Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Промышленная архитектура: жизнь в эпоху постиндастриала

 Как сегодня в Петербурге используется архитектурное наследие индустриальной эпохи, почему инвесторы не спешат реставрировать доставшиеся им в обременение памятники промарха, а также чего можно добиться на этом поприще при должном старании выяснил OK-inform

Как известно, Петербург обладает уникальным наследием промышленной архитектуры самых разных стилей и периодов. На закате индустриальной эпохи многие из этих построек утратили свое первоначальное назначение: некоторые из них были переоборудованы, некоторые остались пустовать, а целый ряд зданий мы уже потеряли, и этот печальный список продолжает расти - буквально на днях было утрачено здание малярной мастерской Варшавского вокзала.

Башня лаборатории Новых городских скотобоен

OK-inform подготовил обзор судеб нескольких памятников питерского промарха и выяснил, почему инвесторы не рады обременениям в виде таких сооружений и каков же их потенциальный функционал в наше время. 

Кардинально сменит свой профиль старинный газгольдер на Заозерной улице, 3-а, что близ Обводного канала. Круглое здание из красного кирпича было построено в 1881 году по проекту архитектора Ивана Мааса для нужд Общества освещения газом Санкт-Петербурга, однако когда улицы города стали освещаться электрическими лампочками, надобность в сооружении отпала и до недавних пор в постройке размещались различные мелкие производства. 

Несколько лет назад газгольдер, признанный выявленным объектом культурного наследия, был вместе с прилегающей территорией выкуплен холдингом RBI. Близ памятника к 2016 году планируется построить жилой комплекс, а сам газгольдер отреставрировать и разместить внутри многоуровневый паркинг. Застройщики позиционируют историческую постройку как часть архитектурной композиции комплекса. 

Также существуют планы по интеграции в новый жилой комплекс охраняемых построек и другого прекратившего свое существование промышленного предприятия - мясокомбината «Самсон» на Московском шоссе. Несколько цехов, водонапорная башня и здание теплоэлектроцентрали, признанные сегодня выявленными объектами культурного наследия, были построены в стиле конструктивизм в 1930-1933 годах под руководством видного ленинградского зодчего Ноя Троцкого. 

В производственных зданиях после реконструкции планируется разместить офисы и магазины. Однако сроки начала работ по реновации территории откладываются. Тем временем уже проведена экспертиза для перевода зданий мясокомбината из статуса выявленных памятников в региональные, однако ее согласование затягивается уже в течение трех лет, а здания пустуют, не отапливаются и, как результат, разрушаются.


«Ткачи» на Обводном канале, 60

В отличие от мясокомбината Кирова, зданию Новой бумагопрядильной мануфактуры на Обводном, 60, уже успело повезти. Внушительное здание фабрики  было построено в середине XIX века по образцам подобных сооружений в Англии и до перестройки использовалось по своему первоначальному назначению - там находилась прядильно-ткацкая фабрика. После того как предприятие прекратило свое существование, здание стало приходить в упадок, а на рубеже веков оно было чудом спасено от сноса благодаря неравнодушию тогдашних КГИОПовцев. 

В 2001 году постройку признали выявленным памятником, а в 2006 бывшую мануфактуру выкупило ООО «Овентал СПб». В 2010-2012 годах была проведена реконструкция здания, сегодня там размещается креативное пространство «Ткачи» - бывшие цеха теперь заняты офисами, модными магазинчиками и площадкой для проведения культурных мероприятий. 

Стоит отметить, что по мнению экспертов, приспособление мануфактуры для современного использования - один из лучших в городе примеров подобной работы, а по итогам минувшего года «Ткачи» стали победителем ежегодного городского смотра-конкурса на лучшее комплексное благоустройство территорий районов Санкт-Петербурга в номинации «Самый благоустроенный объект культурного наследия». 

А вот каково будет новое амплуа башни лаборатории Новых городских скотобоен на улице Красуцкого, 3, литера В, пока остается неизвестным. Башня, построенная в 1880–1882 годах по проекту инженера промышленных сооружений Михаила Петерсона, дошла до наших дней не в лучшем состоянии - ее облик менялся в зависимости от нужд пользователей. 

В 2011 году территорию бывших скотобоен выкупил финский холдинг «ЮИТ», который впоследствии начал там строительство жилого комплекса «Новомосковский». Все производственные здания, официально не представлявшие исторической ценности, были снесены, сохранили лишь уже упомянутую башню, тогда имевшую статус выявленного памятника, а в 2012 году ставшую памятником региональным.

Газгольдер на Заозерной улице

Согласно проекту, жилые здания будут огибать памятник полукругом. Первоначально застройщик планировал отреставрировать башню своими силами и разместить там офисы, однако позже от этой идеи отказались и решили выставить сооружение на продажу, мотивируя это тем, что приспособление исторических зданий под новое использование - непрофильный для компании бизнес. Сейчас силами компании «ЮИТ» памятник законсервирован и ждет своего покупателя. 

Несмотря на то, что приспособление старинных промышленных сооружений под новые функции - распространенная в европейских странах практика, для Санкт-Петербурга она все равно «экстремально сложная», считает архитектор Александр Стругач. Инвесторы не знают, как можно использовать такие специфические территории и постройки, и как результат они простаивают. В связи с этим, по мнению Александра Стругача, на данный момент актуально локальное приспособление отдельных построек или их небольших групп. 

Что же касается освоения крупных территорий, на которых находятся объекты культурного наследия, у собеседника OK-inform складывается впечатление, что сохранение и приспособление этих памятников является для инвестора своего рода «неудобным моментом», вынужденной необходимостью. 

В качестве примера Александр Стругач приводит территорию Сталепрокатного завода на Васильевском острове, на территории которого финская Lipsanen & Co Group совместно с ЗАО «Лемминкяйнен рус» готовится к строительству жилого комплекса «Илматар». Сейчас все постройки, не имеющие охранного статуса, снесены, там остались лишь два памятника, в числе которых канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней авторства Якова Чернихова на углу Масляного канала и 25-й линии. Хоть в планы инвестора и входит приспособление здания для современного использования, пока процесс с мертвой точки не сдвинулся и уникальный памятник конструктивизма стоит незаконсервированным и продолжает разрушаться. 

Главный специалист КГИОП Валентина Лелина объясняет сложность приспособления зданий эпохи конструктивизма под новое использование тем, что эти постройки «жестко функциональны», а качество строительных материалов того периода, увы, оставляет желать лучшего. 

Более же ранние промышленные сооружения, особенно построенные в «кирпичном» стиле, наоборот, оказались очень гибкими для современных видов использования и наиболее пригодными и интересными для архитектурных преобразований. В отличие от церквей или, например, школ, переоборудовать которые достаточно проблематично, как отечественный так и европейский опыт говорит, что промышленная архитектура как нельзя хорошо подходит и для жилья, и для лофтов, и для бизнеса, считает Валентина Лелина. 

В качестве положительных примеров такого приспособления в нашем городе эксперт назвала музейный комплекс «Вселенная воды» в водонапорной башне главной станции Санкт-Петербургских городских водопроводов на Шпалерной, 56-58, телефонный завод «Русского акционерного общества «Л. М. Эриксон и К» на Большом Сампсониевском проспекте, 60, в стенах которого после бережной реконструкции располагается БЦ «Эриксонъ»,  а также другой бизнес-центр - в помещениях круглого депо Варшавского вокзала.

Фото: Александр Тупеко

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии