Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Ислам и Россия, петербургский контекст

 «Общественный контроль» уже публиковал материалы о мигрантах и о татарах в Петербурге XX века, но хотелось бы подойти к истории мусульман в Российской империи максимально широко, рассказав об основных событиях и явлениях, характеризовавших их жизнь

Ну, а поскольку наш город был столицей империи, то и петербургский аспект той истории представляется более интересным.

Не будем начинать свой рассказ с легендарно выбора религии князем Владимиром, лишь отметим, что первые точки соприкосновения наметились в XVI веке после завоевания Казани. Впрочем, государство активно насаждало православие на завоеванных территориях. Мы видим татарских царевичей, отказавшихся от ислама и принявших православие. Один из них на короткое время даже занял русский престол (Симеон Бекбулатович). Появилась особая этническая группа татар, принявших православие (кряшены).  

После основания новой столицы у этой истории появляется петербургский контекст. Направлений взаимодействия было несколько. Это история тех людей, что приехали в Петербург на заработки, но при этом не желали менять свою религию и отторгать свои традиции. Прежде всего - это татарская община.

Однако есть и вторая история. По мере собирания земель, превращения России в империю встал вопрос об инкорпорации элит национальных окраин. Вся знать на новоприсоединенных территориях получала права русского дворянства. Это рождало иногда очень интересные коллизии - как в Польше, где было множество шляхтичей, и Грузии,  где в силу изолированности отдельных общин княжеские рода существовали в изобилии.

Инкорпорация мусульманской верхушки (Крым, Кавказ, а потом и Средняя Азия) не могла быть проведена без снятия религиозных противоречий и требовала отмены курса на христианизацию присоединяемых земель. Для всей страны поворотным моментом стало подписание Екатериной II указа «О терпимости всех вероисповеданий» и снятии наложенных на мусульман ограничений.  С этого момента в Петербурге постоянно - на правах простых граждан, пансионеров (особо знатных лиц, получавших из казны денежное содержание), иногда - почетных пленников проживает мусульманская знать. Она постепенно вливается в общий цивилизационный поток петербургской культуры, отдает своих детей учиться в петербургские учебные заведения.

Характерным признаком большинства мусульман была стойкость в вопросе веры. Они могли полностью отказаться от традиционной одежды, других проявлений культуры, но веру, как правило, не меняли. Соответственно некоторые важные вопросы для государства, в котором официальной религией было православие, пришлось решать. И решали.

Например, для мусульман были выполнены особые версии государственных наград - без христианских символов. И шире - в армии и в гвардии, где служили многие потомки знатных родов (военная карьера у народов Кавказа и Средней Азии считалась очень почетной), необходимо было создавать условия для успешной службы мусульманского меньшинства. Перечислим основные моменты: присягу принимал мулла, а не командир части или полковой священник, мусульмане клялись на Коране и произносили специальную присягу. Решался и вопрос питания - по крайней мере, данные об особой еде в мусульманских или частично мусульманских соединениях в Красносельских гвардейских лагерях у автора имеются. В рационе не было свинины, а винная порция, положенная всем солдатам, выдавалась деньгами. В XIX веке мусульманам в армии предоставлялись три дополнительных выходных дня: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Навруз. В эти дни, если была возможность, солдаты под руководством офицеров-мусульман посещали мечети.

Иногда молельные комнаты организовывались в расположении частей. Складывалась своеобразная система взаимопомощи солдат разных вероисповеданий: православные выполняли наряды за мусульман в дни их праздников, а в дни христианских они менялись ролями (если это были смешанные части).  Одним из примеров частей, где служили вместе и мусульмане, и православные был Собственный Его Императорского Величества конвой - часть гвардии, осуществлявшая личную охрану особы императора. Такое доверие мусульманским солдатам (прежде всего наездникам) оказывалось благодаря их верности и военному мастерству. Сразу оговоримся: в конвой входили и казаки, и мусульмане (черкесы, ногайцы, азербайджанцы, грузины, крымские татары, туркмены).

Конечно, нельзя сказать, что жизнь мусульман в империи и в ее столице была безоблачной. Отнюдь. Хороший пример тех трудностей, которые стояли перед национальным и религиозным меньшинством - строительство Соборной мечети в Петербурге.

Инициатива была выдвинута в 1881 году, а разрешение на строительство Николай II подписал лишь спустя почти три десятка лет - в 1909-м, когда уже отгремела первая русская революция и общественные настроения в стране кардинально изменились. Существовал (со всеми оговорками) парламент, соответственно изменился и политический строй.  Но что интересно - выкладку мозаикой цитат из Корана помогал проводить тюрколог А.Н. Самойлович, архитекторами стали также известные петербургские мастера: Н.В. Васильев и А.Ф. фон Гоген.  Здание при всей своей необычности для Северной столицы стало одним из ее символов.

В наши дни, когда растет противостояние между народами, очень важно находить в истории своей страны позитивные примеры сотрудничества, взаимодействия, совместного успешного сосуществования. Сложность и многогранность проблемы мусульман в современном Петербурге требует именно такого подхода, который был характерен для XIX - начала ХХ веков. Нам нельзя отгораживаться, нужно учиться понимать друг друга. Петербургская культура, как очень сильный цивилизационный поток, захватывала жителей национальных окраин империи, через одно-два поколения они становились истинными петербуржцами, не теряя своего национального самосознания, своей цельности и своей религии.

Обратите внимание: на архивных фотографиях солдат и офицеров из частей, где служили и мусульмане, и православные, а также петербуржцев - мусульман и православных, которые иллюстрируют этот материал, зачастую невозможно определить, кто именно в кадре.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии