Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Улицы Петербурга убирают опасными для здоровья реагентами

 © Александр Петросян/Коммерсант © Александр Петросян/Коммерсант Вероятно, на следующую зиму закупят такие же

Каждый раз, когда улицы нашего города покрываются снегом, дорожники не скупятся на химические реагенты. Ту самую соль, которая разъедает одежду и оседает на автомобилях и делает нечитаемыми номерные знаки. Почему год за годом, несмотря на раздражение горожан, методы борьбы со снегом остаются прежними?

Грустный смайл губернатора

Этот вопрос волновал горожан давно, в этом году появилась возможность задать его властям напрямую. «Той зимой дороги посыпали веществом, которое портило одежду, этой зимой как будет решаться данный вопрос?» - спросил в твиттере градоначальника пользователь Vlad220493. «На эту зиму уже давно закуплены такие же реагенты... к сожалению», - ответил губернатор и поставил грустный смайл. Его собеседник посокрушался, что соль снова разъест ботинки и брюки, на этом разговор завершился.

Солёное дыхание зимы

Между тем проблема не только в порче одежды и обуви горожан. Главный токсиколог Петербурга Георгий Ливанов считает, что применяемые для уборки улиц химвещества агрессивны по отношению к человеку и окружающей среде. Весной, в период массового таяния снега, они остаются на мостовых, превращаясь в пыль. Люди вынуждены дышать ею, что может вызвать аллергию и серьезные заболевания дыхательных путей. Не меньше страдают от соли и домашние животные, в частности собаки, которым во время прогулки соль разъедает подушечки лап.

Гранит науки

Несколько лет назад против вредных реагентов протестовали и москвичи. В одном из научно-исследовательских институтов спешно провели исследования, чтобы выяснить, насколько агрессивны различные антигололедные реагенты и, в частности, хлорид натрия. Результаты, по всей видимости, неприятно удивили ученых, потому что сразу после этого в Москве запретили применять любые реагенты на тротуарах, ограничившись только гранитной крошкой. А затем запретили обрабатывать уже и дворы жилых домов, и пешеходные зоны, и остановки.

Белые номера

Автомобилисты недовольны реагентами больше, чем пешеходы. Мало того, что соль портит шины и покрытия автомобилей, она покрывает номерные знаки, давая повод оштрафовать водителя, чаще всего безосновательно.

Вот что, например, пишет на форуме сайта auto.ru пользователь Zel-329:

«Вкратце, остановили сегодня гайцы. Сообщили, что у меня грязные номера. Оно действительно было так, и спереди и сзади, причём от посыпанной соли или какой-то гадости на дороге стали белые. Я ответил, что хорошо, сейчас всё вытру, вышел, вытер. Но гаец мне всё равно вкатил Постановление по делу об АП по 12.2 ч1 на 500 руб.

Фото сделал, протёртых номеров, в постановление написал, что устранил на месте.

Что далее, кто сталкивался? Имеет смысл обжаловать или бесполезно!?

Ни предупреждений таких, ни нарушений в ближайший год не было».

Мнение других водителей по этому поводу разделилось. Одни посчитали штраф незаконным, прочие высказались, что перед каждой поездкой нужно проверять состояние номерных знаков и не лениться протирать их почаще. Как бы там ни было, главной виновницей подобных инцидентов остается все та же надоевшая всем соль.

Дозу нужно снижать

И все-таки самым эффективным средством против снега и льда остается хлорид натрия. Заведующий центральной лабораторией РосДорНИИ Юрий Розов даже выступил в его защиту и заявил, что в Финляндии, например, несмотря на официальное заявление об отказе применения хлорида натрия, в крупных городах его все-таки применяют. «На мой взгляд, во всем нужна мера. Нужны четкие нормы, контроль, и квалифицированные кадры. Конечно, «дозу» нужно снижать и работать в предупредительном режиме».

Согласен с ним и председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Андрей Подобед, который говорит, что сейчас по таким показателям, как эффективность, экономичность и экологичность, соль держит первое место среди остальных способов борьбы с гололедом. Тонна хлорида натрия обходится городу приблизительно в 2000 рублей. Для сравнения, более современный антигололедный препарат «Бионорд» стоит почти в пять раз дороже, а ведь те деньги, которые городской бюджет выделяет на закупку реагентов, с приходом весны, в прямом смысле этого слова, утекают в трубу.

Вроде бы и убедительно звучит, но в то же время тревожных сигналов о вредном воздействии хлорида натрия все больше. Возможно, стоит определиться, что важнее – экономия бюджета или здоровье горожан.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии