Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Cоциальная справедливость в строительстве

Строительные компании и стройиндустрия Фото: Александр Петросян/КоммерсантъСтроительные компании и стройиндустрия Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ OK-inform разбирался в сложных отношениях застройщика и подрядчика и перспективах

Строительные компании и стройиндустрия в последние годы находятся под угрозой финансовой, и, как следствие, моральной деградации. Именно такое мнение вразрез позитивным рапортам, которые звучат с трибун, все чаще приходится слышать в кулуарах строительных конференций и при личных беседах с руководителями строительных проектов.

Рыба ищет, где глубже

При этом активное строительство ведется по всей стране – высокими темпами растут объемы ввода жилья, на Северо-Западе, на Дальнем востоке, в Краснодарском крае, в Татарстане и других регионах реализуются грандиозные строительные проекты.  Но «стройки века» сопровождаются скандалами, а у построенных для ветеранов квартир отваливаются балконы…

Только в Петербурге в период с 2005 по 2012 год  доля компаний среднего и малого бизнеса в строительстве сократилась с 40% до 11,5%.

Эксперты заявляют, что все дело в положении подрядных организаций – строительных компаний среднего и малого бизнеса. Именно они приходят на объект собственно строить – варить арматуру, класть кирпич и лить бетон. Даже крупные игроки (застройщики), которые способны собственными силами обслужить практически полный производственный цикл от изысканий и проектирования до производства строительных материалов и генподряда, при растущих объемах не могут без них обойтись.

Квалифицированные строители обычно привлекаются под конкретные объемы и объекты, их содержание «в паузах» просто невыгодно. Небольшие подрядные организации остаются «кузницей кадров» и агентами, через которых строительные «спецы» находят себе работу от Калининграда до Сахалина.

Только в Петербурге в период с 2005 по 2012 год  доля компаний среднего и малого бизнеса в строительстве сократилась с 40% до 11,5%. Средний и малый бизнес уходит с рынка, а руководители еще действующих компаний стремятся к диверсификации деятельности. Основные причины, как водится, экономические.

Существует сводный сметный расчет стройки, который включает:

- затраты подрядчика (обычно в объеме объектной сметы);

- затраты заказчика-застройщика (затраты на земельный участок, проектно-изыскательские работы, экспертизы проектов, содержание дирекций по строительству, технадзор, затраты при сдаче в эксплуатацию и т.п.).

Какие-то обязанности застройщика могут передаваться подрядчику, но рассмотрим классическую схему, при которой подрядчик работает только в пределах объектной сметы. При этом стоит отметить, что бывают объекты, на которые заказчик смету проектировщикам не заказывает, но это, так сказать, особые случаи.

По статьям затрат расходы подрядчика раскладываются примерно следующим образом:

стоимость материалов                        

45-60  %

машины и механизмы                          

5-8 %

заработная плата                                     

8-15 %

накладные расходы                                 

12-16 %

сметная прибыль                                      

6-8 %

НДС 

18% от суммы предыдущих статей или 15,25% если все затраты с НДС -100%

Предположим, что временные издержки, зимнее  удорожание и прочие нюансы включены в изложенные статьи затрат. Соотношение затрат на разных объектах индивидуально  и потому приведенная схема достаточно условна, но нас интересуют не абсолютные показатели, а простой вопрос: на чем здесь можно сэкономить и заработать?

На материалах – практически невозможно. Заказчик строго следит за соблюдением проекта и качеством  материала, а зачастую сам его закупает и предоставляет подрядчику. Даже если где-то на качестве или на сроках можно подрезать, то заказчик и эту экономию не отдаст.

Расценки, заложенные в сметах на машины и механизмы, оправдываются, только если подрядчик имеет в распоряжении их полный набор. Если приходиться арендовать, то на этой статье затрат тоже ничего не сэкономить, она скорее убыточна, даже для очень крупных организаций.

Зарплата! Вот тут все работодатели экономят, как могут:

- использование законных и незаконных мигрантов позволяет оказывать давление на отечественных рабочих и занижать зарплату;

- на постоянной основе на работу никого, за исключением водителей и механизаторов, стараются не принимать. Заключаются договора на определенный вид и объем работ, сведения о заработке подаются в налоговую и оплата налогов возлагается на самих работников, минус больничные и отпуска;

- рабочие официально принимаются на оклад порядка 15 тыс.рублей, остальное - премия из средств, обналиченных через однодневки (впрочем, эта ситуация типична для всех сфер деятельности);

- задержки по оплате на 1-2 ,а то и больше месяцев;

- другие способы: разнообразные штрафы, внеочередные отпуска без содержания по просьбе трудящихся и т. п.

При таких подходах на оплате труда можно сэкономить порядка 5%.

Накладных расходов сметами и так предусматривается явно недостаточно. В прежние (социалистические) времена на накладные расходы генподрядчику давали 22,3% от прямых затрат, а на спецработы 14-16%. Сегодня требования иных заказчиков (например уже бывшие ТНК ВР и ООО ТНК-Уват) столь серьезны, что обязательны свежие аттестации работников и рабочих, свои лаборатории, инженеры по качеству и технике безопасности , аттестация НАКС , ВИК, привязанные на каждый процесс технологические карты, ППР, и т.д. и т.п. вплоть до ремней безопасности на дорожных катках. Здесь и 25% явно мало. Но если заказчик попроще, то экономить можно: в основном на количестве и качестве ИТР (их зарплате), и далее - на  качестве КИП, оснастки, спецодежды, инструмента. При чем выражение «экономить» здесь неправильно, т.к. денег на эти вещи в нынешних сметах просто нет.

Сметная прибыль. Что можно приобрести на 6% строительной организации, при условии, что изношенность основных фондов в целом запредельна? Проще потратить на премии и корпоративные вечера…

Реальная статья экономии - это НДС. Предоставляются фиктивные услуги, через однодневки за 4-6% покупаются легко списываемые  материалы, оснастка и т.п..

Итого сколько же можно сэкономить, что бы все же реально построить?

-на фонде оплаты труда- 5%;

-на накладных расходах- 2-4%;

-забыть про сметную прибыль-6%;

-украсть на НДС -5% от всех затрат.

Получается максимум - 20%, дальше надо начинать процедуру банкротства.

И тут возникает вопрос: почему при конкурсах на бюджетные стройки поощряется снижение договорной цены на 10-20, а то и более - до 40% от цены определенной сметой? …а ведь при расчетах мы еще не учли «откаты», которые на госзаказе обычно составляют не менее 10% цены контракта.

Стратегии заказчика

Понятно, что нефтяникам, газовикам и другим крупным корпоративным заказчикам до строителей дела нет. Они и сметы для конкурсов сразу формируют на индексах полуторагодовалой давности, а потом еще и на тендере скидывают до 10 -20%.

Не авансировать заказ просто стало правилом. Тот же «ТНК-Уват» закладывал в договор условия оплаты  - через 60 дней после первого месяца работ. Зато под договор, заложив все, что есть, можно было взять кредит в рекомендованном банке.

Если подрядчик сильно возмущается, то грамотный инспектор на стройплощадке всегда найдет  к чему придраться.

Сегодня практически любой заказчик, даже государственный, считает нормальным не заплатить вовремя – задержка оплаты строителям на один-два месяца - это норма. А если подрядчик сильно возмущается, то грамотный инспектор на стройплощадке всегда найдет  к чему придраться.

При этом договора подряда заказчик обычно делает с односторонними санкциями: - Не хочешь подписывать?  - Следующий!

В случае конфликтной ситуации у строительной компании– подрядчика согласно ГК РФ, есть только один выход - после предупреждения остановить строительство, а это означает потерю наработанного объема. Если выиграешь суды, то свое вернешь, но в лучшем случае года через два…

Следствия и последствия

Во-первых, государство со строек недополучает налоги -  с заработной платы и НДС.

Во-вторых, экономия накладных расходов приводит к слабому контролю качества или его полному отсутствию. Заказчик, даже если не ленив, за всем не уследит; архстройнадзор - тем более.

В-третьих,  из-за фактического отсутствия сметной прибыли, если строительная компания сама не является застройщиком-инвестором – обречена.

Чтобы стать застройщиком нужны деньги и связи. Но те, у кого есть деньги и земельные участки, в нынешней ситуации  вряд ли будут строить сами – проще нанять за полцены тех, кто еще хочет строить.

На стройплощадках не хватает линейных ИТР, а порядка 80% рабочего персонала составляют неквалифицированные разнорабочие. Вот и происходят обрушения в процентном отношении в гораздо большем количестве, чем во времена социализма.

Куда податься бедному строителю?

Раньше, в советские времена у строителей было несколько министерств - Минпромстрой, Миннефтегастрой, Минстрой, Минсельстрой и т.д. по отраслям. О строителях заботились, оснащали, обучали, разборки заказчиков и подрядчиков уходили на уровень правительства и министерств.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Планы стали краткосрочными, а задачи – локальными.

Вроде бы есть Министерство регионального развития, но его не волнует состояние строительных компаний – им «несть числа» - разорится одна компания, найдется другая. В крайнем случае, достроят китайцы. Для этого министерства главное - подешевле купить жилье для реализации государственных программ.

Сегодняшний Госстрой задуман как законодатель нормативов - состояние строительных подрядчиков и отрасли в целом - не его головная боль, своей хватает.

В строительных СРО (саморегулируемые организации, выдающие допуски на строительные работы) каждый член организации преследует исключительно свои личные и корпоративные интересы. То же самое можно сказать о региональных и отраслевых Союзах строителей.

Профессиональные союзы если где и остались, то их исключительная забота - количество членов и сбор взносов. Руководителям компаний они если и нужны, то исключительно как инструмент получения наград и званий. Иногда, в случаях особо сильного «кидалово» по зарплате, рабочие сами проявляют инициативу (например, при строительстве завода «Тобольск-полимер» (заказчик- холдинг СИБУР, подрядчик НПО "Мостовик") рабочие на дверях штаба повесили список руководителей субподрядных организаций, в частности "Мостоотряд-36"(Тюмень) и "Мостоотряд-87"(Тобольск), систематически задерживающих зарплату и их домашние адреса - и такая история могла приключится практически на любой стройке...). Но подобные частные случаи не способны повлиять на ситуацию в целом.

После сказанного

Разогнать или разорить строительную компанию легко (российские проектные институты тому пример). А вот на то, чтобы создать крепкую генподрядную организацию «с нуля» нужны годы кропотливой селекционной работы с инженерными и рабочими кадрами. Нужно накопить опыт строительства разных объектов. Нужно завоевать доверие заказчиков, субподрядчиков, поставщиков материалов и конструкций, рабочих бригад  и администраций территорий. На формирование деловой репутации компании уходят годы.

Возможно, сами руководители строительных компаний сейчас слишком заняты спасением своего бизнеса и заботой о текущем благосостоянии своих семей. Но государственным умам по долгу службы положено думать о том, кто будет строить в России через пять-десять лет.

Справка OK-inform

Сегодня органы государственной власти ищут механизмы повышения собственной эффективности. Если у Вас есть конкретные идеи и предложения по дальнейшему «развитию строительной отрасли», мы готовы, как минимум, их опубликовать.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии