Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

В Петербурге засекретили погоду

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Любимцам петербургской прессы - сотрудникам Гидрометцентра - отныне запрещено сообщать общественности прогноз погоды. Между тем главный синоптик Александр Колесов обещал ОК-inform теплый август - и не ошибся

Наказаны за холодное лето?

По сообщениям СМИ, начальник ФГБУ «Северо-Западное УГМС» Юрий Малашин запретил своим подчиненным отвечать на вопросы журналистов о погоде на ближайшее время. Как сообщил Малашин «Фонтанке.ру», «долгосрочный прогноз - это от лукавого». Он также сообразил, что общение с прессой не входит в обязанности федеральной службы.

По слухам, таким образом общительные сотрудники ведомства наказаны за собственную любезность: они честно, исходя из собственных расчетов и не слишком богатых технических возможностей, предрекали жаркий июль, а он оказался самым холодным в году. Народ ржал, кутаясь в пальто и сапоги, а ответили несчастные синоптики: чтобы не портить имидж службы, контакты с прессой решено было, видимо, попросту обрубить. Телефон самого популярного спикера - главного синоптика Петербурга Александра Колесова - заблокирован. Вечером 1 сентября не загружался и профильный сайт. Пишут, что он на реконструкции.

Между тем тот же Александр Колесов еще 23 июля сообщил ОК-inform, что август будет жарким. И не ошибся. А июльскую аномалию прокомментировал вполне внятно: «Циклоны постоянно крутятся над Скандинавией, и мы все ждали тепла, а высотные циклоны гнали к нам дожди… Но все забыли, что до 1995-1996 годов были очень холодные июли, как и в 1968, 1978, 1979 и в 1987 годах. Об аномалии можно как раз говорить, имея в виду последние годы - 2010, 2011 и последующие. Тогда июль действительно был очень жарким».

Колесов также объяснил, почему в августе будет тепло: «Теплый вынос, которого мы ждем, все-таки должен прийти. Но для этого должны уйти высотные циклоны, подняться давление и задуть южный и юго-западный ветры. Так что перспективы есть. И мы, и наши зарубежные коллеги пытаемся это рассчитать. В последние годы после жаркого июля мы всегда выходили на жаркую первую половину августа. Может быть и такое, что после двух месяцев холода наступит-таки тепло».

И вот теперь петербуржцы в унынии: мало того, что погоду на пару недель вперед у «своих» синоптиков не узнать, так еще и не понять, отчего это все происходит. Приветливые метеорологи все объясняли, а теперь остается довольствоваться сухими сводками погодных сайтов.

Между тем сводки о погоде считаются самыми читаемыми новостями в мире. Как бы не хаяли синоптиков, а о предстоящем жаре, дожде или морозах хотят знать все. При этом сами специалисты честно подчеркивают, что оправдываемость долгосрочных прогнозов - не более 60-80%. Особенно в нашем сложном балтийском климате.

«Погода в Петербурге чрезвычайно коварна. Поэтому то, что может быть стабильным в Карелии или Прибалтике, для нас окажется неактуальным, - подчеркивал Александр Колесов. - Все из-за моря. Погода переменчива, циклоны сменяют друг друга, поэтому в Петербурге о какой-то стабильности говорить сложно». На народные приметы надеяться тоже не приходится: «Мы живем в таком коварном регионе, что говорить о связи народных примет с погодой бессмысленно. В других местах это, вероятно, и имело бы какой-то смысл. Но не у нас».

Эффект северной бабочки

Между тем до 1990-х годов петербургская метеорологическая служба считалась одной из лучших в мире. Как рассказывал вашему корреспонденту ректор Российского государственного гидрометеорологического института Лев Карлин (ныне покойный), службу развалили в середине 1990-х. Метеорологам приходилось производить свои расчеты чуть ли не на коленке, сократилась сеть метеостанций, а зарплаты сотрудников были такими, что работать оставались только энтузиасты.

Руководитель отдела исследований изменения климата Государственного гидрологического института, профессор Олег Анисимов и его коллеги еще несколько лет назад создали энное количество научных трудов, в которых ученые рассчитали возможные болевые точки страны и выпустили научный труд «Природные опасности России», однако заинтересовал он только коллег-ученых. По словам наших специалистов, многие научные программы сегодня - это обычные кальки западных программ. Но там они создаются, чтобы работать, а здесь - чтобы просто соблюсти лицо. Так за что в таких условиях ругать синоптиков?

Еще полвека назад метеоролог Эдвард Лоренц рассказал о погодном феномене, назвав его «Эффектом бабочки». Лоренц пытался доказать, что не все в мире подчинено законам, рамкам и расчетам, потому что даже в очень выверенной и рассчитанной системе всегда может возникнуть минимальная погрешность, которая опрокинет ко всем чертям трудоемкие расчеты, и пролетающая где-нибудь в Сингапуре бабочка может вызвать торнадо в Америке. А прилетевшая из Скандинавии внеплановая капля дождя в июле вызовет грозу в Гидромете.

А пока, исходя из прогнозов безликих сайтов, сентябрь будет в меру прохладным, с обычными осадками и недолгим бабьим летом. Будет солнце и будет дождь.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии