Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

От аэрофобии спасут информация, еда и Duty free

 Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс Страхом перед полетами страдают около 30% населения. Это одна из самых популярных фобий. Специалисты уверили «Общественный контроль», что большинство случаев вполне поддаются коррекции

Панический страх перед полетами не в силах победить ни статистика, ни факты, говорящие о том, что шанс попасть в авиакатастрофу составляет 1:11 000 000, между тем как в автокатастрофу - с вероятностью 1:5000. Фобия на то и фобия, что определяется как навязчивый, немотированный, иррациональный и не поддающийся логическому объяснению страх. Однако после определенных самокорректировок 98% страдающих аэрофобией на самом деле могут садиться в самолет если не с удовольствием, то по крайней мере спокойно.

Не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней

Это одно из золотых правил психотерапии. Как рассказала ОК-информ руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НИПНИ им. В. М. Бехтерева Татьяна Караваева, почти 70% россиян страдают разными формами психических расстройств.

«Значимость события определяет его патогенность. Ни одно событие само по себе невроз не вызывает - его вызывает отношение человека к событию», - говорит Татьяна Караваева.

Больше всего люди боятся смерти, сумасшествия и нищеты. И, конечно, остаются «старые добрые» фобии: аэрофобия, канцерофобия и клаустрофобия.

Специалистами доказано, что страх уменьшается пропорционально количеству полетов. Чем чаще летаешь - тем меньше боишься. Полет просто превращается в рутину - как поездка на метро или на машине

Психиатры и психотерапевты говорят, что бояться чего-либо свойственно любому нормальному человеку, и при обычном страхе перед полетом на самолете совсем не обязательно бежать за помощью к психотерапевту.

«Но вот когда страх начинает влиять на поведение человека, мешает ему нормально жить и работать (например, если страх перед полетом заставляет отказаться от него и не лететь, например, в командировку или в отпуск) - то в таком случае уже следует поговорить со специалистом», - считает доктор Караваева.

Специалистами доказано, что страх уменьшается пропорционально количеству полетов. Чем чаще летаешь - тем меньше боишься. Полет просто превращается в рутину - как поездка на метро или на машине. А вот для тех, кто летает редко, каждый перелет воспринимается как эпохальное экстремальное событие с непредсказуемым концом. Отсюда и ужасы.

В широком спектре аргументов в защиту собственной аэрофобии лидирует самый логичный: беспомощность что-либо предпринять, если в воздухе что-то случается, невозможность контролировать ситуацию. Это действительно почти так. Но если не можешь отогнать грозу за иллюминатором, подсказать пилоту, как правильно «рулить» или проинспектировать работу технических служб - то вполне можешь изменить свое отношение к этому.

Не забудьте выключить телевизор

Новости о каком-то авиационном происшествии (даже со счастливым концом) или авиакатастрофе каждый воспринимает по-разному: для одних аэрофобов это очередная порция ужаса, для других - повод к оптимизму: самолет-то посадили! Значит, пилоты - молодцы, профессионалы и тоже жить хотят! Кстати, последний аргумент - весьма действенное средство от аэрофобии: экипаж действительно не состоит из камикадзе и постарается сделать все возможное для безопасности полета.

Вспомните, как в войну, например, летчики сажали горящие самолеты с отказавшим оборудованием. А нынешняя техника намного надежнее, да и стрелять в вас в небе вряд ли кто-то будет

Но многие психологи все-таки склоняются к тому, что новости перед полетом лучше не читать и не смотреть. А вот пролистать какую-нибудь полезную книжку о том, как надежно устроены самолеты и какие чудеса в воздухе способны совершить пилоты, вполне возможно. Вспомните, как в войну, например, летчики сажали горящие самолеты с отказавшим оборудованием. А нынешняя техника намного надежнее, да и стрелять в вас в небе вряд ли кто-то будет.

Также весьма действенное средство - отвлечь и развлечь себя чем-нибудь. Если умная книга категорически не воспринимается обезумевшим от ужаса мозгом, можно взять в самолет что-нибудь приятное: интересный и легкий журнал, любимую компьютерную игрушку, музыку. Не случайно в самолетах предлагают развлекательные яркие журналы - они созданы не только для рекламы, но и для того, чтобы отвлечь и развлечь пассажиров.

Неудержимое желание успеть до взлета выскочить из самолета не исчезло? Присмотритесь к другим пассажирам и экипажу. Они-то не грызут нервно ногти, не обливаются холодным потом. На их фоне просто неприлично истерить. Подумайте об экипаже: они летают по нескольку раз в неделю - и живы! И запомните: каждую минуту в небе находятся тысячи самолетов. Они все летят и благополучно приземляются.

Конструкции современных самолетов предусматривают уровни безопасности даже выше, чем требуется для полета. Практически все системы дублируют друг друга, а шанс, что откажет все и сразу - ничтожен

Многих пугают стюардессы, которые перед полетом рассказывают пассажирам, как именно надо спасаться при чрезвычайной ситуации. Мнительные люди относятся к этому скептически, считая, что ничего уже не поможет. Однако все-таки к указаниям бортпроводниц стоит прислушаться хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что в самолете многое предусмотрено для спасения людей.

Действительно, технические причины авиакатастрофы настолько маловероятны, что стать жертвой по причине неисправности лайнера крайне малы. Современная техника позволяет самолету долететь даже на «честном слове и одном крыле».

Самолет - это та же машина, только гораздо безопаснее. Турбулентность - это как кочки и ямы на дороге. Вы же не выпрыгиваете из автомобиля, если трясет? Для самолета это те же кочки и ямки - лайнеру они абсолютно безопасны. Гроза тоже на земле может принести больше проблем, чем в самолете.

Конструкции современных самолетов предусматривают уровни безопасности даже выше, чем требуется для полета. Практически все системы дублируют друг друга, а шанс, что откажет все и сразу - ничтожен. Воздушный корабль при правильном техническом обслуживании может использоваться по нескольку десятков лет, - уверяют эксперты.

Что делать и чего не делать перед вылетом

Надо себя ублажать и радовать. Не случайно в аэропортах столько магазинов и кафе. Если кто-то заглушает страх кофе с коньяком, то для других положительные эмоции приносит шопинг в Duty free, например. Купите там что-нибудь приятное и наслаждайтесь рассматриванием-вынюхиванием или даже дегустированием.

Многие от страха становятся необычно болтливыми, и это хорошо. Пообщайтесь с попутчиками, можно даже с незнакомыми - до тех пор, пока они не сбегут от вас в более тихое место

Что бы ни говорили скептики, а разумная доза алкоголя помогает снять страх, и это объясняется физиологически: биохимические и функциональные изменения, производимые этиловым спиртом, влияют на скорость реакции и внимание, вызывают эйфорию и притупляют чувство страха. Оптимальной дозой считается 50-100 граммов крепкого алкоголя. Большая доза может дать обратный эффект, да и на борт могут не пустить.

Многие от страха становятся необычно болтливыми, и это хорошо. Пообщайтесь с попутчиками, можно даже с незнакомыми - до тех пор, пока они не сбегут от вас в более тихое место. Проговоренный страх улетучивается быстрее, и неважно, что собеседник может оказаться таким же аэрофобом (тогда найдете общие интересы и неизбежно кому-то придется успокаивать другого, что также увлекает и развлекает).

Самым трудным для аэрофобов моментом считается момент до взлета, ибо велико искушение рвануть к трапу, забыв про оплаченное море или командировку. Если этот момент удастся пережить, все остальное уже пройдет легче. Поэтому важно отключить истерику в голове именно на этот момент. Если вы противник алкоголя, журналы не действуют, а попутчики уже сбежали, займитесь аутотренингом.

Не случайно ведь в самолетах подают еду - это задумано не для того, чтобы пассажиры не умерли от голода за пару часов полета, а опять же - для отвлечения внимания и создания приятной атмосферы

Психологи советуют несколько простых упражнений: попробуйте определить, какой именно частью тела вы чувствуете страх: «холодеет» живот, трясутся ноги и руки, «перехватывает» дыхание... А теперь попробуйте представить, что дышать надо именно этой частью тела (животом, ногой, горлом). И скоро почувствуете, как через члены идет теплый приятный воздух, мышцы расслабляются, вы спокойны... Для верности можно еще считать овец (слонов или любых приятных животных).

Многие аэрофобы используют собственные, порой экстремальные методы: например, стараются перед полетом как можно дольше не спать - тогда в самолете неизбежно заснете и благополучно пропустите весь свой надуманный ужас. Другие запасаются успокоительными таблетками. Третьи внушают себе, что находятся не в самолете, а в поезде или в метро. Четвертые постоянно едят - что, кстати, тоже считается вполне действенным способом. Не случайно ведь в самолетах подают еду - это задумано не для того, чтобы пассажиры не умерли от голода за пару часов полета, а опять же - для отвлечения внимания и создания приятной атмосферы.

И даже стюардессы, медленно проходящие между кресел со своими закусочными столиками, не случайны: чем медленнее они движутся - тем больше вы сосредоточены на предстоящем приеме пищи или просто отвлекаетесь, наблюдая за красивыми девушками. Красивые бортпроводницы в самолете, кстати, тоже созданы для борьбы с аэрофобией.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии