урбанистике также будет полезно для нас, - подчеркнул Терентий Мещеряков.

Объединяй и властвуй?

К слову, перспективами долгосрочного развития Петербурга и его ближайших районов все чаще интересуются на различных уровнях. Так, накануне свое видение представили эксперты фонда «Контекст» в рамках разработки Стратегии-2030 (стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года - прим. ред.).

В ходе общественной дискуссии эксперты затронули вопросы о том, стоит ли объединять или разделять Петербург на территориальные зоны? Какие территории следует развивать в первую очередь - исторический центр или новые экономические зоны? Есть ли у Петербурга потенциал для развития экономики знаний, и какую роль в ней будет играть промышленность?

По мнению Михаила Петровича, директора бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград», «город живет в тисках пяти поясов: исторического, промышленного, пояса микрорайонов, нового промышленного пояса, формирующегося вокруг кольцевой автодороги, и рекреационного, то есть пояса пригородов». Есть смысл «перезапустить» эту систему и поделить пространство города на территориально-экономические зоны, которые естественным образом впишутся в полицентрическую модель развития города».

Город живет в тисках пяти поясов: исторического, промышленного, пояса микрорайонов, нового промышленного пояса, формирующегося вокруг кольцевой автодороги, и рекреационного, то есть пояса пригородов.

Такие зоны могут стать «осью развития территорий», и их, как считает Михаил Петрович, должно быть семь: центральная островная, северная, южная, южная пригородная, юго-западная пригородная, кронштадтская островная и курортная.

Директор практики консалтинга «Балт- Аудит-Эксперт» Леонид Ивановский тему территориально-экономических зон продолжил, уточнив, что слово «экономический» в этом контексте не несет негативного оттенка.  Речь идет не о плотной застройке территории производствами, а о создании мест, комфортных для жизни и удобных для ведения бизнеса».

По его мнению, сейчас различные территории города развиваются неравномерно.

Наиболее населенные районы меньше всего обеспечены рабочими местами, и это приводит к «маятниковой миграции» из окраин в центр города. Экологическое благополучие жителей также зависит от того, в каком районе они проживают, как и доступность культурно-досуговых и образовательных мест».

Есть и другая проблема - «транспортная дискриминация», более трех миллионов жителей живут в зонах, превышающих километровую доступность до станций метрополитена, и свыше 700 000 предприятий расположены в местах с нерегулярным режимом работы общественного транспорта.

Леонид Ивановский выделяет восемь признаков территориально-экономической зоны, среди которых наличие комфортабельного жилья, рабочих мест, социокультурной инфраструктуры и т. д., но, к сожалению, ни один район в Санкт-Петербурге на данный момент не соответствует этим стандартам.

Впрочем, в одном участники дискуссии были полностью единогласны - эти и другие точки зрения будут проанализированы и использованы на следующем этапе работы над стратегией дальнейшего развития.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии