Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

Илья Райчик: «Со спайсами борются добровольцы, а не правоохранители»

 Руководитель оперативного подразделения Молодежной службы безопасности рассказал Ok-inform о том, почему курительные смеси попадают на петербургский наркорынок, кто ими торгует, и почему так сложно остановить их распространение

Все знают, что курительные смеси, в народе именуемые «спайсы» (от названия наиболее распространенного бренда - Spice), - это наркотики. Знают это и потребители, которые на них довольно быстро подсаживаются, и распространители, торгующие через интернет и на стационарных точках, и борцы с наркоманией. Правда, последние, из-за несовершенства российского законодательства не могут пресечь торговлю «спайсами» раз и навсегда. Поэтому на борьбу с курительными смесями выходят общественники и активисты.

«Спайс» - синтетика, продаваемая под видом легального натурпродукта

- Мы не хотим, чтобы наших детей захлестнула волна наркомании, которая была в России в 90-х годах, - говорит руководитель оперативного подразделения Молодежной службы безопасности Илья Райчик. - Тогда правоохранители тоже не знали, как бороться с наркомафией. И пока они разрабатывали план этой борьбы, слишком многие стали наркозависимыми, слишком многие погибли, и проблема приобрела огромный масштаб.

Обкурившись, люди выпрыгивают из окон, не могут себя контролировать, сходят с ума, задыхаются…

Главная опасность «спайсов», по словам Ильи Райчика, в том, что они продаются под видом легального продукта, и у их потребителей нет ощущения, что они совершают противоправные действия. Подростков и молодежь уверяют, что курительные смеси и аромомиксы - это натуральный продукт растительного происхождения, который позволяет человеку расслабиться и испытать новые ощущения. А на самом деле, «спайсы» - это синтетические каннабиноиды.

- Берется любая аптечная трава, ромашка, например. Вымачивается в растворе химического порошка и спирта. И главное действующее вещество в «спайсах» - синтетика серии JWH, разработанная американским химиком Джоном Хаффманом и производимая, как и большинство медицинских наркотиков, в Китае. Ее влияние на организм человека не изучено, поскольку не пройдена медицинская апробация. Но и без исследований ясно, что эта штука вреднее и сильнее, чем конопля и гашиш, - дольше действует, быстрее вызывает зависимость и имеет больший риск передозировки. Обкурившись, люди выпрыгивают из окон, не могут себя контролировать, сходят с ума, задыхаются… Волну подростковых самоубийств некоторые специалисты связывают именно с употреблением «спайсов», - объясняет Илья Райчик.

Бороться грубыми методами - нельзя, а законно - не столь эффективно

Прокуратура Петербурга посоветовала нам действовать цивилизованно, в рамках правового поля.

Оперативное подразделение Молодежной службы безопасности образовалось в апреле 2013 года из активистов петербургского отделения Молодежного антинаркотического спецназа (МАС).

- МАС зародился в Москве в 2010 году, а прекратил свою деятельность в апреле этого года, добившись своей главной цели - рассказать обществу о проблеме «спайсов». В столице эта проблема всегда стояла острее, чем в Петербурге. Там на одну станцию метро приходится 2-3 точки распространения «спайсов», плюс местами отравой торгуют из машин, - говорит Илья Райчик. - Из-за бездействия московских полицейских общественники стали бороться с распространителями «легальных наркотиков», как преподносятся «спайсы», самостоятельно. Их методы, скажем прямо, были на грани закона - облить дилера краской и обсыпать перьями, разгромить ларек, в котором торгуют смесями, и так далее. Появившись в Питере в конце 2012 года, когда масштабы распространения «спайсов» в нашем городе стали пугающими, МАС провел ряд аналогичных акций. За пару месяцев нам удалось сократить число стационарных точек продажи «спайсов» с 12 до 4. Однако прокуратура Петербурга посоветовала нам действовать цивилизованно, в рамках правового поля, чтобы, борясь с беззаконием, мы сами не стали объектами уголовного преследования. В итоге мы изменили тактику, и сейчас сотрудничаем с Молодежной службой безопасности, прокуратурой и наркополицией.

Месячная прибыль одной точки продажи курительных смесей - 5 млн рублей

Сегодня общественники, как правило, производят гражданское задержание продавцов «спайсов» в Петербурге. Выслеживают их, производят контрольную закупку, после чего зовут полицию.

Задержанные продавцы пару дней просидели в полиции, дали кое-какие показания. А потом их выпустили.

- Как показывает практика, чтобы пресечь открытие новых точек продаж «спайсов», нужно каждый день устраивать совместные рейды ФСКН, полиции и других контролирующих органов, но на это у органов не хватает сил, - говорит Илья Райчик. - Разовые операции приносят больше вреда. Например, не так давно мы с наркополицией за два дня закрыли в Петербурге три точки и изъяли 900 граммов курительных смесей, то есть 9 тысяч разовых доз. Задержанные продавцы пару дней просидели в полиции, дали кое-какие показания. А потом их выпустили. Потому что большинство продавцов «спайсов» - нелегальные мигранты. Почувствовав безнаказанность, торговцы курительными смесями принялись работать с еще большим «энтузиазмом». И через полтора месяца вместо 8 стационарных точек распространения «спайсов» мы получили 17.

По подсчетам активистов, чистая прибыль одной точки распространения «спайсов» в месяц составляет около 5 млн рублей (с вычетом зарплаты продавцам и арендной платы). Потому что один граммовый пакетик курительной смеси стоит в районе 1000 рублей при его себестоимости– 30 рублей, а за день продается около 200 граммов.

Русские законодатели не поспевают за китайскими химиками

- Сейчас, по нашим данным, в Петербурге действует 17 стационарных точек продажи «спайсов», плюс дилеры работают по звонкам и интернет-заказам, и проблема в том, что закрыть их раз и навсегда не получается, - объясняет Илья Райчик. - Распространителей отпускают из полиции, поскольку им нечего предъявить, и они вновь начинают травить молодежь.

Торговцам смертью под названием «спайс» нечего предъявить потому, что курительные смеси не входят в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, свободный оборот которых запрещен на территории России.

Коррупционная составляющая велика, и информация о том, что тот или иной «спайс» скоро запретят, быстро доходит до поставщиков, и они начинают торговать аналогичным продуктом из Китая с измененной формулой.

- Джон Хаффман придумал около 400 разных формул синтетических каннабиноидов. В России пока запрещено порядка 50. Чтобы внести тот или иной вид курительной смеси в реестр запрещенных веществ, требуется от 4 до 6 месяцев, поскольку необходимо провести его исследование и получить согласование в более чем 20 институтах. Коррупционная составляющая велика, и информация о том, что тот или иной «спайс» скоро запретят, быстро доходит до поставщиков, и они начинают торговать аналогичным продуктом из Китая с измененной формулой. Даже объявления об этом на своих сайтах делают. Мол, везем новое, потому что старое через месяц запретят, и даже распродажи остатков со склада устраивают.

Сейчас глава ФСКН Виктор Иванов предлагает ускоренный способ запрета новых наркотиков с помощью полугодового «права вето», посредством которого наркополицейские смогут запрещать распространение наркотических веществ на время, пока идут их исследования и согласования, необходимые для внесения в перечень наркотиков.

- Но пока Госдума не приняла инициированный ФСКН закон, главная надежда - на активность граждан, которые извещают нас о появлении новых точек распространения отравы, - говорит Илья Райчик. - А еще на то, что продавцов психотропных веществ пока можно привлекать по другим административным и уголовным статьям.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии