Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.99
Евро 98.78
Юань 1.26

Приемная кампания-2016: поступить в вуз и не остаться за бортом

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Ректоры ведущих вузов Петербурга рассказали о предстоящей приемной кампании и о об особенностях социальной поддержки и будущего трудоустройства своих выпускников

Три петербургских вуза вошли в число лидеров программы по повышению конкурентоспособности («дорожной карты») так называемого Проекта 5-100. Минобрнауки выделяет 3 группы университетов и предоставляет для университетов каждой группы на 2016 год субсидии в размере 900 миллионов рублей, 500 миллионов рублей и 150 миллионов рублей соответственно.

В первую группу вошел один петербургский вуз - Университет ИТМО, ему выделено 900 миллионов рублей. Во вторую группу попал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого («Политех»). В третьей группе из петербургских вузов оказался Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова (Ленина) - знаменитый ЛЭТИ. Ректоры этих вузов, а также проректор по качеству Санкт-Петербургского государственного экономического университета рассказали о том, как учат своих студентов и на что должны пойти выделенные государством миллионы.

Владимир Васильев: «Должна быть коммерциализация знаний»

Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор ИТМО Владимир Васильев начал с истоков: он вспомнил, что со времен создания первых высших учебных заведений в Северной столице институты были нацелены на обучение наиболее талантливых студентов со всей Российской Империи. Ради этого привлекались лучшие ученые и преподаватели, акцент делался именно на человеческий капитал. Это продолжается и по сей день.

«У наших вузов сейчас четыре основных задачи: образование, исследования, предпринимательство и социальная ответственность. И если это есть, вуз будет успешен и востребован. А результат конкурентоспособности определяется тем, чем занимаются его выпускники»

«Конкурентоспособность вуза зависит от его миссии, от того, где именно он видит себя абсолютным лидером. В Петербурге в основном действуют те вузы, которые сказали: мы хотим быть лидерами на мировом рынке. И принципиально важно, что эта задача спускается не “сверху”, а ставится самими вузами», - считает председатель Совета ректоров.

Он убежден, что никакие западные рейтинги не определяют истинную конкурентоспособность вуза, поскольку они нацелены на англо-саксонскую модель. А надо говорить о рейтингах будущего.

«Мы видим, что идет снижение влияния государства на вузы. Больше внимания уделяется привлечению высшего образования к реальному сектору экономики - именно там идет подготовка кадров. Должна быть не просто генерация, а коммерциализация новых знаний. Это определенная экосистема при подготовке кадров - так называемые “университеты 3.0”, вузы нового поколения, отходящие от вековых установок высшей школы и нацеленные на коммерциализацию внутренних проектов вуза и выводу их на рынок. Это так называемые предпринимательские университеты», - рассказывает Владимир Васильев.

Сейчас уже возникают и университеты 4.0, которые ставят также задачу социальной ответственности. Они отвечают не только за собственные успехи, но и за региональное развитие. Но такие вузы у нас пока только в проекте.

«Таким образом, у наших вузов сейчас четыре основных задачи: образование, исследования, предпринимательство и социальная ответственность. И если это есть, вуз будет успешен и востребован. А результат конкурентоспособности определяется тем, чем занимаются его выпускники», - считает Владимир Васильев.

Андрей Рудской: «Образование не может быть местечковым»

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской убежден, что образование (особенно инженерное) не может рассматриваться на уровне местечкового подхода. Сейчас главное - получение для мирового сообщества специалистов, способных быстро войти в любую тему.

«Повышение конкурентоспособности вузов - это создание такой среды, которая адекватно воспринимается мировым образовательным сообществом, - считает Андрей Рудской. - Чтобы наши студенты были своими в зарубежных вузах, а иностранцы не чувствовали себя чужеродными у нас».

Ректор Политеха убежден, что вузам никогда не угнаться за предприятиями. Следовательно, должны быть контакты с фирмами, производствами вкупе с интеграцией туда вузовских знаний и лучших практик

При этом ректор Политеха убежден, что вузам никогда не угнаться за предприятиями. Следовательно, должны быть контакты с фирмами, производствами вкупе с интеграцией туда вузовских знаний и лучших практик.

«Я не берусь критиковать двухуровневую систему образования (бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). - Прим. ред.), самостоятельные уровни высшего образования. Каждый из них предполагают государственную итоговую аттестацию. Раз приняли ее - значит, надо работать с ней. Но структура осталась старой, нацеленной под специалитет. Никогда высшее образование не будет прогрессивным, пока у завкафедрой вместо задачи поиска лучших практик будет стоять задача, чем занять преподавателей. У нас средний возраст профессуры - 70 лет, доцентуры - 60 лет. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы приглашать преподавателей из-за рубежа. Первые три года в Политехе преподавание вообще велось только на английском и немецком языках, потому что все преподаватели были иностранцами. Мы продолжаем набор наиболее актуальных специалистов, в том числе русскоговорящих, в свое время уехавших из страны наших выпускников. Кроме того, необходим переход на модульную систему, такую вертикаль, когда есть специалисты по каждому модулю - автономному организационно-методическому блоку, содержание и объем которого строится в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации и желания обучающихся».

По мнению Андрея Рудского, РАН тоже сейчас находится в непростом положении, ее влияние на экономику упало. Исчезли профильные НИИ, и, по сути, ниша новых технологий пуста. Если это не восстановить, страна останется без будущего.

«Конкурентоспособный вуз - тот, который выпускает инженеров XXI века, системных менеджеров на уровне мировых стандартов. Это вуз с безусловным авторитетом и имеющий социальную ответственность», - убежден ректор Политеха.

Владимир Павлов и Елена Горбашко: «Востребованность на рынке труда - показатель качества вуза»

Проректор по учебной работы ЛЭТИ Владимир Павлов убежден, что главное - подготовка выпускников, которые будут успешными в жизни. При этом он считает, что 4-6 лет обучения в институте - это не тот срок, в течение которого можно подготовить специалиста.

«Главное - профориентация, потому что если человек изначально не хочет работать по той специальности, которую получает в вузе, то успешным он не будет»

«Главное - профориентация, потому что если человек изначально не хочет работать по той специальности, которую получает в вузе, то успешным он не будет. Мы, со своей стороны, должны гарантировать, что у нас есть специалисты, которые хотят и могут подготовить тех, кто хочет и может потом успешно работать. Это должно быть партнерство - когда один дает знания и умения, а другой хочет и может их получать», - считает Владимир Павлов.

Проректор говорит, что в 2016 году к ним в вуз придут те, кого начали приглашать еще в 7-8 классах. ЛЭТИ готов принять на бюджетное отделение первого уровня 1350 человек, на второй уровень - более 700 человек и около 200 студентов-заочников.

Представитель СПб государственного экономического университета Елена Горбашко также считает, что показатель успешности вуза - востребованность выпускников на рынке труда.

«Условия для обеспечения этого - преподаватели и материально-техническая база вуза. В России по-прежнему 53-57% выбирают гуманитарные специальности, и мы должны создать им достойные условия для получения образования».

Трудоустройство выпускников - «дело тонкое»

Как обстоит с трудоустройством выпускников даже самых известных учебных заведений на сегодняшний день? Отвечая на этот вопрос, ректоры заулыбались:

Прием 2016 года ничем не будет отличаться от приема 2015 года, кроме некоторых технических вещей, которые абитуриентов совершенно не коснуться

«Цифры по трудоустройству разные, потому что статистика идет и по данным биржи труда, и по пенсионному фонду, и собственно по самим вузам. Но можно смело сказать, что более 90% (а по некоторым данным - и 95-97%) успешно трудоустраиваются именно по полученной специальности. На это нацелены и кафедры ведущих вузов, работающие с представителями работодателей.

«Большинство наших магистров работают по профилю. Есть немного фрилансеров, но в большинстве основных вузов более 95% трудоустроены по специальности», - утверждают ректоры.

Однако руководители учебных заведений считают, что профессиональная ориентация должна быть государственным делом. «Если мы сами будем ходить по школам и себя рекламировать, то не находимся - ног не хватит, - улыбается Андрей Рудской. - Это вырабатывается традициями, годами. Вопрос в том, что молодежь живет в тех информационных реалиях, которые затем определяют их позицию по жизни. Не надо винить семью и школу, а работать с той аурой, которая есть в жизни».

Приемная кампания в 2016 году не обещает никаких новшеств и изменений.

«Отвечу очень коротко: прием 2016 года ничем не будет отличаться от приема 2015 года, кроме некоторых технических вещей, которые абитуриентов совершенно не коснуться», - заверил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии