Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Скорая помощь: спасти или сохранить?

 Фото: Сергей Артемьев Фото: Сергей Артемьев Лето - затишье в поликлиниках и время «Ч» для службы скорой помощи. Кто решает, какую бригаду послать к пациенту, почему приезжают «не те» врачи и как правильно звонить по «03»?

«Доктор, у меня „это“»

Первая в России станция скорой помощи появилась в Санкт-Петербурге в 1899 году. Сейчас Городская станция скорой медицинской помощи (ГССМП) – это 5 тыс. человек, 180 круглосуточно работающих бригад, более 300 бригад при поликлиниках (по-старому, неотложек) и 64 бригады, дежурящие в пригородах. За сутки Городская станция принимает 5-7 тысяч вызовов, в жару количество обращений возрастает. При этом сколько ни внушай нашим гражданам разницу между скорой и неотложкой, большинство все равно звонит по «03» и страшно обижается, если диспетчер отказывается немедленно выслать бригаду «на головную боль» и советует перезвонить в местную неотложку (скорую помощь при поликлинике).

Человеку проще набрать две цифры на телефоне, чем дойти до лечащего врача или позвонить в круглосуточную неотложку

«В жару едва ли не каждое третье обращение по телефону «03» - на боли в сердце, повышение давления, головную боль, обморок, - рассказывает фельдшер скорой помощи Татьяна Н. – Причем чаще всего звонят из дома хронические больные, то есть люди, уже давно страдающие определенными заболеваниями и, как правило, отлично знающие, что им надо делать при повышении давления или тахикардии. Но человеку проще набрать две цифры на телефоне, чем дойти до лечащего врача или позвонить в круглосуточную неотложку.

«Существует перечень состояний, при которых следует или помещать пациента в больницу, или отправлять лечиться дома, - рассказывают организаторы здравоохранения. - Но выбор в любом случае остается за врачом. Одно и то же заболевание каждый человек переносит по-разному. Одному не обойтись без стационарного наблюдения, а другому можно лечиться дома. О существовании нормативов на госпитализацию врач даже знать не будет, поэтому перед ним не будет угрозы „перебрать“ или „недобрать“ пациентов в больницу».

Повод к вызову экстренной помощи - все состояния, связанные с угрозой жизни. Повод к вызову неотложной - состояния без явной угрозы для жизни. Кроме того, именно скорая выезжает на все ЧС, случившиеся с человеком вне дома. Однако с вступлением в январе 2014 года нового порядка оказания скорой, в том числе специализированной медицинской помощи населению в системе произошел если не открытый перелом, то серьезный вывих точно.

Скорая или очень-очень скорая помощь?

Дело в том, что ненавидимый многими медиками скорой приказ № 388 фактически под одну гребенку причесал региональные, областные, городские службы скорой помощи, сделав упор на фельдшерские бригады и фактически уничтожив гордость экстренной медицины - специализированные службы: акушерские, неврологические, токсикологические бригады скорой помощи. Из специализированных служб пока держатся только психиатры и кардиологи.

Скорая помощь может вообще превратиться в некое бесплатное такси с красным крестом и набором из дорожной аптечки

Кроме того, медиков серьезно озадачил предложенный новый принцип формирования бригад. Взамен сокращенных врачебных экипажей вводятся так называемые облегченные бригады в составе фельдшера и фельдшера-водителя или санитара-водителя. Также определен новый перечень состояний, при которых показана госпитализация, а при которых можно и дома перетерпеть. Кроме того, год назад вступил в силу Порядок оказания скорой помощи. Он действует на всей территории РФ. И вот это действительно самая серьезная проблема на сегодняшний день, по словам руководителей здравоохранения. Этот Порядок разделяет скорую помощь на экстренную и неотложную. То, что произойдет, некоторое время назад предположил главный врач ГССМП Петербурга Алексей Бойков:

«Как фельдшер по приему вызовов - человек со средним медицинским образованием, разговаривая при этом по телефону и не видя больного (а зачастую вызывает даже не родственник, а случайный прохожий), должен определить, какая бригада должна ехать к больному - скорая или неотложная? Казалось бы, зачем определять по телефону? Поезжайте и разбирайтесь! Но новый Порядок определяет, что вызов по неотложной форме выполняется только тогда, когда нет вызовов по экстренной форме. Но, например, боль в животе - это просто живот болит или травма с угрозой жизни? И вот это все фельдшер должен определить по телефону, не ошибиться и послать нужную бригаду. Если, конечно, такая есть».

Понос, рвота, кровоизлияние?

Новая система оплаты работы медиков скорой помощи предполагает, что зарплата рассчитывается исходя из количества сделанных вызовов, то есть буквально как раньше в милиции - за «палки». И неважно, что на насморк или понос вынуждена ехать спецбригада с космическим оборудованием.

Только в 20% случаев требуется «голова врача»

«Мы делаем по 15 вызовов за сутки при норме 7-8, - рассказал ОК-inform информированный источник в ГССМП. - А куда деваться: иначе останемся без денег от ОМС. Кроме того, из-за сокращения специализированных бригад мы фактически превратились в универсалов: сейчас лечим дизентерию, а через час едем к пациенту с инфарктом. На наш взгляд, специализация все равно должна быть. Зачастую необходимо ведь не только довезти пациента до больницы или просто облегчить состояние. Требуются квалификация и ответственность специалиста, причем очень часто - узкого. Нельзя быть профессионалом во всех отраслях медицины. Фельдшер поймет, что случилось что-то, например, с мозговым кровообращением. А что? Инсульт, травма, отек, опухоль? Кто будет отвечать? Точно не фельдшер, потому что он - средний медицинский персонал, и степень ответственности у него иная. Отвечать будет или врач в приемном покое, которому привезли больного со значительным опозданием, либо диспетчер, недооценивший ситуацию».

Впрочем, как считают многие медики в регионах, обе столицы «с жиру бесятся». В провинции ничего не сокращали, потому что сокращать было нечего. Например, в таком крупном регионе, как Ленинградская область (как и во многих других) вообще нет специализированных (психиатрических, кардиологических, акушерско-гинекологических, кардиореанимационных, токсикологических) бригад. Там обходятся исключительно силами среднего медперсонала. Во-первых, потому, что скорая строится по определенному территориальному принципу - например, одна бригада на 400 тыс. населения. Поэтому в Петербурге, например, специализированные бригады раскиданы по мегаполису, чтобы можно было прибыть вовремя, а в области создать такое нереально. И некоторые уверяют, что и ненужно.

Повод к вызову экстренной помощи - все состояния, связанные с угрозой жизни

Например, заведующий Гатчинской станцией скорой помощи Сергей Новоселов привел такие данные: «Мы анализировали структуру вызовов скорой помощи. Выяснилось, что только в 20% случаев требуется „голова врача“. Практика доказала, что во всех остальных случаях с объемом догоспитальной экстренной помощи вполне справляются фельдшеры. В масштабах России они выполняют около 60% объема работы скорой. В сложных ситуациях всегда можно проконсультироваться со старшим врачом смены».

Многие врачи опасаются, что, если и дальше так пойдет, скорая помощь может вообще превратиться в некое бесплатное такси с красным крестом и набором из дорожной аптечки. Говорят, что мы идем по пути Америки. Но нужна ли нам такая Америка?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии