Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

СМИ хотят записать в «иностранные агенты»

Общественный контроль: продажные СМИ Юрий Мартьянов/КоммерсантъОбщественный контроль: продажные СМИ Юрий Мартьянов/Коммерсантъ Отечественные СМИ, которые финансируют из-за рубежа, – это продажные СМИ, как бы намекнули нам законодатели 

По горячим следам законопроекта о некоммерческих организациях (НКО) – иностранных агентах Госдума собралась рассмотреть ещё один – о СМИ – иностранных агентах. Согласно идее законодателей, любые отечественные СМИ, финансирование которых больше чем наполовину поступает из-за рубежа, должны открыто об этом заявлять. Несмотря на то что эта информация давно ни для кого не секрет, инициаторы хотят, чтобы она выражалась в виде своего рода клейма. В выходных данных зарубежный источник финансирования должен указываться отдельно, будто обозначая, что это – продажные СМИ. Законопроект вызвал такой общественный резонанс, что был оперативно отозван из Госдумы в последние рабочие часы в пятницу.

Отечественные СМИ и закон об НКО вдохновили единоросса

Законопроект, внесённый на рассмотрение в Госдуму по инициативе единоросса Евгения Фёдорова, предусматривал внесение поправок в закон «О средствах массовой информации». Они обязывают отечественные СМИ указывать зарубежные источники финансирования в случае, если они составляют больше половины дохода редакции. Эта поправка должна была коснуться не только газет, журналов, телеканалов и радиостанций, но и интернет-изданий. Здесь важно отметить: есть мнение, что законопроект ещё вернётся на рассмотрение, когда страсти улягутся. Вот почему мы решили не обходить идею законодателей вниманием.

Согласно действующему законодательству, средства массовой информации и без того обязаны раскрывать информацию о своих учредителях. Поэтому уже давно известно, что многие российские ведущие СМИ финансируются из-за рубежа. Однако принятие закона о некоммерческих организациях – иностранных агентах навело законодателей на мысль о принятии аналогичного закона, недвусмысленно намекающего на продажные СМИ России. 

Напомним, что новый закон об НКО записал политические некоммерческие организации, получающие частичное финансирование из-за рубежа, в перечень иностранных агентов. Этот статус предполагает для таких НКО особый режим отчётности и проверок, что существенно затрудняет работу многих правозащитных и политических организаций с зарубежным капиталом. В связи с этим Хельсинкская группа уже отказалась от получения иностранных грантов, а её председатель пенсионерка Людмила Алексеева собирается работать бесплатно. Впрочем, отечественные СМИ отказываться от зарубежного финансирования пока не планируют.

Издания без российского капитала – продажные СМИ?

Логика законодателей была следующей: СМИ тоже оказывают влияние на общественное сознание. Поэтому население должно знать «врага в лицо». По мнению Евгения Фёдорова, в выходных данных или лицензии таких изданий должно быть прописано дословно: «Продукция создана и распространена СМИ – иностранным агентом». Что это, как не намёк на то, что речь идёт про продажные СМИ?

– Отечественные СМИ осуществляют манипуляции политическим сознанием населения страны не меньше, чем НКО, если даже не больше, – считает Евгений Фёдоров. – Люди должны помнить о том, что если какой-нибудь телеканал, получающий деньги от США, в предвыборную кампанию поддерживает конкретного кандидата в губернаторы, то он отражает интересы Соединённых Штатов. И этот губернатор будет поддерживать интересы США.

– Некоторые СМИ, живущие на зарубежные дотации, позиционируют себя как СМИ на самоокупаемости, – сетует его соратник по партии Илья Костунов, поддержавший законодательную инициативу. – На самом деле они являются рупором политики другого государства, а значит, иностранными агентами.

С осени парламент собирается тщательно, «под лупой», изучить источники финансирования различных СМИ. Обратят внимание и на те из них, которые просто сотрудничают с зарубежными изданиями. В октябре законопроект мог пройти первое чтение. Вопрос об источниках финансирования рекламы также собирались затронуть в ходе обсуждения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии