Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Рак лечим, остальное - калечим

 Фото: Марина Бойцова Фото: Марина Бойцова В Петербурге один из самых высоких в России уровень заболеваемости раком. При этом онкологи уверяют: помочь можно практически всем. Эксперты рассказали, что у нас идет не так и как с этим бороться

Умная Елена, или Как попасть к онкологу

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко приехал в Городской клинический онкологический диспансер на проспект Ветеранов. Официальный повод: открытие после ремонта новых лабораторий ГКОД и презентация двух серьезных технологических новинок. Первая - это call-центр городской онкологической телефонной службы, посредством которого можно записаться на прием к врачу, в том числе и в городской онкодиспансер, получить информацию о графике работы специалистов, проконсультироваться по вопросам лекарственного обеспечения и т.д. Вторая новинка - внедренная система палатной сигнализации, которая не только позволяет пациенту прямо с койки вызвать врача, медсестру или санитарку, но, главное, не дает медикам сделать посещение больного формальным. Умная электронная система фиксирует и запоминает, кто приходил в палату, как быстро пришел, когда ушел и что он там делал.

Неизвестно, оценили ли сразу преимущество технических новинок представители Смольного, которые, похоже, дольше общались с присутствующим священником, нежели с медиками, но журналисты сначала точно не распознали ноу-хау и не увидели отличия «тревожной кнопки» от их допотопных аналогов советских времен. Тогда, напомним, около коек в некоторых больницах тоже были некие подобия таких кнопок вызова медсестры, однако лично мне, например, удалось застать только торчащие из стены провода от них.

«И даже если эти кнопки работали, медсестре на посту ничего не стоило отключить мигающий маячок. Сейчас же новая система австрийского происхождения и российского внедрения подразумевает, что ни отключить без визита к больному, ни проигнорировать ее невозможно. Сигнал автоматически будет передан и врачу, и завотделением, и вышестоящему начальству. Специальный маячок будет мигать и над палатой до тех пор, пока кто-то из персонала не придет к конкретному вызвавшему пациенту. Более того, система запомнит, просто так зашла в палату медсестра или провела там какое-то время, делая укол или ставя капельницу», - рассказывает «главный по системе», генеральный директор ИКТ Константин Громов.

Новая система австрийского происхождения и российского внедрения подразумевает, что ни отключить без визита к больному, ни проигнорировать ее невозможно. 

В перспективе подразумевается и внедрение мобильной системы оповещения - как в западном кино, когда врачу или медсестре, где бы они ни были, приходит моментальный сигнал о проблемах с пациентом, и он - хочешь не хочешь - вынужден прийти по вызову.

Послушал губернатор и о работе call-центра. За полдня работы по бесплатному многоканальному телефону 417-26-49 позвонили 389 человек, 87 первичных пациентов записались на прием. Сотрудники объяснили преимущество: call-центр фактически объединяет в себе регистратуру, став ее электронным аналогом и решая проблему очередей перед визитом к врачу, а также служит некой виртуальной напоминалкой, зовут которую робот Елена. Эта самая робот Елена автоматически перезванивает каждому записавшемуся на прием, напоминает о дате визита и интересуется, не передумал ли пациент прийти, чтобы место в очереди зря не пропадало. Ответы абонентов умная Елена распознает настолько безошибочно, что некоторые пациенты норовят с ней поговорить…

«В перспективе мы планируем объединить в контакт-call-центр всю городскую онкосеть. Наш проект - пилотный, но успел заслужить звание лучшего социально-значимого проекта 2013 года. Это была серьезная ломка, но мы “поломались” и победили, - рассказал главный врач Городского онкодиспансера, главный онколог Северо-Запада Георгий Манихас. - Пока система отработала два месяца, жалоб нет, особых очередей тоже. Но мы хотим большего, туда необходимо включить районных онкологов, поликлиники. С учетом высокой заболеваемости злокачественными новообразованиями в Петербурге, необходимо, чтобы вся городская онкология была завязана на высокие технологии».

Дальше губернатору прямо из окна показали место, на котором врачи мечтают построить наконец-то долгожданный радиологический корпус. О чем у открытого окна говорили Георгий Полтавченко, вице-губернатор Ольга Казанская и другие чиновники, неизвестно, но, выйдя к прессе, градоначальник пообещал, что «радиологию будем уводить с Березовой аллеи, полноценный онкоцентр городу очень нужен».

Даже приблизительные даты названы не были, но, по оценке информированных источников, пока нет даже проекта (напомним: предыдущие разработки по проекту строительства нового радиологического отделения на Ветеранов были похоронены в федеральных бумагах). Почему до сих пор нет нового проекта, озвучено, увы, не было.

В онкологии две беды: лень и деньги

Когда Георгий Полтавченко и сопровождающие его чиновники уехали, журналисты поинтересовались у «главного айтишника» горонкодипансера Константина Громова, сколько стоит мечта Манихаса объединить всю городскую онкосеть на площадке высоких технологий контакт-центра. И были изумлены: выяснилось, что всего 2 млн рублей. Тут же вспомнились миллиарды, высосанные новым футбольным стадионом и прочие золотые недострои. И вывод получился очевидным: помощь больным раком людям очевидно не в приоритетах бюджета.

Необходимость внедрения современных технологий в медицине вообще и в онкологии в частности вряд ли кто будет оспаривать. Деньги есть - просто осваиваются они, мягко говоря, неэффективно.

Аналогично и с внедрением во всех медучреждениях города тех же самых «тревожных кнопок». Пока ими оборудовано только самое крупное в ГКОД онкогинекологическое отделение. Подобная система есть еще в Алмазовском центре и двух частных клиниках, но там - другая история и другие деньги.

Как рассказал Громов, внедрение системы в отделении онкодиспансера обошлось тоже не в великую сумму - 5 млн рублей, причем спонсорских денег. Чтобы оснастить остальные отделения, требуется примерно в 8 раз больше. Но эффективность уже доказана.

«Проблема в том, что в наших больницах никто не знает, чем занимаются медсестры или санитарки. Главврачи привычно стонут, что не хватает среднего медперсонала. Информационная компьютерная система позволяет четко отследить, кто действительно работает, а кто чаи гоняет. Может быть, диспансеру или больнице и не надо персонала больше. Может быть, достаточно того, что есть - при условии, если персонал работает, - считают специалисты. - Уже доказано, что контакт пациента с медперсоналом снижает внутреннюю нагрузку как минимум на 7% и на столько же увеличивает эффективность лечения. Но ведь мы живем в такой стране, где добровольно просто так работать никто не хочет. Значит, нужна некая “палка” - хотя бы и в виде электронной системы».

Между тем необходимость внедрения современных технологий в медицине вообще и в онкологии в частности вряд ли кто будет оспаривать. И самое обидное, что деньги есть - просто осваиваются они, мягко говоря, неэффективно. По имеющимся данным, на модернизацию здравоохранения в Петербурге за последнее время уже потрачено 2 млрд рублей. Но когда корреспондент OK-inform попросил оценить результат, знающие люди ответили кратко: «Полный бардак».

По мнению специалистов, проблема даже не в пресловутом: «Воруют!». Проблема в том, что у нас неразумно используется то, что мы уже имеем.

«Доходит до абсурда: например, главврачи жалуются, что в больницах часто… ломаются лифты. А почему они ломаются? Потому что каждый пузырек с анализом или упаковка лекарств перевозится на лифте живыми людьми, вместо того, например, чтобы использовать специальную пневмопочту. И в итоге главврач должен тратить деньги не на закупку необходимого, а на ремонт в очередной раз сломавшегося лифта. Та медсестра, которая ехала туда-сюда на лифте, не успела к больному. А лекарство, пока его искали и везли, грубо говоря, протухло, - рассказал специалист горонкоцентра, попросивший не афишировать его имя. - А сколько у нас идет на помойку медикаментов, которые стоят миллионы, и только потому, что плохая логистика? Это лекарство ждало годами своего конца, вместо того чтобы помочь тому, кому было в свое время необходимо. Я уверен: у нас ни один человек в городе (я имею в виду чиновников, специалистов) не знает, сколько у нас есть лекарств и каких, какие необходимы, каких не хватает и какие на самом деле деньги нужны. Потому что так устроена порочная система распределения и лечения по ОМС. Кроме того, у нас даже самые умные руководители медучреждений знают, как организовать медицинский процесс, но понятия не имеют ни о логистике, ни об автоматизации. Они, конечно, ездят по заграницам и видят, как там организовано, но как внедрить это у нас - им неясно, потому что это - не их профиль. Либо просто не дают».

Ежегодно в Петербурге регистрируется около 20 тысяч больных злокачественными новообразованиями. По данным 2013 года, за год зафиксировано 20 408 первичных случаев рака, что на треть больше уровня 2012 года. На диспансерном учете у онкологов состоят 125 385 человек, проживших 5 и более лет. Значит, с раком выжить и жить можно. Если не убивать ленью, жадностью и непрофессионализмом.

Фото Марины Бойцовой

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии