Новая архитектура центра - удачные решения
Петербургский центр - с точки зрения архитектуры - единое целое. Недаром не отдельные постройки, а весь исторический центр стал объектом охраны ЮНЕСКО. Появление в нем новых зданий, конечно, необходимость, но, на наш взгляд, должны соблюдаться некие общие принципы, учет которых позволит строить, не нарушая единую картину.
Кажется, в современном развитии городской архитектуры центра борются две противоречивые тенденции: стремление построить побольше, поярче и поновее - и стремление сохранить облик исторического центра. И сегодня речь о второй тенденции. Она проявляется не только в протестах общественности и декларациях городских властей. Есть вполне успешные и удачные примеры современных зданий, вписанных в общий ансамбль. Как правило, удается соблюсти меру и не разрушить ансамбли при соблюдении принципа историзма. Но тут возможны различные варианты. Рассмотрим их.
Целый квартал на Шпалерной 42-44 изначально вызывал споры, но на фоне совершенно не вписывающегося в ансамбль улицы комплекса на Шпалерной, 60 стало видно, что здесь использовано удачное решение, перекликающееся с окружающей архитектурной средой.
При строительстве здания Генерального консульства Финляндии на Преображенской площади, 4 удалось и сохранить окружающий ансамбль, и передать столь характерные для Петербурга цветовую гамму и архитектурное членение. Однако мы видим, что здание новое и не является попыткой «подстроиться», скопировать декор соседних домов.
Очень интересным решением представляется здание на пр. Чернышевского, 4а. Тут явные аллюзии к петербургскому северному модерну. Органично смотрится фасад на улице Чернышевского и при этом запоминающийся необычный облик той части здания, что развернута к Шпалерной улице, не дисгармонирует, не режет глаз.
Присмотримся, что общего у всех этих зданий: соблюдена высотность и членение (разделение архитектурными поясами) с соседними домами, есть аллюзии к одному из исторических архитектурных стилей Петербурга - совершенно не обязательно повторяющие при этом архитектуру примыкающих построек. Ну, и третье - отсутствие больших остекленных площадей, куполов, выступающих частей, мансард.
Есть и другие удачные решения, при этом не стилизация в чистом виде, сочетающие оригинальность, современность, и при этом не разрушающие архитектурное единство.
В качестве такого успешного примера можно привести гостиничный комплекс на улице Маяковского. Он решен в стиле, напоминающем о римской архитектуре, при этом сочетает в себе ультрасовременные материалы и приемы и тем не менее не вызывает ощущения дисгармонии.
В чем секрет? В том, что здание «утоплено» в глубину дворов. Совершенно обычный для архитектуры Петербурга XIX века прием. Все мы знаем, что внутренние дворы на той же соседней Лиговке могут очень и очень отличаться от фасада здания, и тем не менее это никого не раздражает.
Важнейшее условие для успешного строительства нового здания в центре - понимание всеми участниками процесса - прежде всего заказчиками и проектировщиками - необходимости «вписывать» свое здание в общий контекст, не нарушать гармонию. Второе - строгое и при этом неформальное (по сути и по духу) соблюдение законодательства об охране памятников.
Тема новой архитектуры в Петербурге очень обширна. Появились уже целые кварталы в центре, состоящие почти что целиком из новостроек (например, вокруг станции метро Крестовский остров). Мы планируем возвращаться к проблеме нового строительства в следующих статьях.
Фото Всеволода Пежемского
- Шпалерную улицу будут перекрывать по ночам
- Израиль выйдет из ЮНЕСКО вместе с США, поскольку организация превратилась в «театр абсурда»
- США объяснили, почему выходят из ЮНЕСКО
- Карельский и вепсский занесены ЮНЕСКО в «Красную книгу» исчезающих языков
- Власти Новгорода передадут Церкви три храма-памятника ЮНЕСКО