Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Сносите и несносимы будете

 Рисунок: Александр Зудин Рисунок: Александр Зудин Дом Рогова, здание Чесменской богадельни на улице Гастелло, Литературный дом на Невском 68, дома на Сытнинской улице, Никольские ряды - череда скандалов со сносом и уничтожением исторических зданий в охраняемой зоне Петербурга не прекращается последние несколько лет. Как будто в городе не действует закон, а власть перешла в руки строительных корпораций

Чего снести изволите?

На состоявшемся в середине мая заседании президиума ССОО вице-губернатор Марат Оганесян, курирующий строительную отрасль, неожиданно задал всем присутствующим вопрос: «Знает ли кто-нибудь подробности об этой компании - ООО Springald?» В ответ последовало молчание. Однако после окончания мероприятия генеральный директор Национального  центра развития саморегулирования  «Специальный ресурс» в личной беседе с вице-губернатором предложил в короткие сроки собрать через «Национальное  агентство мониторинга и статистики»  полную информацию о деятельности группы компаний Springald. Обещание Владимир Шахов выполнил - и в самые короткие сроки справка-исследование на ООО  Springald была предоставлена Оганесяну. Попутно в личной беседе с корреспондентом В. Шахов подивился ситуации, когда профильный вице-губернатор не осведомлен о деятельности печально известной в СПб компании.

В большинстве самых громких скандалов, связанных со сносом исторических зданий в Петербурге фигурируют практически одни и те же персонажи и компании. Чаще других среди них упоминается группа компаний Springald и ее генеральный директор Виталий Никифоровский.

В большинстве самых громких скандалов, связанных со сносом исторических зданий в Петербурге фигурируют практически одни и те же персонажи и компании. Чаще других среди них упоминается группа компаний Springald и ее генеральный директор Виталий Никифоровский.

Почти два года назад, в конце августа 2012 года, название этой фирмы и имя ее руководителя буквально не сходили со страниц питерских СМИ: уничтожение дома купца Рогова в самом центре города, рядом с Владимирской площадью, вызвало шквал негативных публикаций, жалобы в прокуратуру, иски в суд. С  домом Рогова расправились за один день, по уже отлично отработанному механизму уничтожения исторического центра Петербурга, который давно обкатан компаниями, специализирующимися на сносе домов.

Воскресным утром 26 августа 2012 года, когда губернатор Полтавченко был в отпуске, а председатель КГИОП и прокурор города - в отъезде, начался авральный демонтаж исторического здания дома Рогова. Приехавшие на место событий районный прокурор Дмитрий Будров, главный федеральный инспектор полпредства президента по Санкт-Петербургу Виктор Миненко, глава Центрального района Мария Щербакова никак не повлияли на происходящее: как и обещал ранее Виталий Никифоровский, руководитель компании Springald, дом был снесен за один день - к семи часам вечера его полностью обрушили. Тогда и появился представитель службы госстройнадзора. 

Как рассказал потом депутат Борис Вишневский, приехавший на место разрушения, в ответ на его требование показать разрешение на снос, ему цинично посоветовали подать письменный депутатский запрос - ответ на него, по регламенту, дается в течение трех дней.

Тем самым, как посчитали градозащитники и эксперты в области охраны памятников, компания Springald не просто разрушила дом - она буквально обрушила «вертикаль власти»: оказалось, что ни администрация города, ни губернатор, распорядившийся не проводить демонтажные работы в выходные и праздничные дни, ни надзорные органы не могут остановить произвол компании-разрушительницы. Красноречивым вызовом стала эта операция и объявленной как раз в то время городской программе сохранение исторического центра. По мнению Александра Марголиса, председателя регионального отделения ВООПИиК, власть, спасовавшая перед компанией Springald, реально продемонстрировала всем горожанам, как она на деле собирается реализовывать свою же программу.

Раз, два - руины готовы!

Выписанный позже Стройнадзором штраф в 500 тысяч рублей Springald оспорил в суде на том основании, что разрешение на снос здания им было официально получено. Это - одна из деталей незамысловатой, но очень действенной комбинации по сносу исторических зданий: сначала у чиновников КГИОП нужно получить справку, что здание выведено из списка охраняемых, потом на этом основании подписать разрешение на его снос у руководителя ведомства. И желательно - накануне выходных, праздничных дней или начала отпуска у руководителей города. Параллельно готовится операция уничтожения здания, и снос проводится сразу же, как только подписано разрешение - и в максимально короткие сроки. Потом градозащитники и правоохранительные органы будут разбираться, что все справки и разрешения были получены с нарушением закона, но дом уже будет снесен, и назад его никто не вернет. Кстати, дом Рогова, невзирая на решение суда о полном восстановлении внешнего облика в исторических параметрах, не восстановлен до сих пор.

Обо всех своих «достижениях» Springald открыто рассказывает на страницах официального сайта, рекламируя себя как организацию, которая гарантированно может снести любой объект, включая исторически значимые здания.

По такой схеме Springald снес и два исторических здания бывшей мебельной фабрики на 12-й Красноармейской улице, 26, бывшую богадельню на Гастелло (там располагалось студенческое общежитие) и здание на Заставской, 23. Обо всех своих «достижениях» Springald открыто рассказывает на страницах официального сайта, рекламируя себя как организацию, которая гарантированно может снести любой объект, включая исторически значимые здания.

По результатам деятельности генеральный директор Springald Виталий Никифоровский получил в 2013 году награду от градозащитной организации «Живой город» - звание «Непочетный гражданин Петербурга».

Сейчас Springald «трудится» еще на двух исторических объектах в центре Петербурга, которые город рискует потерять окончательно.   

Один из них - Никольские ряды, комплекс исторических зданий между Садовой улицей, Крюковым каналом, Щепяным и Никольским переулками. Еще в первых числах июня ЗАО «Никольские ряды» на своем сайте и в прессе сообщила о начале «реставрации надземных конструкций памятника XVIII века». О том, что начато «восстановление колонн открытой наружной галереи по периметру здания». Но в тот же день по интернету разошлись фотографии этой дикой «реставрации»: фактически от здания остался лишь фасад, все внутренние конструкции были уничтожены с использованием гигантских гидравлических ножниц.

По мнению Михаила Мильчика, заместителя председателя совета по сохранению культурного наследия (председатель - губернатор Полтавченко), такое развитие событий было вполне предсказуемо: члены совета выезжали на место и признали объект вполне ремонтопригодным и нуждающимся лишь в реставрации. Но эксперты по заказу ЗАО «Никольские ряды» признали памятник федерального значения на 70 процентов аварийным.

Кстати, фактический снос Никольского рынка начался как раз накануне Дня России и грядущих длительных выходных - знакомый почерк все той же компании Springald, которая и ведет здесь демонтаж. А ниточки от этой очередной стройки на руинах тянутся к дому Рогова: доли в ЗАО «Никольские ряды», которое  связывают с семейством Якуниных, принадлежат холдингу «Сосново», прежнему владельцу дома Рогова, и ООО «Вектор», который и заказал снос дома на Владимирской площади.

После того как градозащитники и журналисты подняли шум, на место выехал и.о. председателя КГИОП Александр Леонтьев, который встретился с руководством ЗАО «Никольские ряды». По результатам этой встречи КГИОП составил акт о временной приостановке демонтажных работ до завершения проверки их соответствия согласованной документации. Владельцу здания предписано установить дополнительные поддерживающие конструкции лицевых фасадов. На заседании совета по наследию 25 июня эксперты рассчитывают услышать подробный отчет Марата Оганесяна, вице-губернатора, курирующего строительство в Петербурге, о ситуации с Никольским рынком.

На заседании совета по наследию 25 июня эксперты рассчитывают услышать подробный отчет Марата Оганесяна, вице-губернатора, курирующего строительство в Петербурге, о ситуации с Никольским рынком.

Еще одно место, где сейчас наследил Springald, - дома на Петроградской стороне, на Сытнинской улице 9-11, там, где недавно были обнаружены захоронения первых лет существования Петербурга (останки почти 250 человек). Этим участком владеет ЗАО «Унисто» (группа «Унисто Петросталь»), которая планирует построить на месте сносимого квартала многофункциональный комплекс. Хотя изначально сообщалось, что дом № 11 будет реконструирован, а № 9 - «частично снесен». Но сейчас на площадке остались лишь фрагменты дома № 9 - после работы Springald.

Минкульт, Оганесян, Никифоровский... Москва не оставит от Питера камня на камне?

Если представить, что вся эта вакханалия со сносами исторических зданий в центре Петербурга, появлением новоделов в охраняемой зоне культурного наследия происходит при полном неведении городских властей, остается только предположить, что реальной власти в городе нет. Хотя она есть - в виде системы управлений, комитетов, должностей, распределения зон влияния и ответственности. Есть и конкретные лица, занимающие ответственные должности - губернатор, его замы и вице-губернаторы, правительство, руководители служб и ведомств. Но кто в доме хозяин? Кто решает, что сносить, что не трогать, что сохранять, то уничтожить, где возвести новодел, где - устроить показательный мастер-класс по реставрации? И решает ли эти вопросы именно Петербург?

Пришедший на должность губернатора после Валентины Матвиенко осенью 2011 года Георгий Полтавченко сначала активно позиционировал себя как защитника культурного наследия, говорил о недопустимости незаконных сносов в историческом центре города. Но не прошло и года, как в августе 2012 года случился скандальный снос дома Рогова, и все иллюзии по поводу охранительских принципов Георгия Полтавченко даже у самых доверчивых градозащитников рассеялись.

Но в конце 2011 года в Петербурге состоялось еще одно, как теперь становится понятно, не менее значимое назначение: с декабря 2011 на должность руководителя «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации пришел Марат Оганесян. Как считают эксперты, он был «сослан» в Питер после того, как Счетная палата нашла серьезные нарушения в финансировании реконструкции Большого театра, проходившей под управлением господина Оганесяна.

Как считают эксперты, Оганесян был «сослан» в Питер после того, как Счетная палата нашла серьезные нарушения в финансировании реконструкции Большого театра, проходившей под его управлением.

Но уже через полтора года, в марте 2013-го, по представлению Георгия Полтавченко Оганесян был утвержден на посту вице-губернатора Санкт-Петербурга, курирующего строительный блок. А еще через год, весной 2014-го, губернатор Полтавченко сообщил о своем намерении передать под крыло Оганесяна последний оплот официальной защиты исторического наследия Петербурга - КГИОП. Полтавченко при этом назвал Оганесяна «человеком сведущим в строительных вопросах, в том числе в вопросах строительства в центре Петербурга».

С этим решением совпала новая волна сносов в историческом центре Петербурга. Начался ликвидация казарм на Шпалерной, Никольского рынка, домов на Сытнинской улице. Информация о передаче охраняемого исторического наследия под крыло строителю Оганесяну сопровождалась чередой скандалов, связанных с попытками строительства на бывших городских кладбищах (Митрофаньевском, Фарфоровском).   

В Петербург Марат Оганесян попал из Москвы. Там у него с конца 90-х годов был сначала свой строительный бизнес, в том числе - фирма «Спейс универсал строй», которая долгое время сотрудничала с ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» Москвы. Оттуда, видимо, у Марата Оганесяна сохранились связи (в том числе - с Владимиром Ресиным, бывшим заместителем Лужкова по строительству, сегодня членом комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству), благодаря которым он был назначен на должность руководителя ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ. Дирекция курировала работы по реконструкции Большого театра. С этой должности он перекочевал в Петербург - достраивать вторую сцену Мариинки.

Поэтому логичным продолжением этой истории стала информация, обнародованная в начале июня 2014 года на сайте Фонтанка.ру  - о том, что значительная часть госконтрактов на строительство бюджетных домов, дорог, школ и детсадов в Петербурге может достаться московским подрядчикам. Как пишет Фонтанка.ру, сейчас москвичи претендуют на заказы стоимостью более 2 млрд рублей и уже получили в этом году контракты на 1,4 млрд, что составляет не менее половины стоимости объявленных в городе конкурсов. Правда, еще не объявлены конкурсы на самые крупные заказы - на достройку стадиона «Зенита» на Крестовском острове и создание входной группы к нему на сумму около 12 млрд рублей.

В эту «московскую парадигму» группа компаний Springald со своими «сносными» способностями вписалась наилучшим образом.

На днях стало известно, что Министерство культуры РФ выдало группе компаний Springald лицензию на работу с памятниками истории и культуры народов России! 

Дело в том, что проект так называемого «приспособления» Никольских рядов, памятника федерального значения, согласовало Министерство культуры. Хотя как это произошло - остается загадкой: согласование Минкульт выдал на основании историко-культурной экспертизы, выполненной Вячеславом Полетайкиным (руководителем Архитектурной мастерской, в которой работает Татьяна Славина, печально известная своими экспертизами). Прошлым летом управление Минкульта по СЗФО заявило ресурсу «Карповка», что выводы экспертизы не соответствуют требованиям закона и по этой причине проектная документация была отклонена. Но чиновники КГИОП настаивают, что управление согласовало проектную документацию еще два года назад, и поэтому они не видят нарушений в сносе, случившемся на Никольских рядах.

Такое чудо юриспруденции, похоже, возможно. Потому что на днях стало известно, что Министерство культуры РФ выдало группе компаний Springald лицензию на работу с памятниками истории и культуры народов России! Виталий Никифоровский, комментируя получение аккредитации петербургским СМИ, отметил, что компания работает исключительно легально и благодаря разрешению спектр предоставляемых услуг значительно расширится. До каких пределов расширится теперь «работа» Springald с культурным наследием по всему историческому Петербургу - остается только ждать, затаив от ужаса дыхание.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алмаз, студент, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии