Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.05
Евро 98.64
Юань 1.27

Прогулка по гвардейскому Петербургу

 О российской гвардии в плане социологическом «Общественный контроль» уже рассказывал. Сегодня заглянем в части города, где располагались гвардейские полки

Военные вкупе с чиновничеством во многом определяли характер жизни не только в отдельных районах, но и в городе в целом. Исследователи характеризуют Петербург как «мужской» город, и действительно, процент мужского населения был в столице традиционно выше. Гвардейские полки были расквартированы в основном в центральных частях города. Хотя первоначально их размещали (еще при Петре I) в пригородах, сначала - на постой в крестьянских избах, а потом стали сооружать и постоянные казармы. А пригороды со временем превратились в центр города. Постройки становились все лучше и лучше.

В XIX веке участие в строительстве казарм принимают лучшие зодчие города. Сами полковые постройки, включавшие и казармы, и служебные строения, и (обязательно) полковой храм, а при необходимости - плац, составляли крупный комплекс, который,   если полки квартировали рядом, вообще превращался в своеобразный «город в городе». Так его даже воспринимали современники. Было своеобразное подтверждение тому в языке петербуржцев того времени. Чтобы, например, охарактеризовать свое жилье, человек мог сказать, что он снимает квартиру «в полках» - ибо там дешевле и хозяйки менее придирчиво относятся к квартирантам-мужчинам, часто сдавая жилье вместе с питанием.

Многие постройки, связанные с гвардией в Петербурге, сохранили название, облик, а иногда даже и функциональность (их и поныне занимают военные). Так, прогулку по гвардейскому Петербургу целесообразно начать с казарм первого батальона Лейб-гвардии Преображенского полка. Прославленный в боях и один из самых близких к трону, он и располагался совсем недалеко от Зимнего дворца. Казармы батальона были построены на углу Миллионной улицы и Зимней канавки. Сначала здесь квартировали «лейб-кампанцы» - части, помогавшие взойти на трон императрице Елизавете. Впоследствии по проекту архитектора Львова были построены казармы для I батальона полка, которым традиционно командовал сам император. До сих пор здание занимает военная часть.

Следом на Миллионной,  рядом с Марсовым полем располагались казармы Павловского полка. Уникальное здание, сохранившееся, несмотря на попадания бомб и снарядов, в блокаду, сейчас находится в не лучшем состоянии. «Лицо» военного Петербурга, обращенное к Марсовому полю, под угрозой тотальной реконструкции, которая слишком часто оборачивается уничтожением памятников.

Дальше, на Кирочной, - остальная часть казарм Преображенского полка. Некоторые из зданий, увы, пострадали  - были разрушены при строительстве «Парадного квартала».

Неподалеку от преображенцев квартировали кавалергарды, I артиллерийская бригада и саперы. Поблизости от расположения полков селились и офицеры.  Все вместе они почти полностью определяли облик Литейной части, которая представлялась совершенно военной по своему характеру. В районе Царскосельского вокзала был еще один своеобразный «военный городок», где тон задавал, естественно, Семеновский полк, но также располагались и Егерский полк, а также Гвардейский жандармский эскадрон. Плац Семеновского полка - всем известная Пионерская площадь у ТЮЗа, а ранее - помимо всего - место публичных казней.

Следующий военный район - место расположения Измайловского полка и 2-й артиллерийской бригады. До сих пор не только в зданиях, но и в топонимике сохраняется память о полке: проспект называется Измайловским, а примыкают к нему Красноармейские улицы, ранее называвшиеся «Ротами». Сохранилось здание манежа, казармы, которые, впрочем, также пострадали при реконструкции.

Это далеко не все, но самые основные гвардейские адреса в Петербурге. В этих районах шла совершенно необычная для современного человека жизнь, в которой все было подчинено армейской дисциплине, армейским порядкам, армейскому быту. Распорядок дня определялся барабанным боем, улицы заполняли звуки военных оркестров, а на плацах и площадях проводились парады и строевые тренировки.

Особо стоит сказать о полковых храмах. Храм «своего» чтимого святого (или связанный посвящением с определенной датой) обязательно должен был располагаться поблизости.  Мало того, учитывая не вполне добровольный характер исполнения военными религиозных обрядов, такой храм должен был быть удобен, вмещать строго необходимое (и значительное) число молящихся. Соответственно, полковые храмы должны быть крупными, и по факту они становились архитектурными доминантами города. Такими стали Измайловский (Троицкий) собор, Спасо-Преображенский («Всей гвардии») собор, из несохранившихся - Сергиевский («Всей артиллерии») собор, Введенская Лейб-гвардии Семеновского полка церковь и другие.

Мы видим, что даже в названиях (хоть и не вполне церковных, но официальных) сохранялась их принадлежность к гвардии. Мало того - соборы становились своеобразными памятниками воинской славы, где собирались реликвии, трофеи, связанные с боевой историей полков. Самыми яркими примером может служить  собранная из трофейных пушек ограда Спасо-Преображенского собора, а также монумент «Колонна славы» у Измайловского собора. Переплавленный (по слухам - из-за приезда в город какой-то турецкой делегации) в 20-х монумент был возрожден и вернулся на свое место в 2005 году.

Прогулка по гвардейскому Петербургу показывает и значимую роль военных в жизни столицы империи, и, одновременно, беззащитность памятников архитектуры перед давлением денег, стремящихся в центр города. Давление это приводит к сносу важных исторических зданий - с последующей не всегда точной реконструкцией. Бережное отношение к памятникам истории и культуры, а особенно - к гвардейским казармам, манежам, соборам, - наша обязанность, которая, увы, сейчас до конца не исполняется. Многие из объектов либо были разрушены относительно недавно, либо находятся под угрозой разрушения или серьезного изменения внешнего облика.

Гвардейский Петербург - явление уникальное, и оно не исчерпывается одной архитектурой. Были еще и сами люди - простые солдаты и офицеры, со своим образом поведения, своим языком, своей моралью, с потрясающей историей воинского костюма и наград. Были и подвиги Петербургской гвардии во всех войнах, что вела империя за двести лет своего существования.

Фото Карла Буллы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии