Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Налог на тунеядцев прошел «пилотный» этап

 Советский плакат Советский плакат В последние годы мы привыкли читать в криминальных сводках отчеты вроде «группа преступников-кавказцев отобрала у безработного Б. сумку с десятью миллионами рублей». Или - «в Москве, на Садовом кольце, у неработающей Л. угнан внедорожник Range Rover стоимостью 4 млн рублей». При этом вопрос, где безработный взял такую кучу денег или элитный джип, даже не встает

Все понимают: речь идет либо о богатых рантье (людях, живущих на проценты от капитала или сдачи дорогой недвижимости), либо о «теневиках» - бизнесменах, не желающих показывать свой доход государству. Похоже, такие сводки уже второй год не дают спокойно спать чиновникам Роструда и Минтруда, желающим вывести «неучтенные» доходы из тени.

История трудной борьбы

Эпопея вокруг темы «наказания для тунеядцев» началась год назад - 26 мая 2015-го в Роструде впервые предложили взимать социальный платеж с безработных. Тогда в ведомстве пояснили: якобы поручение о снижении нелегальной занятости на 30% поступило от правительства РФ. А цель проекта - легализовать более 4 млн работников «теневого» рынка труда, который оцениваются почти в 30 млн человек.

26 мая 2015-го в Роструде впервые предложили взимать социальный платеж с безработных. Тогда в ведомстве пояснили: якобы поручение о снижении нелегальной занятости на 30% поступило от правительства РФ.

Инициатива вызвала бурную дискуссию в обществе. Ее сторонники кричали: мол, кто не работает, тот должен за это платить. А противники - что «негоже возрождать советские практики, да еще на фоне растущей безработицы». Ни к каким законодательным мерам инициатива Роструда тогда не привела.

В сентябре-2015 власти сразу нескольких регионов поддержали законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за уклонение от трудоустройства более шести месяцев, назвав эту меру «своевременной и актуальной». Но и на этот раз никаких законов против тунеядцев Госдумой принято не было.

В декабре прошлого года свою лепту в борьбу с богатыми тунеядцами решил внести депутат ЗС Петербурга Андрей Анохин. Он внес в городской парламент инициативу наказывать россиян, которые совершают крупные покупки и не имеют официальных источников дохода, исправительными работами на срок от 3 месяцев до 3 лет. Контролировать расходы граждан Анохин предлагал налоговикам. Обращение ЗакСа по этому поводу ушло в Госдуму - и вновь не принесло видимых результатов.

Наконец в нынешнем мае «антитунеядскую» инициативу вытащил из-под сукна замминистра труда Андрей Пудов, который заявил:

- У наших белорусских коллег произошли серьезнейшие новации. Они ввели налог для трудоспособных граждан, которые не работают и не платят страховых взносов. Если тунеядцы платят налог в Белоруссии, то могут платить его и в России. Мы пока обсуждаем эту тему.

По примеру Батьки

Сторонники «антитунеядского» закона почти всегда ссылаются на «успешный опыт Белоруссии». Весной 2015-го там вступил в силу указ президента Лукашенко - по нему граждане, проработавшие менее шести месяцев в течение года, обязаны уплатить государству сбор в размере 3,6 млн белорусских рублей (около 12 тысяч российских).

- Брать за основу опыт Белоруссии еще рано - ведь там еще даже не проанализировали эффективность нового налога. С точки зрения государства, такой налог - неэффективный инструмент, - считает доцент кафедры Российского экономического университета Руслан Абрамов (federalpress.ru). - Всех неработающих можно условно разделить на две части: тех, кто не может найти работу, и «теневиков». Последних - большинство, и налог рассчитан в первую очередь на них. Но даже если в России размер «налога на тунеядство» будет больше, чем в Белоруссии, то эти деньги все равно не остановят тех «теневиков». Им проще заплатить за то, чтобы потом весь год официально не работать. Беда в том, что эта инициатива очень раздражает население России, - заявил эксперт.

Жестко, по-советски

Старшее поколение россиян прекрасно помнит: с «бездельниками, тунеядцами и паразитами» в СССР начали борьбу задолго до появления знаменитой «статьи за тунеядство». Еще в послевоенные годы, при позднем Сталине, вышел указ «О мерах борьбы с антиобщественными и паразитическими элементами». Бродяг и безработных, не желавших честно трудиться на фоне общего дефицита рабочих рук в стране, десятками отправляли в колонии и высылали за 101-й километр от крупных городов.

В 1961-м, уже при Хрущеве, по 209-й статье УК РСФСР к ответственности привлекали только тех, кто не работал более четырех месяцев в году.

В 1961-м, уже при Хрущеве, законы против тунеядцев стали мягче: по 209-й статье УК РСФСР к ответственности привлекали только тех, кто не работал более четырех месяцев в году. Трудиться их заставляли принудительно: поначалу высылали в совхозы «на подмогу аграриям». А с 1965-го, после многочисленных жалоб колхозников на качество «рабочей силы», трудоустраивали по месту жительства.

К тунеядцам приравнивали не только «асоциальные элементы»: алкоголиков, бомжей и попрошаек. Трудиться заставляли даже советскую богему - например, нобелевскому лауреату Иосифу Бродскому пришлось больше года проработать с архангельскими крестьянами. Но в 1991-м борьба с тунеядством закончилась - на смену ей пришло понятие «безработица», прописанное в законе «О занятости населения», и победить ее не удалось до сих пор.

Кстати, у самих россиян отношение к «тунеядцам и паразитам» неоднозначное. Согласно недавним соцопросам, проведенным ВЦИОМ, 45% населения России уверены в необходимости принятия закона о тунеядстве. Правда, за введение закона выступили в основном пенсионеры и сторонники КПРФ. Против введения любых наказаний для неработающих выступили 46% опрошенных. При этом 45% россиян определяют тунеядство как «отсутствие работы без уважительной причины» или «нежелание трудиться». 21% респондентов назвал тунеядцами всех безработных, а 8% - всех, «кто живет за чужой счет».

Эксперты: за и против закона

- Именно в «теневом» секторе ведется большая часть антиобщественной деятельности - там процветает наркобизнес, торговля людьми, проституция. Это подрывает устои государства, и с помощью одного платежа с этим не разобраться. Новая мера затронет и россиян, живущих на проценты или дивиденды, не устраиваясь на работу. Это - тоже ненормальный образ жизни: если у человека руки, ноги и голова на месте, то он должен работать, - считает экономист, доктор наук Валентин Катасонов (ng.ru). - Статья за тунеядство, введенная в СССР, была правильной. Она не давала людям заниматься антисоциальной деятельностью и получать от нее доходы. Но главное - поддерживала в них минимальный уровень человеческого. В США я видел людей, в третьем поколении живущих «на вэлфер» - они вообще не знают, что такое труд. Их даже сложно назвать людьми, это какие-то человекоподобные существа, - заключает эксперт.

- В США я видел людей, в третьем поколении живущих «на вэлфер» - они вообще не знают, что такое труд. Их даже сложно назвать людьми, это какие-то человекоподобные существа, - говорит Катасонов.

Многие аналитики уверены: проводить параллели между нынешней инициативой Минтруда и советским опытом неуместно. Ведь сейчас власти намерены использовать наказание за тунеядство в качестве не карательной меры (как в советское время), а фискальной - чтобы пополнить дефицит бюджета. И главная задача - даже не в ликвидации «теневого» сектора занятости, а в элементарном латании дыр в казне. Во многом поэтому идея и была выведена в публичную плоскость.

- Социальный платеж - это не налог на тунеядство, а налог на бедность, - считает политолог Михаил Делягин. - С утилитарной точки зрения соцплатеж выглядит так же абсурдно, как и с точки зрения соблюдения прав человека. Допустим, обложат налогом всех безработных - исходя из того, что, если человек не работает, то он - преступник, занятый в «теневом» секторе. Но налоги в Фонд оплаты труда у нас очень высоки - социальные взносы составляют 30%, а с того, что остается, государство забирает еще 13%. «Платеж за тунеядство» будет куда меньше, чем эти отчисления. И «теневики» предпочтут заплатить его, чтобы откупиться. Другой вариант - массовый переход на серую зарплату: «показывать» будут минимальный ее размер, а остальное все равно выплачивать в конвертах, - считает Делягин (1prime.ru).

Аналитики напоминают: в СССР лентяев наказывали за то, что они перекладывали свою работу на других по ходу строительства коммунизма. В современной России вместо дефицита рабочих рук - массовые сокращения на предприятиях. Так что проблему массового уклонения от налогов на «теневом» рынке труда решать нужно другими методами.

- Нужно устранить причину, которая заключается совсем не в лени россиян. Просто работать в открытую по сегодняшней «плоской» шкале налогообложения невыгодно и бизнесу, который отчисляет треть от фонда оплаты в бюджетные фонды, и работникам, теряющим 13% из-за подоходного налога. Если перейти к прогрессивной системе налогообложения, то уклоняться тем, кто получает зарплату в два прожиточных минимума, станет незачем. Реальных «уклонистов» будет проще поймать - ведь богатых куда меньше. А сумма, которую получит с них государство по суду, с лихвой покроет все расходы. Пока же чиновники подходят к вопросу не с той стороны, - резюмирует Делягин.

При том, что большинство политиков и экономистов считают идею абсурдной, эксперты уверены: «наказание для тунеядцев» через пару-тройку лет все равно превратится в законопроект. Ведь этап «прощупывания почвы» властями можно считать законченным: сегодня россияне уже привыкли к идее карать неработающих и даже во многом поддержали ее в ходе опросов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Максим, оператор автораскроя, 28 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии