Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Россия избавилась от «проклятья сбитой летчицы»

 Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости Главным событием дня стал обмен украинской летчицы Надежды Савченко на двух российских спецназовцев - Александра Александрова и Евгения Ерофеева, состоявшийся в Ростове-на-Дону. И если наши военные вернулись в Россию без особого пафоса, то встреча «сбитой летчицы» в украинском аэропорту Борисполь вызвала в стране настоящий ажиотаж

Встречать Савченко приехал президент Порошенко и целый ряд украинских топ-политиков, десятки изданий и телеканалов вели прямые теле- и онлайн- трансляции этого события. Прибыв к терминалу и попав в огромное кольцо журналистов, Савченко разразилась трехминутной речью, суть которой сводилась к следующему - она благодарна всем, кто боролся за ее освобождение, и теперь намерена добиваться того, чтобы «украинцы жили достойно». Россия же, по мнению аналитиков, может вздохнуть с облегчением - «проблемы Савченко» для нее больше не существует.

О возможности такого обмена эксперты говорили давно, однако никто не исключал, что он может и не состояться. Тем не менее уже вчера утром стало ясно, что в Кремле все же решили довести процедуру до конца - в первую очередь, в качестве беспроигрышного хода в сложной геополитической игре с Западом. В ночь с 24 на 25 мая состоялись напряженные телефонные переговоры между лидерами «нормандской четверки» (куда входят Россия, Германия, Франция и Украина). А вчера утром президент Путин подписал официальное помилование Савченко, а его украинский коллега Петр Порошенко - помилование Александрова и Ерофеева. Стало ясно, что до обмена остались считанные часы.

В России «дело Савченко» давно стало своеобразным рефреном второго ряда политических новостей. Украинка с имиджем «Солдата Джейн», которую российские силовики обвиняли в корректировке огня украинских батальонов на Донбассе (в результате чего погибли двое журналистов ВГТРК «Россия»), стала в известной степени телезвездой - пусть и со знаком «минус». Большинство россиян запомнили ее такой - коротко стриженная Савченко сидит в КПЗ. Строгие конвоиры загружают мрачную Савченко в автозак. Наконец, в ходе суда приободрившаяся Савченко хамит российскому судье и показывает неприличные жесты журналистам.

В принципе, уже по последним кадрам из суда можно было сделать вывод - «сбитая летчица», получившая 22 года, твердо знала, что в российской тюрьме она долго не просидит. И вовсе не потому, что совершенное ею преступление переквалифицировали на более мягкое. И уж тем более - не потому, что Савченко вдруг осознала всю степень своей вины. Просто на каком-то этапе ее возвращение из российских застенков стало для Украины и ее западных партнеров делом принципа.

Глядя из России, немногие могут представить себе ту степень внимания, которое уделялось Савченко в ведущих мировых СМИ. Солидные издания вроде «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», британских «Гардиан», «Таймс» и «Дэйли Мэйл», а также десятки других долгие месяцы пошагово следили за перипетиями суда над «сбитой летчицей». Ее портреты украшали первые полосы главных изданий мира и интерактивные «задники» ведущих телеканалов. Сотни западных журналистов всего за несколько месяцев сделали из нее жупел - до такой степени, что мем «освободите Надю Савченко» сегодня знает любая американская или европейская домохозяйка, даже изредка поглядывающая в телевизор.

Но главный парадокс в том, что миллионы потребителей информации в Европе и Америке, истово поддерживавшие «Надю» в борьбе с «кровавым путинским режимом», не могли внятно ответить на вопрос - а за что, собственно, Савченко сидит в тюрьме? Все жители Запада, которым ОК-информ задавал такой вопрос, неизменно отвечали что-то вроде «она борется за свободу» или «Надю ненавидит путинская клика». Таков феномен многих нынешних информационных кампаний. В данном случае людям сотни раз объяснили, что «Савченко незаконно осудили и поместили в тюрьму», ни разу не уточнив сути обвинения.

Понятно, что «сбитая летчица» могла быть передана Украине лишь формально - для отбывания своего 22-летнего срока, полученного в РФ (так же, впрочем, как и Александров с Ерофеевым, получившие на Украине по 14 лет). При этом в Кремле прекрасно осознавали, что на Украине Савченко ждет немедленное и пышное освобождение, триумф в парламенте, статус национального героя и выступления на сессиях всех возможных европейских организаций. Недаром президент Петр Порошенко вызвался лично встречать Савченко в аэропорту, прямо у трапа самолета. Компанию ему и родственникам «сбитой летчицы» составила экс-премьер Украины Юлия Тимошенко - ведь Савченко на последних выборах в Верховную Раду стала депутатом от ее партии «Батькивщина» (правда, принять букет из ее рук летчица наотрез отказалась). Нет сомнений, что теперь лично повстречаться с Савченко, пожать ей руку и поулыбаться в камеру захотят все мало-мальски известные на Украине политики - ведь это так полезно для рейтинга.

Но главный парадокс в том, что миллионы потребителей информации в Европе и Америке, истово поддерживавшие «Надю» в борьбе с «кровавым путинским режимом», не могли внятно ответить на вопрос - а за что, собственно, Савченко сидит в тюрьме?

Прибыв из самолета к терминалу аэропорта, Савченко тут же оказалась в плотном кольце украинских журналистов. И сразу же попросила к ней не прикасаться, так как «в тюрьме отвыкла от людей».

- Я хочу попросить прощения у всех матерей, дети которых сидят в неволе, а я - на свободе, - прокричала «сбитая летчица» хриплым, раздраженным тоном. - Да, я не верну мертвых, но я всегда готова положить свою жизнь еще раз на поле боя за Украину! Я сделаю все возможное, чтобы каждый, кто сидит сейчас в неволе, оказался на свободе. Герои Украины не должны умирать! Многим очень выгодно, когда герои - мертвые. Плохо, когда они живы, всем плохо. Но мы будем жить, и герои будут в Верховной Раде Украины - на зависть российской Думе и во славу Украины! Наша Верховная рада будет состоять из тех людей, которые этого достойны. Мы будем жить так, как должны жить люди! Я не знаю, как это сделать, и я не обещаю, что это будет завтра. Но я скажу вам, что готова умереть, чтобы это было, и это будет! - сказала она.

- Благодарю всех за то, что вы боролись за меня. Вы боролись за каждого, кто будет на свободе. Если бы люди не говорили, то политики молчали бы вечно. Хочу сказать спасибо тем, кто желал мне добра, потому что благодаря вам я выжила. Хочу сказать спасибо тем, кто желал мне зла, потому что назло вам я выжила. Хочу сказать спасибо тем, кто был равнодушен - за то, что не мешали, - заявила Савченко. После чего отправилась в Киев в сопровождении украинских чиновников.

Разница в восприятии ее фигуры в России и на Украине - кардинальная. Для Украины Савченко - боевой офицер, воевавший и захваченный в плен на территории собственной страны, депутат парламента и даже возможный кандидат в президенты на будущих досрочных выборах. Для России же «сбитая летчица» - всего лишь наводчица батальона «Айдар», которая убила двоих тележурналистов на востоке Украины, что и установил российский суд.

Для Украины Савченко - боевой офицер, воевавший и захваченный в плен на территории собственной страны, депутат парламента и даже возможный кандидат в президенты на будущих досрочных выборах. Для России же «сбитая летчица» - всего лишь наводчица батальона «Айдар», которая убила двоих тележурналистов на востоке Украины, что и установил российский суд

По мнению экспертов, обмен «Нади Савченко» на двух российских военнослужащих, взятых в плен на Украине, неизбежно вызовет противоречивую реакцию в державно-патриотических кругах в Москве. Еще совсем недавно люди, объявившие себя борцами за национальные интересы, кричали по всем телеканалам, что «убийца журналистов Савченко должна сидеть» и что ее освобождение станет «предательством интересов России». Однако сегодня, когда обмен уже состоялся, обвинять в «предательстве» верховную власть, принявшую такое решение, весьма рискованно.

Если же отключить эмоции, то плюсов для Москвы от этого шага куда больше, чем минусов. Во-первых, теперь у Украины и Запада исчезает один из основных раздражителей, главных поводов для критики России. ПАСЕ, Европарламент и другие международные организации больше не смогут принимать резолюции по «делу Савченко» с осуждением РФ. Во-вторых, возвратились на родину люди, которых Украина называла «российскими военными». Москва это не признавала до последнего - ведь Александров и Ерофеев, с точки зрения законов РФ, никаких преступлений не совершили. При этом долгое время было ощущение, что страна отвернулась от своих попавших в беду граждан. Теперь оно исчезнет.

Наконец, Савченко просто перестанет быть российской проблемой. И, скорее всего, станет проблемой украинской. В статусе национальной героини она пробудет еще несколько недель, но потом эйфория неизбежно пройдет. И президенту Порошенко предстоит решать нелегкую задачу - как встроить в политическую систему Украины популярного, но абсолютно непредсказуемого и радикально настроенного игрока?

Из минусов же освобождения «сбитой летчицы» можно выделить лишь один. «Дело Савченко» тянулось слишком долго, и за это время имиджу России в мире был нанесен серьезный ущерб. В ситуации, когда одна женщина бесстрашно противостоит целому государству, симпатии многих на планете были на стороне женщины - вне зависимости от того, в чем ее обвиняли. Последствия этой истории было необходимо срочно минимизировать. Что, собственно, вчера и произошло.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии