Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Страсти по инжинирингу

 Фото из личного архива Владимира Малахова Фото из личного архива Владимира Малахова Владимир Малахов, генеральный директор ООО «Современные технологии генподрядного менеджмента», к. э. н., доктор делового администрирования:

- Прошел год с тех пор, когда 23 мая 2013 года правительством РФ было сформулировано  поручение о создании «Дорожной карты» (плана мероприятий) в области инжиниринга и промышленного дизайна. С тех пор началась череда событий, связанных с развитием и поддержкой инжиниринга в России. В рамках этой деятельности правительства были созданы и совет по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге, и комитет по инжинирингу при Российском союзе строителей. В январе 2014 года была создана временная комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности. Активно работают и структуры по развитию инжиниринга в машиностроении, которые уже вышли на обсуждение и специального закона об инжиниринговой деятельности.

В январе 2014 года была создана временная комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности.

Несмотря на столь серьезное повышение градуса в дискуссиях об инжиниринге, наметилась общая и довольно неприятная тенденция - отсутствие четкого понятийного поля инжиниринга как такового. Многочисленные эксперты, чаще всего совершенно справедливо, многократно и многовариантно предлагали различные варианты его описания как вида деятельности в сфере услуг, в основе которых лежит понятие «инженер» или «инженерное дело». Не менее сложные вопросы вызывает понятие «инжиниринговая компания», которое стало притчей во языцех у большинства заказчиков крупных инвестиционно-строительных проектов. Основная их претензия сводится именно к тому, что многие компании, называющие себя инжиниринговыми или даже имеющие такое слово в своем названии, по факту таковыми не являются, просто потому, что не отвечают требованиям заказчиков при предоставлении услуг инжиниринга! Именно поэтому желание всех экспертов привести к единому знаменателю споры и страсти являются не только профессиональным долгом, но и объективной экономической необходимостью сегодняшнего дня. И не только для выполнения поручений правительства РФ в области поддержки малого и среднего бизнеса в области инжиниринговых услуг, но и для стабилизации всей отрасли в целом.

Для объективного анализа термина «инжиниринг» было бы логично отказаться от многочисленных определений, данных в справочной и профессиональной литературе. Безусловно, не стоит отказываться от исконной сути инжиниринга - полезной деятельности по трансформации научных знаний в коммерческую информацию о физических объектах и процессах, необходимых для повышения удовлетворенности потребителей. Но суть не открывает точных границ поля дефиниции термина, поскольку инстинктивно подталкивает каждого из нас к восприятию его как разновидности инженерной, т.е. связанной с механизмами, машинами и иной техникой, деятельности.

Для этого легче провести анализ от классификации к системному понятию, который иногда используется, когда нет очевидного базового определения того или иного явления. Например, для инжиниринга не являются какими-то режущими слух словосочетания типа «финансовый инжиниринг», «социальный или социально-экономический инжиниринг», «правовой или законотворческий инжиниринг», «стоимостной инжиниринг», «политический инжиниринг», «логистический инжиниринг» и т.п. Все эти примеры говорят о том, что понятие давно вышло за рамки инженерного дела и связанного с ним предметного поля. Оно стало гораздо более общим еще и потому, что в сутевом определении речь идет о трансформации не только естественнонаучных знаний, а любых, в том числе и гуманитарных наук, а также других междисплинарных наук.

Для инжиниринга не являются какими-то режущими слух словосочетания типа «финансовый инжиниринг», «социальный или социально-экономический инжиниринг», «правовой или законотворческий инжиниринг», «стоимостной инжиниринг», «политический инжиниринг», «логистический инжиниринг» и т.п.

В этом случае вполне логично говорить о:

1. по исходной научной информации - техническом (в инженерном смысле) и нетехническом (гуманитарном) инжиниринге;

2. по продукту - информации о физических характеристиках продукта или о процессе, т.е. технологическом или проектно-конструкторском инжиниринге;

3. по физическому продукту - инжиниринге товара, пригодного для потребления, а также предметов труда, или инжиниринге средств труда;

4. по видам процессов инжиниринг может быть, как физическим, химическим, так и организационном или социально-политическом. В любом случае происходит конструирование процесса как конечного интеллектуального продукта инжиниринга.

И, наконец, наверное, самое важное! Инжиниринг - это полезная деятельность по созданию именно информации об архитектуре физического объекта или о процессе, а не по созданию самих объектов и процессов, то есть имеет в качестве результата не физическую продукцию, а интеллектуальную сущность. Именно поэтому инжиниринг - это предоставление услуг, а если быть еще более точным - предоставление информационных услуг. Таким образом, мы с уверенностью можем дать выверенное определение: инжиниринг – это профессиональная предпринимательская деятельность по предоставлению услуг трансформации научных знаний и достижений в востребованную рынком интеллектуальную продукцию с добавленной потребительской ценностью. Другими словами, инжиниринг - это особые инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, в т.ч. услуги по созданию технико-экономических обоснований проектов, выработке рекомендаций в области организации производства и управления, комплекс коммерческих услуг по обеспечению процессов подготовки к производству и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов. Можно также сказать, что инжиниринг - это наука и искусство создания на основе передовых научных достижений интеллектуальных продуктов, необходимых для немедленного практического применения при создании новых зданий, сооружений, предприятий, заводов, машин и механизмов. Создание в результате этой услуги добавленной потребительской ценности является обязательной характеристикой инжиниринга, поскольку создание невостребованного интеллектуального продукта относится к несколько иной сфере.

С точки зрения интегральных инжиниринговых услуг можно сделать акцент на так называемых комплексных услугах, когда они предоставляются в комплексе (особенно если связаны между собой однородными задачами и целями бизнеса. В данном случае  комплексный инжиниринг - это профессиональная деятельность по предоставлению услуг инжиниринга разных направлений в комплексе, объединенных единой темой, проектом или направлением исследований.

Вместе с тем комплексный инжиниринг должен восприниматься не более чем алгебраическая сумма разнородных услуг, как технических, так и связанных с коммерческим или бизнес-инжинирингом. Гораздо более сложным развитием является предоставление услуг системного инжиниринга. Например, развитие современной промышленности невозможно без системного взаимодействия всех отраслей науки, новых технологий, открытий в области связи и информатики, организационного развития, экономических и юридических аспектов деятельности. Перманентная глобализация экономики, процессы постоянной интеграции людей и их сообществ вызывают потребность в создании все более совершенных социальных, образовательных, производственных, транспортных, энергетических и, разумеется, промышленных систем. Рост масштабов и усложнение способов организации человеческой деятельности по созданию промышленных систем, повышение степени ответственности за результаты работы систем управления производственными процессами, быстрое возрастание сложности возникающих при этом научных, технических и управленческих проблем привели к созданию в середине ХХ века системной инженерии как новой прикладной системной методологии.

Сегодня мировое научное и индустриальное сообщества признают системную инженерию в качестве методологической основы организации и осуществления деятельности по созданию систем любого класса и назначения.

Сегодня мировое научное и индустриальное сообщества признают системную инженерию в качестве методологической основы организации и осуществления деятельности по созданию систем любого класса и назначения. В свою очередь, среди направлений, где системная инженерия сосредотачивает сегодня первоочередные усилия, выделяются создание промышленных предприятий, индустриальных парков, площадок, комплексов и сетей, управление деятельностью по созданию предприятий как сложных комплексных адаптивных систем, а также управление жизненным циклом сложных производственных систем с учетом изменений рынков и экономических параметров производства. В этом случае системный инжиниринг (системная инженерия) рассматривается как междисциплинарная научная методология, включающая совокупность практических методов и методик решения комплексных проблем, основывающаяся на теории систем (системотехнике) и процессах разработки систем как единого целого.

В рамках данной концепции инжиниринга становится гораздо проще сформировать позицию по идентификации или распознаванию инжиниринговых компаний. Вопрос, как отличить инжиниринговую компанию от неинжиниринговой, стал сегодня камнем преткновения во многих спорах. Однако ответ лежит на поверхности, и мы иногда просто не хотим согласиться с очевидным. Если инжиниринг - это деятельность по предоставлению услуг трансформации научных знаний и достижений в интеллектуальные продукты, то инжиниринговой будет та компания, которая обладает всем необходимым для этой деятельности набором характеристик. Прежде всего для того, чтобы какие-то научные знания и достижения могли быть вообще преобразованы в полезный интеллектуальный товар, такая компания должна иметь набор или совокупность таких знаний, а также прав доступа к ним, если они не являются ее собственностью. Если говорить более понятным языком, главным признаком инжиниринговой компании является наличие базы знаний, а также привязанной к ней системы управления знаниями, или системы менеджмента знаний (СМЗ). Система менеджмента знаний (СМЗ) - совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей.

Менеджмент знаний есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, но именно он является определяющим фактором отнесения компании к инжиниринговой.

Термин «менеджмент знаний» в последнее время стал широко использоваться и воспринимается как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые компании могут создавать, совершенствовать и использовать. Менеджмент знаний есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, но именно он является определяющим фактором отнесения компании к инжиниринговой. Управление знаниями - это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями - это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями, а потому управление знаниями - это всегда сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций.

Безусловно, сам факт наличия системы менеджмента знаний, особенно если это констатирует сама компания, не должен быть фактором отнесения компании к инжиниринговым. Таким подтверждением может быть только специальный сертификат о имеющейся в компании СМЗ, подтверждающий, что созданы все условия для одновременного выполнения трех условий наличия СМЗ:

1. система создания новых знаний, которая включает не только элементы их распознавания и идентификации, но и инструменты оценки новых знаний, их патентования и регистрации, механизмов использования в дальнейших разработках;

2. независимая от финансового состояния компании система хранения знаний, которая включает элементы их классификации, доступа, резервирования, электронного и физического сохранения информационных носителей и данных, а также система правовой защиты интеллектуальной собственности;

3. подтвержденное использование и постоянное применение в текущей деятельности собственных интеллектуальных продуктов, которое возможно через систему обучения персонала использованию базы знаний, права на реализацию и предоставления прав использования запатентованных знаний, а также - система оценки стоимости знаний в себестоимости интеллектуальной продукции компании. 

Именно выполнение всех этих трех условий одновременно является безусловным основанием считать компанию инжиниринговой. Если хоть одно из условий не выполняется хотя бы в течение некоторого времени, было бы лучше считать такую компанию условно инжиниринговой. Конечно, формально мы можем считать инжиниринговой любую компанию, которая занимается НИОКР, ЗУР или ПИР, а также ведет комплекс работ по управлению СМР и ПНР, но в такой ситуации мы должны быть готовы к тому, что каждая компания будет именовать себя инжиниринговой без особых на то оснований.

Предложенная идентификация инжиниринговых компаний, конечно же, требует определенных усилий от профессионального сообщества по созданию системы аттестации и сертификации инжиниринговых компаний, по стандартам, например, менеджмента знаний. Для упрощения таких процедур, компании вправе специализировать в инжиниринге, а также иметь специальные сертификаты по комплексному или системному инжинирингу. Это дает им возможность выглядеть солиднее на фоне монокомпететных инжиниринговых компаний.

Предложенная идентификация инжиниринговых компаний, конечно же, требует определенных усилий от профессионального сообщества по созданию системы аттестации и сертификации инжиниринговых компаний, по стандартам, например, менеджмента знаний.

Например, это касается так называемых инжиниринговых компаний, занимающихся реализацией сложных инвестиционно-строительных проектов, в том числе в области индустриального или инфраструктурного девелопмента. Безусловно, стоит сразу отметить, что это будут компании именно специального комплексного инжиниринга - инвестиционно-строительного. Инвестиционно-строительный инжиниринг - это форма комплексного инжиниринга, направленная на предоставление услуг по созданию интеллектуальных продуктов, необходимых для достижения целей инвестирования путем создания и изменения объектов недвижимости. В общем случае, инвестиционно-строительный процесс включает несколько этапов, каждый из которых имеет свой компетентный инжиниринг, в том числе:

1. Концептуальный инжиниринг. Решает задачу формализации новой инвестиционной идеи и превращения ее в удобоваримый для принятия решений пакет документов.

2. Финансовый инжиниринг - это планирование возможных вариантов финансирования проекта, как с точки зрения достаточности объемов денежных средств, их стоимости и доступности, так и с точки зрения резервирования источников финансирования при наличии рисков превышения начального бюджета затрат или потери основного источника.

3. Предпроектный (экономическое обоснование) бизнес-инжиниринг. После появления конкретного инвестора наступает время проработки и согласования основных параметров будущего объекта. Единого перечня необходимых действий на этом этапе нет, так как он может существенно различаться в зависимости от конкретной ситуации.

4. Организационный инжиниринг - совокупность мероприятий по организации процесса управления проектом, сайт-менеджмент, управление основными процессами проекта от управления рисками до управления сроками, персоналом, мотивацией, безопасностью, требованиями и стоимостью.

5. Проектирование, конструирование и архитектурный дизайн. Содержание данного этапа практически полностью относится к строительному инжинирингу, хотя окончательное ТЭО (бизнес-план) проекта относится к базовой проектной документации.

6. Производственно-строительный и логистический инжиниринг. Собственно строительство является наиболее капиталоемким этапом в любом инвестиционном проекте. Здесь осуществляются решения, заложенные на предыдущих стадиях.

7. Эксплуатационный инжиниринг и техническое обслуживание зданий и сооружений. Этот этап является самым длительным, может продолжаться десятки лет.

8. Ликвидационный инжиниринг. Ликвидация объектов капитального строительства, как правило, заранее не предусматривается. Обычно она проводится при необходимости освободить площадку для нового строительства или при достижении недопустимого морального или физического износа. Ликвидационному инжинирингу часто предшествует многоэтапный редевелопмент - это тоже специальный вид инжиниринга, который позволяет быстро реагировать на изменение жизненного цикла продукции относительно жизненного цикла объекта недвижимости и находящихся в нем средств производства.

Таким образом, как видно из представленного набора терминов и понятий, сегодня есть все возможности четко отразить поле инжиниринга и наладить профессиональное общение в достаточно конкретной и понятной всем информационной среде. Общение на одном языке, языке профессионалов инжиниринга - это и есть основа для резкого роста экономики страны в целом. Инжиниринг - это не только объективный фактор такого роста, это еще и фактор экономического имиджа России в целом, поэтому у нас нет времени на долгие дискуссии.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии