Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Только когда носом ткнут

 фото: Михаил Молчанов фото: Михаил Молчанов Чиновники обратили внимание на бедственное положение петербуржца, участвовавшего в освобождении Ленинграда, только после вмешательства СМИ

Сообщение о 83-летнем Николае Федоровиче Смурове, три месяца проживающем в пункте ночного обогрева Мальтийской службы помощи Петербурга, что на Коломяжском, 4А, распространилось в социальных сетях в конце прошлой недели. Делить хлеб и кров с бродягами дедушке, пережившему блокаду и в 14 лет участвовавшему в боях за освобождение Ленинграда, пришлось потому, что у него нет паспорта.

Когда началась блокада, Николаю Федоровичу только-только исполнилось 12. Его семья из осажденного города не уезжала. В 13 лет Николай Федорович поступил в кронштадтскую школу юнг Балтийского флота, в 14 участвовал в бою с финскими солдатами за Койвисто (ныне - Приморск), за что был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией». Обо всем этом хранятся записи в архиве Военно-Морского флота.

После войны Николай Федорович продолжил службу на Тихоокеанском флоте. В 19 лет, когда служил на эсминце «Стремительный», познакомился  с девушкой и самовольно покинул корабль ради свидания с ней, за что потом получил пять лет тюрьмы.

После освобождения вернулся в родной город. Жил в поселке Парголово Выборгского района, здесь же завел семью, родились сын и дочь. Николай Федорович работал в сельпо, а затем был охотником.

Еще до развала СССР Николай Смуров потерял паспорт. Если бы тогда он мог предположить, что из-за отсутствия этого документа ему придется бродяжничать на старости... Еще до развала СССР Николай Смуров потерял паспорт. Говорит, что если бы тогда мог предположить, что из-за отсутствия этого документа ему придется бродяжничать на старости лет, то не относился бы к своей потере столь легкомысленно. Но случилось то, что случилось.

Жить Николаю Федоровичу стало негде, когда снесли дом, в котором он жил в Парголово. Новое жилье участнику войны не предоставили, потому что у него не было паспорта, а на руках имелись лишь документы, подтверждающие награды за участие в Великой Отечественной войне. С тех пор Николай Федорович скитается по больницам да приютам. Последний, где он оказался, организован Мальтийской службой помощи Петербурга. Ее социальные работники пытались помочь старику восстановить документы, но, как выяснилось, российская бюрократическая машина не работает без толчка.

- По сути, заботу о Николае Федоровиче взяла на себя заведующая отделением социальной помощи бездомным Центрального района, несмотря на то, что дедушка всю жизнь прожил в Выборгском районе Петербурга. Запрос на получение свидетельства о рождении Николая Смурова из Центрального района в Выборгский был подан более двух недель назад, но официального ответа до сих пор не приходило. Хотя Парголово - это муниципальное образование в составе района Петербурга, а не какой-то другой город, из которого ответ приходит, как правило, в течение месяца, - рассказал OK-inform социальный работник Мальтийской службы помощи Михаил Лебедев.

В Выборгском районом отделении ЗАГС запись о рождении Николая Смурова 26 июня 1930 года была обнаружена, но оказалось, что этого недостаточно, чтобы подтвердить существование человека. Кроме этой записи необходимо, чтобы как минимум два родственника удостоверили личность человека «без бумажки».

Волонтеры и социальные работники нашли только младшего брата Николая Федоровича и сына, потому что дочка умерла несколько лет назад. Брат подтвердил свое родство, а сын - взял и отказался. Он вообще с отцом давно потерял связь, теперь, видимо, боится, что Николай Федорович потеснит его семью в недавно полученной квартире... Вот тут-то дело и затормозилось. Администрация Выборгского района только руками развела.

- Поскольку здоровье Николая Федоровича оставляет желать лучшего, мы решили подключить к беде ветерана журналистов федеральных СМИ. Они приехали. И буквально на следующий день после эфиров и публикаций комитет по социальной политике Петербурга предоставил Николаю Федоровичу место в городском пункте учета граждан РФ без определенного места жительства, пообещал восстановить документы через УФМС и перевести старика либо в дом ночного пребывания в один из районов города, либо на сестринский уходНа следующий день после эфиров комитет по соцполитике предоставил Николаю Федоровичу место в городском пункте учета, пообещал восстановить документы и перевести в дом ночного пребывания., - сказал OK-inform Михаил Лебедев.

По его словам, Николай Федорович и сам не хочет никакого собственного жилья, а мечтает о том, что получит место в социальном учреждении, где какой-никакой уход.

- Николай Федорович пережил инсульт, передвигается с трудом, с ходунками. В 83 года ему уже не нужна никакая квартира, ветеран хочет лишь дожить свои дни в нормальных человеческих условиях, - говорит Михаил Лебедев.

Он вспоминает, что это не первый случай, когда чиновники начинают действительно заботиться, а не говорить о заботе о людях, победивших в войне, лишь после вмешательства журналистов. А за примером далеко ходить не надо.

Так, летом этого года петербургские СМИ рассказали о 76-летнем блокаднике Альгерте Пономареве, который в 1993 году из-за мошенников лишился комнаты в коммуналке и с тех пор жил в сарайчике на участке в садоводстве Ленобласти.

Сразу после обнародования его истории до Альгерта Борисовича дошла социальная поддержка, гарантированная правительством России всем ветеранам и блокадникам. Ему дали социальное жилье.

С одной стороны, приятно, что журналисты помогают добиться справедливости. А с другой стороны - грустно, что пока носом не ткнешь, слуга народа ничего замечать и делать не хочет. Не каждый, конечно, но исключений из этого общего правила сейчас и не вспомнить…

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии