Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Великая Отечественная война в кино. Часть первая

 Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» История всегда была и остается материалом, на котором создается кино. И всегда история остается лишь базой, сценой, на которой разыгрывается сюжет. Речь о художественных фильмах, естественно. Одновременно кино о прошлом многое рассказывает о нас, нынешних, говорит и показывает то, что мы хотим увидеть

С другой стороны, кинематограф формирует представления о прошлом у большинства людей и влияет даже на профессионалов-историков, ведь все они остаются членами общества и разделяют в большей или меньшей мере стереотипы.

Если проанализировать историю кино о таком грандиозном событии, как Великая Отечественная война, можно узнать много нового о себе, о недавнем прошлом, об изменении общественных настроений. Давайте займемся этим интереснейшим вопросом - как мы представляем себе прошлое через призму кинофильмов.

Первые фильмы о Великой Отечественной войне вышли прямо в годы войны или непосредственно после ее завершения, и подчинены они были, как и все, что делалось в годы войны, стремлению к победе.

Первые фильмы о Великой Отечественной войне вышли прямо в годы войны или непосредственно после ее завершения, и подчинены они были, как и все, что делалось в годы войны, стремлению к победе. Потому и выглядели во многом оторванными от реальности, от настоящей войны, которую видели миллионы людей, побывавших на фронте.

Одним из популярных и показательных фильмов (а нам имеет смысл говорить не о каких-то не слишком известных работах, а именно о самых известных и популярных) был «Небесный тихоход» (вышел в 1945 году), который выглядел опереттой сталинской эпохи 30-х, перенесенной на фронтовую почву. От такого жанра бессмысленно ждать правды, но важно, что никто ее и не ждал. Это кино, не обходя войны, давало людям возможность улыбнуться и забыть ненадолго все, что творилось вокруг. Хотя отметим, что фильм снимался частично на боевом аэродроме в Левашово - и консультировали режиссера боевые летчики.

Картина, кстати, был принята официальной властью не слишком хорошо, Сталин назвал ее «безыдейной и пустой». Вышедший еще раньше, в 1944-м, и ставший очень популярным фильм «В 6 часов вечера после войны» вообще рассказывал о победе, которая еще не состоялась!

Последующая традиция формировала картинку на базе уже созданной в годы войны, которая отстояла от реальности чрезвычайно далеко.

Наступила оттепель, в обществе явно и отчетливо прозвучал запрос на правду о Великой Отечественной. Правду простого человека, солдата, вынесшего на своих плечах всю тяжесть военной поры.

И вот наступила оттепель, в обществе явно и отчетливо прозвучал запрос на правду о Великой Отечественной. Правду простого человека, солдата, вынесшего на своих плечах всю тяжесть военной поры. Правду, которую знал практически каждый: те, кто был на фронте, кто был на оккупированных территориях, в плену, просто в тылу, кто потерял отца, сына, мужа...

Сначала «окопная правда» стала появляться в литературных произведениях. Бывшие фронтовики ощущали настоятельную потребность поделиться тем, что кардинально отличалось от картины, рисующей официальной пропагандистской машиной. Чуть позже появились и кинофильмы. Собственно, произведения людей воевавших и писавших про войну и стали базой для создания кино.

Именно эти произведения (несомненно - художественные и остававшиеся в рамках своего жанра) все же более других приблизились к действительным событиям, обладали наибольшей достоверностью в передаче духа и общей картины событий. Съемка таких фильмов («Проверка на дорогах», «Женя, Женечка и “катюша”») вызывала множество проблем идеологического и организационного характера, а впоследствии часто они попадали «на полку» - не выходили в прокат. Так создавалась уникальная «тюрьма для произведений искусства». Закрома Родины открылись лишь в годы ранней перестройки.

Параллельно продолжало существовать и официальное кино («Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва», потом в определенной мере - эпопея Озерова «Освобождение»). Но появились и новые веяния. Так, предвестником современного жанра «фильмов про войну» стал не кино-, но телефильм «Семнадцать мгновений весны».

Бывшие фронтовики ощущали настоятельную потребность поделиться тем, что кардинально отличалось от картины, рисующей официальной пропагандистской машиной.

Картина, снятая именно в жанре «фильма про шпионов», произвела эффект разорвавшейся бомбы. По воспоминаниям Юрия Визбора, игравшего Бормана, улицы в дни первого показа серий в СССР пустели, падала преступность. Все смотрели кино про Штирлица. Немецкое руководство было показано в фильме, несомненно, в традиционном ключе, но тем не менее враги выглядели не карикатурами на самих себя, а казались умными, интересными.

Нельзя ставить это авторам в вину, но фильм даже дал толчок некоему общественному движению, созданию групп, имитирующих внешние признаки немецкого фашизма (т.н. «гламурный фашизм»). В начале 80-х годов в СССР имели место несколько судебных процессов, где осуждали золотую молодежь, «игравшую в фашизм».

На наш взгляд, именно тогда, с выходом «Семнадцати мгновений», Великая Отечественная из события, жгущего сердце, стала постепенно превращаться в историю для нашего общества, уходить в прошлое.  Заметно, кстати, что «Семнадцать мгновений весны», в отличие от других фильмов о войне, были полны «ляпов», условностей, неточностей и, мало того, создавали в плане внешнем картинку значительно более яркую, более лощеную, чем она была в действительности. Конечно, тут нужно учитывать и жанр - телевизионные фильмы всегда были полны условностей и создавались обычно с меньшей тщательностью (и меньшим финансированием), чем кинофильмы. Да и сам материал зрителю был незнаком. Никто толком не знал, в какой форме должен был ходить штандартенфюрер СС в марте 1945 года. А в фильмах про действия советской армии такие ошибки в 70 - 80- годах были немыслимы, потому что живо было множество людей, лично прошедших войну и помнивших все детали.

Подводя итог, можно отметить, что в 40 - 50-е годы сформировалась и далее развивалась традиция показа Великой Отечественной войны в кино в рамках существовавшей в СССР идеологии.  И официальная точка зрения, меняясь от одного правителя к другому, меняла и ракурс подачи исторического материала.  Она сильно отстояла от реальных событий и вызвала новую волну фильмов о войне в советском кино, режиссеры которых стремились показать правду. Часто такие фильмы базировались на произведениях писателей-фронтовиков, и в центре событий был человек на войне.

С другой стороны, «официальные» фильмы про войну в большой степени определяли восприятие истории у широких масс людей, и во многом современные общественные представления о прошлом сформированы именно этой идеологизированной волной, для которой было характерно замалчивание неудач, потерь, изрядное упрощение, карикатурное представление противника и другие характерные детали.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии