Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Корюшка - это ленинградская клубника

 Есть рыба гораздо полезней и вкусней нашей корюшки. Однако ни один ленинградец-петербуржец не может представить весну без запаха «рыбьего огурца», или «огуречной рыбы»

Лет 20-30 назад корюшку в Ленинграде покупали килограммами, не меньше пяти-десяти. Мариновали, замораживали - ну и, конечно, жарили. И ели - как говорится, от пуза, чтобы на весь год. Сейчас ситуация иная, буквально по поговорке: «Раньше и корюшка была жирнее, и цены ниже».

«Вчера проходил мимо станции метро “Черная речка”. Килограмм корюшки стоит 230-350 рублей. Очень дорого, не купил, - рассказывает специалист по рыбам - кандидат биологических наук, доцент кафедры ихтиологии и гидробиологии биолого-почвенного факультета СПбГУ, старший научный сотрудник лаборатории ихтиологии ЗИН РАН Александр Насека. - Но пока доехал до дома, исходя слюной, понял: не могу, куплю хотя бы килограмм!».

Кто ее губит?

По словам ученого, нынешние проблемы с корюшкой - высокая цена и мелкая рыбка - связаны исключительно с техногенными факторами. Согласно данным Росрыболовства, за последние 20-30 лет объемы улова корюшки сократились в 5-7 раз. Если в 1970-1980-х только в Невской губе вылавливали около 2 тысяч тонн рыбки, то в последние годы улов в Финском заливе составляет около 400 тонн, а в Ладоге - около 1000 тонн.

«Почему мало корюшки? Это результат хозяйственной деятельности города. Он продолжает жить, строиться, причем строительство - так уж случилось - происходит как раз в “корюшкиных яслях” - в Невской губе. Там строится намыв, Морской фасад, идет активная добыча песка. И все взвеси, вся гадость попадает в воду. Причем строительство ведется как раз в тех местах (грядах), где традиционно нерестится корюшка. Представьте: раньше в этих местах плавали 10 млн корюшкиных пап и мам. Теперь из-за строительной катастрофы осталось всего полмиллиона родителей... Так что природные причины не столь существенны, основной удар по корюшке наносит именно хозяйственная деятельность», - рассказывает Насека.

Впрочем, уничтожают корюшку и браконьеры. Специалисты считают, что недооценивать незаконный лов рыбы тоже нельзя.

«Чуть ли не через Финский залив проходят браконьерские сети. При этом ни разу не видел там инспекторов Росрыболовства. Они ловят только тех, кто на виду - кто вдоль Невы с удочками стоит, - рассказал Андрей Тихонов, рыбак с 45-летним стажем. - Почему-то иметь больше 10 рыболовных крючков запрещено, а ловить рыбу сетью - вроде как можно. И так год от года! А ведь такие горе-рыбаки могут выловить сетями несколько тонн рыбы».

Инспекторы Росрыболовства традиционно ссылаются на нехватку кадров и «особо сложный» контингент рыбаков. По словам руководителя Северо-западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дениса Беляева, «иногда доходит и до стрельбы. Пока только вверх, но теоретически браконьеры всякие ситуации провоцируют». Макар Иванов, заядлый рыбак, горд своей недавней рекордной добычей:  «Однажды вытащил из воды корюшину 42 сантиметра длиной! Сам удивился… Вкуснюшая!!!»

Этногастрономическая игрушка 

Ученые делят корюшку на три вида: европейскую, азиатскую и пресноводную, опровергая поверье о том, что корюшка - чисто петербургский продукт. Она обитает вдоль берегов Сахалина, Камчатки, Курил, в Японии и Корее. Мелкая карликовая пресноводная корюшка водится у побережий Северо-Западной части Европы. По словам Александра Насеки, в нашей регионе корюшка обитает не только в Невской губе, но и в Ладоге. Но невская рыбка самая доступная.

Ученые уверены: сверхпопулярность корюшки именно в Ленинграде-Петербурге объясняется не только тем, что она попросту вкусная и раньше была недорогой. Она уже стала больше чем просто рыбой - настоящим символом города.

«Корюшка - это уже легенда, символ. Недаром ее изображают даже на изделиях Императорского фарфорового завода, - говорит ихтиолог Александр Насека. - При этом никакой особой полезности в ней нет. Обыкновенная нежирная рыба с тонкой чешуей, обладающая достаточным количеством белка, икряная по весне. А наш народ уважает икру! То есть это такая этногастрономическая игрушка ленинградцев».

Впрочем, некоторые медики считают, что корюшка - особая рыба не только в мифологическом плане. Она действительно полезна за счет низкой калорийности, удобства в ее поедании (не секрет, что многие любители едят ее вместе с мягким хребтом и хрустящими в обжарке плавниками). При этом корюшка - достаточно сильный аллерген, поэтому ее нельзя употреблять тем, кто не переносит рыбу.

Ихтиологи и обыкновенные любители жареной «полурыбки-полуогурца» торопятся «поймать волну» и готовы стоять за рыбой в очереди и даже серьезно переплачивать. Правда, как рассказывают продавцы, сейчас большинство покупателей просят уже не 5-6 кг, как раньше, а 1-2 кг. Дорого.

«Но раз в год можно себя побаловать. Она же появляется только в сезон и проходит очень быстро. По сути, это такая недолговечная и потому особо желанная “рыбная ленинградская клубника”», - говорит ихтиолог Александр Насека.

Фото: Дениса Тарасова/OK-inform

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии