Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Бизнес по-русски глазами финского экспата

 Теему Хелпполайнен рассказал «Общественному контролю» о национальных особенностях бизнеса в России

Международные компании нечасто балуют российский рынок вакансиями менеджеров высшего звена. На топ-позиции в филиалы они, как правило, приглашают своих. Экспатам приходится подстраиваться под наши особенности ведения бизнеса. Как они это делают, рассказывает Теему Хелпполайнен, первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» концерна YIT.

– Чем принципиально отличается схема ведения бизнеса в России и Финляндии?

– Основное отличие связано с «бумажной» стороной. В России очень высокие требования к оформлению документов. Нужно сразу на 100% правильно их оформить – что-либо исправить потом крайне сложно. Вот почему очень важно, чтобы в штате компании были люди, которые хорошо знают налоговое законодательство и способны подготовить все бумаги с необходимой точностью. 

– Насколько вам тяжело работать здесь?

– В России я уже довольно давно. Ещё в 90-е работал в Москве, в компании Paroc. Моей нынешней позиции предшествовал опыт в компаниях Huurre и Raisio. Теперь по долгу службы много времени я провожу в Москве и в офисах наших региональных подразделений. Поэтому ко всем особенностям ведения бизнеса в России уже привык.

– Что вас больше всего смущало при переезде в Россию с точки зрения бизнес-процессов?

– В России личные отношения превалируют над деловыми. Здесь очень важно, чтобы были выстроены хорошие, доверительные отношения с партнёрами. 

– Какие проблемы эффективности имеются у российского бизнеса?

– Поскольку я работаю в строительном концерне, буду говорить с точки зрения девелопера. Самая большая проблема для девелопера, работающего на российском рынке, заключается в стоимости участка и подключении к коммуникациям, а также в стоимости самих коммуникаций. В Европе ещё на этапе покупки участка гарантировано, что на момент сдачи все коммуникации будут полностью готовы. В России ситуация кардинально иная. Это увеличивает затраты девелопера и, в конечном итоге, стоимость недвижимости для покупателя.

Ещё одна трудность – необоснованно продолжительный срок выдачи разрешения на строительство. Это крайне невыгодно для девелопера, ведь всё это время он вынужден выплачивать проценты по кредитам на покупку земельного участка, но не может начать продажу квартир. Наконец, за время, прошедшее с момента покупки участка, законодательная база может поменяться, и на момент начала строительства действуют уже совершенно другие законы и правила!

Российские строительные нормы в некоторой степени устарели и нуждаются в пересмотре. Зачастую их трактование местными властями усложняет процесс для девелопера. Например, может потребоваться наличие в доме технического этажа, а иногда даже двух, хотя по нормам это не обязательно.

– Чем эти проблемы обусловлены?

– Скорее, быстрым выходом России на мировой рынок после распада Советского Союза. Строительный бизнес здесь довольно молод, впрочем, как и само понятие «бизнес». Во времена СССР была распространена не точечная застройка, как сейчас, а масштабное проектирование и строительство целых микрорайонов. Так как практически все эти проекты имели государственное финансирование, не было никакой связи между временем, затраченным на возведение объекта, и финансовой стороной вопроса. Сейчас всё, конечно, находится в прямой зависимости. Ещё одно «наследство» времён СССР – устаревшие законодательные нормы.

– Какие ошибки допускают иностранные бизнесмены?

– Большая ошибка западных предпринимателей и компаний в том, что они, выходя на рынок России, думают, что всё здесь работает точно так же, как на их родине, и не учитывают местные особенности. Нужно обязательно сделать «домашнее задание»: изучить местное законодательство, в том числе налоговое, вникнуть в правила бухгалтерского учёта. В компании обязательно должен быть юрист, учитывая огромное количество бюрократических тонкостей. Это настолько очевидно для любого российского бизнесмена, что наверняка вызывает улыбку, а вот для западной компании совершенно нормально пользоваться услугами внештатного юриста. Например, в нашем концерне на текущий момент насчитывается более 26 000 сотрудников, из них 10% – в России, но более 50% от всех юристов концерна работают именно здесь!

Сейчас Россия только знакомится с мировыми стандартами и нормами ведения бизнеса. В будущем, я думаю, российский рынок станет более европеизированным, что упростит работу и для местных, и для международных компаний.


 

Справка «Общественного контроля»

Теему Тапани Хелпполайнен

Первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» концерна YIT, занимает этот пост с 2008 года.

Вступлению в должность предшествовал многолетний опыт работы в качестве генерального директора компании Raisio Nutrition и Raisio Ukraine – с 2005 по 2008 годы, а также компании Huurre в Москве и на Украине с 2002 по 2005 годы.

Ранее около 15 лет занимал руководящие позиции по продажам и маркетингу в подразделениях финской компании Paroc, поставляющей строительные материалы и оборудование.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии