Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Чья культура в культурной столице?

 фото из архива ОК информ фото из архива ОК информ OK-inform изучил показатели разных исследований, чтобы «нарисовать» как можно более полный национальный портрет петербуржца

Национальный вопрос, который до последнего времени оставался политическим табу, имеет все шансы стать центральной темой не только на ближайших муниципальных и региональных выборах, но и в повестке дня на ближайшие пять лет. OK-inform решил «нарисовать» национальный портрет нынешнего петербуржца сегодня, чтобы понять, какой будет постановка национального вопроса завтра.

Русских становится меньше?

Пропаганда правых партий сводится к тому, что происходит этническое замещение: коренное русское население заменяется некоренным нерусским населением. Однако такая постановка вопроса в отношении Петербурга справедлива лишь отчасти. Русское население города уменьшилось - с 3 949 623 человек в 2002 году до 3 908 753 человек в 2010 году. То есть с 84,7% до 79,1% в относительном измерении.

У русского народа, в большей степени затронутого советской модернизацией, идентичность неустойчива. Чем дальше народ отошел от аграрной экономики, тем менее национальная идентичность оказывается значимой. В 2002 году русские составляли 92% лиц, указавших свою национальность, а сейчас уже 92,48%. Меж тем, доля лиц, не указавших свою национальность, резко возросла - с 7,89% до 13,38% за 8 лет.

Иммигранты

Оценка численности иммигрантов - самая спорная часть статистики. Об этом свидетельствует разброс экспертного мнения относительно неучтенных мигрантов.

Самые смелые оценки говорят о наличие в городе 1,5 млн нелегалов, то есть почти половина всего трудоспособного населения Петербурга.

По более методологически обоснованным оценкам Бергховского центра, занятого изучением этнополитических конфликтов, нелегальная миграция составляет больше 60% от легальной.

Перепись сообщает, что демографический профиль петербуржцев действительно меняется в пользу народов с государственностью к югу от России. При этом общее количество европейских народностей сокращается за счет старения и иммиграционных программ европейских стран.

Так, украинцев, белорусов, поляков, финнов, немцев, прибалтов, греков, болгаров и цыган суммарно уменьшилось на 0,79% от общей численности петербуржцев, к тому же доля евреев уменьшилась на 0,05%. Представителей некавказских народов России - татаров, мордвы, башкир, карелов, коми, марийцев, удмуртов, бурятов - стало меньше на 0,26%.

Зато в 2 раза увеличилось количество молдаван (с 0,07% до 0,15%), таджиков стало больше почти в 5 раз (с 0,06% до 0,25%), узбеков - в 8 раз (с 0,06% до 0,48%). Появились новые диаспоры киргизов и туркмен в общем количестве 0,1% от общей численности петербуржцев.

Несмотря на распространенное мнение, количество армян и азербайджанцев практически не изменилось, а грузин даже стало меньше. При этом роль закавказских диаспор изменилась. Сегодня их члены получают хорошее российское образование, работают не только на рынках, но и в среднем бизнесе, заводят семьи и адаптируются, освобождая нижние экономические ниши для новых диаспор из Средней Азии. При этом азербайджанцы демонстрируют большее желание стать частью европейского образа жизни, чем армяне.

Кавказцы

Доля народов, переселившихся из российских республик Северного Кавказа, по официальным данным так же не столь велико. Российских кавказцев едва ли 16 тыс. человек, то есть 0,33% от общего числа петербуржцев.

Хотя и здесь наблюдаются интересные тенденции. Единственный народ Кавказа, чье количество в нашем городе сокращается - это чеченцы. Подъем экономики Чечни, инвестиции в духовную сферу, программы трудоустройства молодежи позволяют им вернуться на свою малую Родину. Возможно именно поэтому главный лозунг националистов «Хватит кормить Кавказ» верен ровно наоборот: люди концентрируются там, где концентрируются деньги.

В целом же кавказцев в городе стало больше, а освободившаяся чеченцами ниша оказалась заполнена другими малыми народами Кавказа: осетинами, лезгинами, аварцами, кабардинцами, даргинцами, турками, ингушами, абхазами, табасаранцами. Это произошло, по всей видимости, и из-за выделения отдельных народов, чья численность превысила планку в 500 человек.

Образ жизни кавказских народов также серьезно отличается от петербуржского, но не так, как в 2002 году. Все меньше молодых кавказцев едет в Северную столицу за длинным рублем. Об этом говорит экономический срез и характеристики переписи населения по полу и возрасту, которые озвучивают эксперты с крупного демографического портала «Демоскоп», работавшие со статистикой переписей в полном объеме.

Молодые кавказцы в полном объеме осваивают прелести западного образа жизни: не стремятся рано вступать в брак, нацелены на переселение, получение образования и создание бизнеса. Практически все кавказские землячества обладают устойчивым этническим самосознанием, объединяются в общественные объединения и стремятся к экономическому благополучию в союзе только со своими земляками. Другими словами, они гораздо меньше нацелены на интеграцию в петербуржское общество, чем кавказцы-иммигранты из Армении, Азербайджана и Грузии. Однако в группах с высшим образованием в возрасте 35-45 лет и выше наблюдается вполне «петербуржский образ жизни» по основным демографическим показателям: возрасту вступления в брак, количеству детей и доходам.

Как мы видим, дело не с национальной принадлежности петербуржца или гостя города. Дело лишь в том, насколько он в городе на Неве ассимилируется. Если он становится частью культуры Петербурга, он, таким образом, получает новую национальность - петербуржец. 

При этом с годами разные национальности привносят в портрет свои черты. Вопреки европейской традиции позднего брака, гости города, напротив, делают Петербург нацеленным на семейственность, например. Изменяют они и кухню города. Осетинские пироги, например, уже можно заказать на дом, и делают это именно коренные горожане. 

Создание единого культурного пространства - задача, решив которую, можно одновременно разрешить и все разгорающиеся конфликты на национальной почве.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии