Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Чем опасен «прецедент Хорошавина»

 Фото: Евгений Биятов/РИА Новости Фото: Евгений Биятов/РИА Новости На днях Горсуд Южно-Сахалинска удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ и взыскал в доход государства имущество и деньги на общую сумму 1,1 миллиарда рублей. Все это «забыл» задекларировать обвиняемый во взяточничестве экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Под изъятие попали квартиры, дом и земельные участки, которые экс-чиновник пытался скрыть, записав на супругу и сына

Судя по заявлениям силовиков, теперь Генпрокуратура рассчитывает поставить такие конфискации «на поток». К чему может привести очередная «экспорприация экспорприаторов», выяснял ОК-информ

Показательная порка

Возглавляющий с 2007 года Сахалинскую область Александр Хорошавин стал первым в новейший истории России главой региона, которого силовики задержали прямо на рабочем месте. Раньше проштрафившихся губернаторов сначала снимали с работы, а уж затем прокуроры решали вопрос об их наказании. Хорошавин стал пионером и по части конфискации - никогда ранее Кремль не обходился столь сурово с губернаторским имуществом, причем не только с личным хорошавинским, но и с имуществом его родственников. Сегодня можно с относительной уверенностью говорить: после завершения процедуры семья Хорошавина из разряда «тайных богачей» вполне может перейти в когорту «официальных бедняков».

Александр Хорошавин стал первым в новейший истории России главой региона, которого силовики задержали прямо на рабочем месте. Раньше проштрафившихся губернаторов сначала снимали с работы, а уж затем прокуроры решали вопрос об их наказании

Претензии силовиков к экс-губернатору Хорошавину, с одной стороны, вряд ли могут считаться оригинальными - разумеется, для российских условий работы региональных госчиновников. Да, Хорошавин руководил небольшим успешным регионом, в котором активно работает «Роснефть» и другие энергогиганты. Да, в регионе относительно много денег, и его глава, по всей видимости, получал большие взятки «за услуги». Да, расходы семьи Хорошавиных даже близко не соответствуют доходам. Но, простите, такие же или похожие претензии можно предъявить к каждому второму главе региона РФ, просто внимательно изучив их свежие декларации о доходах. Судя по ним, жены и дети чиновников - сплошь миллионеры и даже миллиардеры, просто из чувства сострадания живущие под одной крышей с бедствующим главой семьи.

Первое, что приходит на ум при ответе на вопрос «Почему Хорошавин стал крайним?» - масштаб «нажитого непосильным трудом». Для того чтобы оценить его, достаточно взглянуть на список имущества губернаторской семьи, переведенного в доход государства. В нем оказались четыре квартиры в Москве (на Ленинском и Мичуринском проспектах, а также Университетской улице) общей площадью 596 квадратных метров и шесть машино-мест. Особняк в Одинцовском районе Подмосковья площадью более 900 «квадратов», плюс четыре земельных участка на Рублевском шоссе общей площадью более двух гектаров.

Там же - шесть машин, в том числе Bentley Continental, Bentley Mulsanne, Mercedes и Lexus. Несколько сотен (!) эксклюзивных ювелирных изделий, в том числе инкрустированная бриллиантами ручка и 195 коллекционных часов от Breguet, Rolex, Vacheron Constantin и Patek Philippe. Кроме того, в доход государства пойдут деньги со счетов экс-губернатора, а также наличные, хранившиеся у него дома - более 280 миллионов рублей, 6 миллионов долларов (в нераспечатанных банковских упаковках), 389 тысяч швейцарских франков, 727 тысяч евро и 218 тысяч фунтов.

Согласитесь, список поражает воображение не только обилием материальных богатств, но, прежде всего, каким-то бесстыдством и даже бездумностью потребления элитных товаров. Все, кто знал Хорошавина до ареста, в один голос говорят: экс-губернатор очень любил наручные часы, пристально рассматривал «котлы» на руках партнеров по переговорам. Но мастер-часовщик, обслуживавший губернаторскую коллекцию, скупо констатировал - в часах чиновный коллекционер особо не разбирался. Просто покупал самое дорогое, что нашел в часовом каталоге. Примерно так же дело обстояло и с машинами, квартирами и прочим. «Самое дорогое - значит, самое хорошее». Машина - так «Бентли», участок - так на Рублевке и т. д.

Такие же или похожие претензии можно предъявить к каждому второму главе региона РФ, просто внимательно изучив их свежие декларации о доходах. Судя по ним, жены и дети чиновников - сплошь миллионеры и даже миллиардеры, просто из чувства сострадания живущие под одной крышей с бедствующим главой семьи

Хорошавина арестовали в марте прошлого года, и его дело еще даже не передано в суд, поэтому экс-губернатор до сих пор сидит в следственном изоляторе. Впрочем, заранее легко догадаться, что приговор ему будет максимально суров, ведь дело Хорошавина - по сути, показательная порка. Прежде всего - для других губернаторов и их приближенных, привыкших чувствовать себя даже не царьками, а полноценными владыками в своих вотчинах. И, как следствие, стремящихся «подгрести под себя» все мало-мальски ценное, чем богаты подведомственные земли.

На примере сахалинского губернатора его более удачливые коллеги могут убедиться и в другом - в случае ареста не помогают даже самые высокие связи «в верхах». Ведь «всемогущий Хо» (как за глаза называли его в области) в бытность главой региона был «на короткой ноге» и с экс-главой «Роснефти» Игорем Богданчиковым, и с нынешним боссом компании, некогда «правой рукой» Владимира Путина Игорем Сечиным. Он же лично принимал первых лиц государства во время их визитов на Сахалин, накрывал сказочно богатые столы, лично водил для них экскурсии по полуострову. Но все это не спасло Хорошавина ни от тюрьмы, ни от изъятия у него богатств.

О том, что спуску Хорошавину от Кремля не будет, стало ясно уже после демонстративного ареста. А по мере того, как продвигалось следствие по его делу, тучи над головой сахалинского главы только сгущались. «Прецедент Хорошавина» даже отдельно обсуждался в ходе «Прямой линии» с президентом РФ, где спонтанных вопросов - единицы.

- Никакого смягчения в работе по «резонансным» делам о коррупции не будет, - заявил президент Владимир Путин, отвечая сахалинцам на вопрос о «деле Хорошавина». - Идет тщательная работа по данному делу, и никакого смягчения соответствующего наказания, если он того заслуживает, не будет. Можете в этом абсолютно не сомневаться, - отрезал президент.

«Экспроприация экспроприаторов»?

Ситуация, при которой экс-губернатор больше года сидит без суда в СИЗО и при этом еще до вынесения приговора лишается всего имущества, выглядит странно. Но все же находится вполне в рамках правового поля. А вот что касается самого процесса отъема ценностей, то у адвокатов нашлась к нему масса претензий.

На «балансе» жены Ирины Хорошавиной, получившей за четыре года всего 600 тысяч рублей, оказались две квартиры в Москве, два машино-места и два автомобиля Lexus, суммарно оцениваемые в 81 млн рублей

- Обращение в доход государства всех ценных вещей, транспорта, денег, недвижимости и т. д., принадлежащих супруге и взрослому сыну Хорошавина, может стать неприятным и, на мой взгляд, незаконным прецедентом, - говорит адвокат Иван Миронов (echo.msk.ru). - До сих пор государство обращало к взысканию только имущество несовершеннолетних детей (сын Хорошавина достиг совершеннолетия до того, как отец стал губернатором). Это распространялось на ценные бумаги, акции, недвижимость и транспортные средства. Но по закону ни деньги, ни часы не могут быть обращены в доход государства! Кто-то скажет: мол, часы - это предметы роскоши, почему бы их не забрать? Позвольте, но в таком случае вставленные зубы (которые подчас дороже иных часов) - тоже предмет роскоши? И где гарантия, что, если суд удовлетворил незаконное требование Генпрокуратуры и пустил по миру родных опального губернатора, то у отпрысков других чиновников, потерявших доверие Кремля, не начнут массово забирать в том числе искусственные зубы и органы? Это что - «экспроприация экспроприаторов»?! Кстати, в отличие от большинства госчиновников, чьи жены и дети превратились в «выдающихся предпринимателей», Хорошавин пришел на госслужбу из бизнеса. Но следствие так и не смогло найти ни одной компании, прямо или косвенно принадлежащей Хорошавину или членам его семьи, - заключает Миронов.

- Кажется, прецеденту отъема имущества у семьи Хорошавина можно только порадоваться. Мол, «наконец-то, начался возврат в казну того, что чиновники с соучастниками-бизнесменами из нее «откатили» и «отпилили». Но то, как это делается, совсем не радует, - говорит другой адвокат Владимир Осин (regnum.ru). - В Уголовном кодексе РФ сказано об обращении по решению суда в доход РФ имущества, по которому не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Сын Хорошавина, Илья, в течение четырех лет имел доход 8,5 миллионов рублей, но стал владельцем имущества ценой в 208 миллионов рублей. Но при этом нигде не сказано, что он - чиновник. Или - что он обязан был декларировать свои доходы, или что его собственность нажита криминальным путем. Поэтому отнимать у него все, чем он обладает, не было никаких законных оснований! И тем более - применять к нему закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, их доходам».

По мнению юристов, для того, чтобы и дальше продолжать борьбу с коррупцией, государству необходимо признать преступлением «неправомерное обладание частной собственностью», дополнив соответствующей статьей Уголовный кодекс

На «балансе» жены Ирины Хорошавиной, получившей за четыре года всего 600 тысяч рублей, оказались две квартиры в Москве, два машино-места и два автомобиля Lexus, суммарно оцениваемые в 81 млн рублей. К ней также не может быть применен «Закон о контроле…» Да и к самому Хорошавину его уже применить невозможно - он уже полгода, как не чиновник! Так что у суда просто не было оснований для удовлетворения иска, а само дело создало опасный прецедент. Использовать опыт отчуждения имущества Хорошавина - значит, множить самоуправство, попирая требования Конституции и другие федеральные законы, - заключает адвокат.

По мнению юристов, для того, чтобы и дальше продолжать борьбу с коррупцией, государству необходимо признать преступлением «неправомерное обладание частной собственностью», дополнив соответствующей статьей Уголовный кодекс. Адвокаты родных Хорошавина намерены обжаловать решение горсуда в суде Сахалинской области - и, вполне возможно, делу может быть дан обратный ход.

Генпрокуратура, со своей стороны, намерена поставить отъем имущества у коррупционеров на поток. По данным источников в прокуратуре, если в 2015-м было заявлено 11 имущественных исков к коррупционерам, то в этом году их количество может измеряться десятками. Понятно, что продолжать изымать у вороватых чиновников «нажитое непосильным трудом» необходимо, ведь только страх «потерять все и сразу» может удержать многих из них от миллиардного воровства. Но делать это нужно строго по закону, который, увы, далеко не всегда заменяет собой справедливость.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии