Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Анджей Петрас: «Настоящее кино меняет зрителя»

 фото: из личного архива Анджея Петраса фото: из личного архива Анджея Петраса Петербургский композитор и режиссер рассказал в эксклюзивном интервью OK-inform о бабушке-десантнике, неравнодушном зрителе, ощущении света, скандалах и патриотизме

Анджей Петрас закончил ЛИТМО, но ни дня не проработал инженером.  Как говорил Курт Воннегут, если вы хотите по-настоящему огорчить своих родителей, а к гомосексуализму не склонны, идите в искусство. Так шутит о своей карьере сам Анджей. Впрочем, своих родителей-инженеров он вряд ли огорчил тем, что посвятил себя музыке и кино, потому что его творчество ценят во всем мире. Оригинальный симфонический саундтрек к фильму «Франц+Полина» Анджея Петраса получил Гран-при на XX Международном кинофестивале аудиовизуальных программ FIPA. Среди наград петербуржца  Национальная премия кинокритиков и кинопрессы «Белый Слон» в категории «Лучшая музыка к фильму», специальный приз кинокритиков и кинопрессы I Якутского международного кинофестиваля. А фильмы с творческим вкладом автора в разное время были удостоены Гран-при фестивалей FIPA, «Виват, кино России!», «Кинотавр. Короткий метр» и других престижных наград.

Про «День Десантника»

- Я постоянно занимался музыкой. Окончил музыкальную школу и джазовое училище. Но не как композитор, - я самоучка. То же самое и с режиссурой. Музыку для кино я писал целенаправленно, а режиссерской и сценарной работой стал заниматься внезапно. Надо было снять клип для нашего музыкального проекта - «Львы Любят Солнце». Съемки прошли легко и быстро, несмотря на бюджет в 70 долларов. Привезли клип на MTV, а его вдруг взяли в жесткую ротацию. А потом еще три клипа сделали, и их тоже крутили на музыкальных каналах, - рассказывает Анджей Петрас.

Потом он стал снимать коммерческое кино. Объясняет, что надо было «потренироваться на кошках». Снял киносюжет для «Ералаша», работал с большой съемочной группой, почувствовал себя в этом процессе, как рыба в воде. А сейчас пришел к тому, к чему давно стремился, - к авторскому кино.

Летом 2013 года Анджей завершил работу над музыкальной сюрреалистической комедией «День Десантника», в которой он выступил и режиссером, и сценаристом, и композитором, и продюсером. Сегодня автор представляет фильм на кинофестивалях по всему миру и уже получил признание на нескольких из них. Также его работу одобрили в киносообществе, в частности, мэтр кино Йос Стеллинг («Стрелочник», «Иллюзионист»).

- Над этим фильмом работала питерская команда. Но в самом фильме, напротив, создан отдельный мир, без отсылки к какой бы то ни было стране или городу. В нем существуют колоритные герои, и из своего мира они влияют на наш, - сопоставляет реальное пространство и воссозданное в картине автор Анджей Петрас.

Как ни странно, но «День десантника» - это фильм вовсе не о ВДВ. По сюжету главная героиня - очаровательная пожилая дама, которую сыграла заслуженная артистка России Галина Владимировна Мочалова, отметившая недавно 80-летний юбилей, ощущает себя эдаким десантником.

- Она выходит на пенсию, готовит тортик для сослуживцев, выбирает праздничный наряд, но все это время чувствует, что что-то не доделала. Она ощущает себя бойцом-диверсантом, который должен что-то выполнить, но не помнит или не знает задания. И своими размышлениями и действиями она влияет на окружающих, - объясняет Анджей. - Это своего рода автобиографическая сказка, потому что я сам чувствую себя и этой бабушкой, и другими персонажами картины.

К слову, сам Анджей родился 2 августа, в День десантника. Но в армии не служил.

Про настоящее и авторское кино

На вопрос OK-inform, что такое настоящее кино, композитор и режиссер ответил, не задумываясь: настоящее кино, по мнению Анджея, как и любое произведение искусства, не должно оставлять зрителя равнодушным.

- Оно переводит тебя в другое состояние. И даже если это состояние оказывается негативным, но главное, что автор все же сумел на тебя воздействовать. Ведь мы не знаем, что им двигало изначально. Главное, что с помощью своего творения он сумел что-то поменять в зрителе. А самое ужасное, - это когда кино не трогает, все понятно, и ты остаешься равнодушным, - считает Анджей.

При этом на самого Анджея Петраса наибольшее воздействие в свое время оказали фильмы «Кин-дза-дза» и «Приключения Буратино».

- Это фильмы, в которых есть все, в которых затронуты все человеческие и нечеловеческие переживания и взаимоотношения, - объясняет Анджей.

А вот к авторскому кино у него отношение неоднозначное.

- В авторском кино, да и не только в авторском, мне ужасно не нравится политизированность. Художник может использовать политические краски в палитре атмосферы, но он не должен строить на этом весь фильм, - уверен Анджей.

Его удивляет, что авторское кино, получающее призы на международных кинофестивалях, как правило, очень мрачное, черно-белое, снятое трясущимися камерами. А сюжет построен на теме однополых отношений или Холокоста.

- А еще лучше, если в фильме и то, и другое показано одновременно. Эти темы в авторском кино уже стали коммерческими. А иначе не будет призов, иначе зрителю не станет плохо. Сделать зрителю плохо - это какой-то внутренний душевный заказ авторов. А я такое кино ненавижу, оно не приносит пользы, - говорит Анджей Петрас.

Про ощущение света и вдоха

Анджей убежден, что в конце каждого хорошего фильма должно возникать ощущение света и вдоха. А иначе это - вредное кино.

- На мой взгляд, кино должно оставлять надежду. Так правильно. Весь фильм может быть страшным, ужасным. Но в конце должен быть свет. На меня, например, неизгладимое впечатление произвел фильм Василия Сигарева «Жить», рассказывающий о людях, которые теряют своих близких и пытаются с этим жить дальше. Несмотря на всю чудовищную тяжесть этого фильма, в конце показан такой свет. Я был вдохновлен. И это тот случай, когда все работает, как надо. Для меня, - говорит Анджей Петрас.

Ему, как режиссеру, больше интересна психология и комедия. Но он не призывает одно кино запрещать, а другое разрешать, это удел «милоновых».  

- Правда, мне не всегда понятно, чем руководствуются те, кто выдает прокатные удостоверения в нашей стране. Например, на последнем фестивале в Выборге приз зрителей получила картина «Зимний путь». Но в кинотеатры ее не пустят. В этом фильме сделано все, что можно, чтобы удовлетворить латентных гомосексуалистов и алкоголиков из нашей Думы. Это история двух молодых людей, один из них - студент Консерватории, а другой - настоящий гопник. Неожиданным образом, через музыку Шуберта, у них завязывается связь. Но в фильме нет постельных сцен, это все читается на интуитивном уровне. А еще главный герой периодически, чтобы расслабиться, пьет водку из горла. В общем, авторы «постарались», чтобы их кино в России не показывали. Но это кино, благодаря своему психологизму, - шедевр. А вот фильм «Интимные места» пропустили в российский прокат. А оно не несет никакой смысловой нагрузки. В нем просто в большом количестве и совершенно не к месту показываются очень некрасивые гениталии. Логики не вижу, - рассказывает OK-inform Анджей.

Про скандальную славу

- Анджей, а как Вы относитесь к тому, что некоторые деятели искусств добиваются славы не с помощью самого искусства, а благодаря каким-то скандальным действиям? Как, например, художник Павленский, - спросил OK-inform у режиссера и композитора.

- С творчеством Павленского не знаком. Но про зашивание рта в знак протеста против ареста Pussy Riot и про приколачивание мошонки к брусчатке Красной площади в знак еще чего-то кое-что слышал. Павленский, конечно, не Герострат, храма не сжигал, а только свои яйца прибил, но если ему это нравится, пусть делает. От этого его творчеством я интересоваться не стану. Чтобы это произошло, надо было отрезать яйца и съесть, - смеется Анджей Петрас.

Анджей вообще старается не забивать себе голову всякими околокультурными скандалами, и уж тем более, - рефлексировать по медийным поводам. Ему важнее - само творчество.

- Чтобы пробиться, некоторые готовы и на такой пиар. Но сейчас даже самому одаренному человеку довольно сложно быть замеченным. По-настоящему серьезное и интересное рискует утонуть в потоке ничего не стоящих произведений массовой культуры, захлестнувшем интернет. И это - особенность времени, - считает Анджей.

Про поддержку государства и патриотизм

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что если государство заинтересовано в том, чтобы искусство в стране развивалось и учило чему-то хорошему подрастающее поколение, то оно должно поддерживать это самое искусство.

- Искусством нельзя управлять, ему надо помогать. Но у нас почему-то деньги выдают на производство. А вот если бы поддержка оказывалась уже готовому продукту творчества (хоть и не люблю я слово «продукт» в этом отношении), то большая часть получающих сегодня гранты и субсидии авторов испарилась бы. Потому что их продукты чаще всего оказываются недееспособными ни творчески, ни коммерчески, - говорит Анджей Петрас.

Сам автор еще ни разу не воспользовался поддержкой государства. Но подумывает об этом.

- Меня удивляет, что государство намерено поддерживать искусство, якобы сеющее патриотизм в массы. Но я уверен, что патриотизм нельзя вдолбить. То есть это можно сделать в отношении тех, кто мало чего из себя представляют. Им можно сказать, что ты лучше, потому что ты здесь родился и живешь. Но эта публика не самая благодарная для художника, да и методы насаждения патриотизма сродни нацизму. Гордость за страну должна быть осознанная. А с чего гордиться? Я могу гордиться своим городом, потому что Петербург - красивый. Но при этом я понимаю, что каждая постройка, тот же Исаакиевский собор, - это сотни тысяч убитых строителей. И тут я спрашиваю, стоила ли эта красота всех этих жизней? То же самое и с историей страны, - размышляет вместе с OK-inform Анджей.

Про планы на будущее

Сейчас Анджей думает создать новый музыкальный проект. Но он будет отличен от того, что существовало раньше.

- Это будет небольшой оркестр кинематографии, где неизменной единицей буду я лично, а все остальные будут приглашенные участники концертов. Симфонических, вокальных, детских, электронных - всяких. Не хочу ограничиваться ни в стилях, ни в средствах самовыражения. Нужна будет жесткая электроника, - будет; надо будет, чтобы я прыгал голый по пояс с гитарой, - буду. Но при этом это будет музыка только для кино.

- Анджей, а не обидно, что Вас все-таки больше знают, как композитора, а не как режиссера? - интересуется OK-inform напоследок.

- Киноработ у меня пока не так много, а сериалы в расчет я не беру. Да и композитором быть гораздо круче и сложнее. Режиссура лично мне дается проще. А музыка - это большее волшебство. Потому что режиссер может воздействовать на зрителя с помощью разных приемов. А композитор на слушателя - только с помощью звука. Причем эмоцию можно передать музыкой гораздо сильнее и тоньше, чем картинкой, - отвечает Анджей Петрас.

Съемки, монтаж и написание сценария для Анджея Петраса - это тоже своего рода музыка, потому что они, по его мироощущению, живут по своим темпоритмическим законам...

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии