Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Евреи отметили Рош Ашана: с Новым 5777 годом!

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина 3 и 4 октября иудеи отмечали наступление нового 5777 года. Еврейский Новый год, который называется Рош Ашана (дословно переводится как «голова года»), не имеет фиксированной даты - каждый раз она рассчитывается индивидуально и обычно попадает на сентябрь или октябрь. Рош Ашана празднуется в течение двух дней и приходится на 1 и 2 число месяца тишрей

Традиции Рош Ашана

В этом году Рош Ашана пришелся на 3 и 4 октября, но отмечать его начали вечером 2  октября, поскольку в иудейском календаре все дни начинаются с вечера накануне, с появлением звезд. Чтобы отпраздновать Новый год в кругу своих, многие евреи посетили в эти дни петербургскую Большую хоральную синагогу, где по случаю праздника проходила целая череда традиционных мероприятий. В их числе былимчтение последней молитвы уходящего 5776 года, зажигание свечей, речь главного раввина Санкт-Петербурга Менахема Мендел Певзнера, первая молитва 5777 года, трубление в шофар, обряд ташлих и, конечно, праздничный ужин для всех, кто купил на него билеты.

Шофар - это непременный атрибут еврейского Нового года. Он представляет собой духовой музыкальный инструмент, сделанный из бараньего рога. Главная заповедь Рош Ашана состоит в том, что каждый еврей должен услышать трубление в шофар, причем не в записи, а вживую. Это - покаяние за грехи. Евреи слышат в звуках шафара стон, раскаяние и плач - трагические ноты в человеческом настроении, которые они должны испытывать в Рош Ашана, дабы заслужить милость Всевышнего и удостоиться «доброй записи» в Книге Жизни, то есть дарования жизни на грядущий год.

Еще один обряд, который совершается в Рош Ашана, называется «ташлих». После полудня евреи собираются на берегу водоема, вытряхивают из карманов крошки и все вместе читают особую молитву, что символизирует очищение от грехов и начало нового жизненного этапа.

На праздничный стол подаются блюда, символизирующие процветание, исполнение желаний, изобилие, плодородие. Считается, что чем более вкусной будет новогодняя трапеза, тем «слаще» пройдет наступающий год.

И вкусно, и кошерно

У евреев существует огромное количество правил и древних традиций, связанных с едой. Как известно, еврейский закон предъявляет ряд строгих требований к разрешенным к употреблению продуктам питания, а также - к способам приготовления пищи. Свод законов о разрешенной и запрещенной пище называется Кашрут, а блюда, приготовленные в соответствии с этими правилами, - кошерными. В переводе с иврита слово «кошерный» как раз и означает «пригодный». А какие же традиционные блюда присутствуют на праздничном столе в Рош Ашана?

«В еврейский Новый год главное блюдо на столе - голова рыбы, - рассказывает Виктор Амчиславский, историк еврейской общины и куратор библиотеки “Сифрия” Большой хоральной синагоги. - Ставя эту голову, мы говорим, что хотим в наступившем году быть в голове, а не в хвосте. Кроме того, рыба плавает в море, и мы хотим множиться, как рыба в море. Другая ее символика - это намек на Тору. Мы не можем жить без Торы, так же как рыба не может прожить без воды. Очень важно, чтобы было много сладких блюд. Мы просим у Всевышнего, чтобы год был хорошим и сладким. Существует много всяких традиций, связанных со сладостями. Так, халы на Рош Ашана делаются круглыми, что символизирует гармоничность и завершенность года, который мы прожили. Еще хала по форме напоминает корону, и мы на Рош Ашана коронуем Всевышнего на царство, потому что он наш Бог и царь. Кстати, скоро будет праздник Йом Кипур (Судный день), и на него (мы знаем это из традиций еврейских семей, которые уходят корнями в глубокую древность)  раньше выпекали хлеб в форме лестницы, что символизировало наше восхождение к Всевышнему и пожелание милости с его стороны».

Не обходится праздничный стол и без гефилте-фиш - фаршированной рыбы. Готовят это блюдо преимущественно из карпа, реже из других кошерных пород рыбы. Традиционная составляющая гефилте-фиш - украшенные свеклой и морковью котлеты из рыбного фарша.

Еще одно традиционное еврейское блюдо - цимес, сладкое овощное рагу. Наиболее известный цимес - морковный (основной ингридиент - сладкая тушеная морковь). Название этого блюда вошло и в разговорный язык. Когда у евреев что-то удачно получается, они говорят, что это «самый цимес». Рецептов приготовления цимеса много, но главное - соблюдать законы Кашрута. Если, например, морковь соприкасалась с кошерным мясом, то вы не можете несколько часов употреблять молоко. Если с молоком, то вы не можете употреблять мясо. Если ни с чем не соприкасалась, то можно спокойно употреблять и молоко, и мясо, но отдельно друг от друга.

С появлением на праздничном столе моркови, яблок и меда связаны длинные библейские истории. Яблоки и мед - это своеобразная метафора прощения от грехов и спасения от смерти. В начале трапезы все съедают по куску халы и яблока, предварительно обмакнув их в мед. На окунание яблока в мед произносится специальное благословение.

Среди фруктов на еврейском новогоднем столе неслучайно присутствие граната. Считается, что число его зерен равно 613 - это соответствует количеству заповедей Торы. В дни покаяния евреи обращаются к Всевышнему с молитвой: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната».

Время важных начинаний

Рош Ашана - это время важных начинаний, в том числе и для еврейской общины Петербурга. В прошлом году после проведения этого праздника была открыта свежеотреставрированная Малая синагога. Почетным гостем торжественной церемонии стал губернатор Петербурга Г.С. Полтавченко. В этом году к Рош Ашана приурочат открытие здания, расположенного по адресу пр. Декабристов д. 42 и составляющего единый комплекс с Большой хоральной синагогой (Лермонтовский пр, д. 2). До революции в нем размещалось училище для бедных еврейских детей, затем - еврейская национальная школа.

В советские годы оно было отнято, и долгие годы его занимала  детская городская больница. Петербургской еврейской религиозной общине здание было возвращено городскими властями в 2005 году. Более десяти лет заняли поиски финансирования и процесс реставрации. Теперь здесь разместится еврейский образовательный центр «Синай», включающий в себя школу для девочек, детский сад, синагогу грузинских евреев, помещения для лекций. Целый этаж отведут под молодежный клуб - там можно будет общаться, искать работу, организовывать волонтерские и бизнес-проекты.

«Название центра неслучайно, – говорит главный раввин Петербурга Менахем-Мендел Певзнер. - Сказано, что Моше (Моисей) получил Тору на горе Синай, а потом передал ее дальше, следующим поколениям. Мы хотели подчеркнуть эту идею преемственности и передачи традиции.  Кроме того, название Синай известно каждому культурному человеку, читавшему Библию, – и еврею, и не еврею».

Торжественная церемония открытия, в которой примут участие руководители и члены петербургской еврейской общины, представители городской власти, видные деятели науки и культуры, состоится 6 октября. Она начнется с того, что главный раввин Петербурга установит на дверях мезузу - свиток со священными текстами. После осмотра здания Менахем-Мендел Певзнер протрубит в шофар, а затем пройдет вручение премии «Аревим» (это - еврейский аналог премии «Человек года») видным членам еврейской общины.

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии