Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Станут ли госзакупки в России прозрачными?

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Подходит к концу год, в начале которого начала действовать новая Федеральная контрактная система (ФКС). Она, напомним, призвана заменить несовершенную систему госзакупок. Ранее все регулировалось 94-ФЗ, с начала этого года - 44-ФЗ. По информации Минэкономразвития, ежегодный объем закупок органов власти различных уровней превышает 8 трлн рублей. Компании с государственным участием, унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения также совершают госзакупки (это регулируется другим законодательным актом - 223-ФЗ). Их объем - более 9 трлн рублей. Итого 17 трлн - таков объем пирога, на который с объяснимым интересом смотрят потенциальные исполнители госзаказа. В том, насколько справедливо он делится, разбирался корреспондент OK-inform

Миллиарды под контролем

Сегодня любой желающий может наблюдать на сайте http://zakupki.gov.ru за тем, как распределяются народные средства. Например, в нашем регионе городской комитет по госзаказу выступает заказчиком строительства Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции «Спасской» до станции «Морской фасад» (в том числе первого пускового комплекса от станции «Спасской» до станции «Большой проспект») на общую сумму 21,3 млрд рублей. 12 декабря 2014 года - последний день подачи заявки.

Одной из важных новинок закона о ФКС стало обязательное обсуждение крупных закупок, то есть закупок на сумму свыше 1 млрд рублей (сумма определена до 2016 года).

Но с этого года за госзакупками можно не просто наблюдать. Одной из важных новинок закона о ФКС стало обязательное обсуждение крупных закупок, то есть закупок на сумму свыше 1 млрд рублей (сумма определена до 2016 года). Эта процедура состоит из двух этапов. «Сначала закупка обсуждается на стадии ее планирования, т.е. размещения в плане-графике заказчика. Затем закупка проходит эту процедуру уже непосредственно на этапе размещения. В обоих случаях принцип общественного обсуждения один: заказчик сначала обсуждает закупку в специальном разделе сайта zakupki.gov.ru, а в случае плана-графика затем еще проводит очное обсуждение с заинтересованными участниками», - поясняют в Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ). По результатам мониторинга миллиардных контрактов, проведенного НАИЗ, за первую половину 2014 года на форуме официального сайта для общественного обсуждения было размещено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 млрд рублей. Из них 79 прошли обсуждение на стадии планирования, а 59 - на обеих стадиях: и планирования, и размещения.

В этой связи интересны итоги опроса, который в этом году провел портал SuperJob среди своих пользователей. В исследовании приняли участие 1,6 тысячи респондентов. Оказалось, что более 60% из них вообще ничего не знают об этой возможности, а 92% опрошенных никогда не принимали участие в общественном контроле за госзакупками. Готовы это исправить 28% респондентов, в то время как 15% однозначно не собираются этого делать. Почти половина потенциальных участников контроля считают, что это «эффективное средство борьбы с коррупцией». Больше трети опрошенных предпочитают анализировать конкретные закупки и писать предложения.

За первую половину 2014 года на форуме официального сайта для общественного обсуждения было размещено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 млрд рублей.

Стоит отметить, что в «пилотном» режиме система общественного обсуждения крупных контрактов начала работать с августа 2012 года. А с 2014 года обсуждения стали обязательными. Полностью система должна заработать с начала 2016 года, когда будет введена единая информационная система и трехлетнее планирование закупок.

Ремень ремню рознь

Разумеется, разделить этот «пирог» на свой лад хотели бы многие, придумывающие многочисленные уловки. В прошлом году в отдел контроля госзаказа Ленинградского УФАС поступило свыше 1 тысяч жалоб (тогда недовольные жаловались еще на 94-ФЗ). Это вдвое больше, чем годом ранее. В основном недовольными оказывались потенциальные поставщики. Они отмечали, что заказчик некорректно формулировал конкурсную документацию. Например, для выполнения неких работ в сфере градостроительства заказчик указал, что компания-исполнитель в обязательном порядке должна иметь лицензию ФСБ России, что значительно сужает круг потенциальных участников процедуры. Впрочем, за те месяцы, в течение которых действует новый закон, достаточно опыта работы по этому документу не накопилось. Если судить по 94-ФЗ, он появится только в течение ближайшей пары лет. Хотя во многом новый документ дублирует положения прежнего закона, поясняют в Ленинградском УФАС.

А вот у их петербургских коллег статистика уже оформилась. С начала этого года в УФАС поступило свыше 2,8 тысячи жалоб на нарушение заказчиками 44-ФЗ. Специалисты провели 67 проверок и выявили 55 закупок с нарушениями. В свою очередь, заказчики за три квартала текущего года подали в Управление 303 обращения по поводу недобросовестных действий поставщиков и попросили внести последних в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Поясним: попадая в этот «черный список», исполнитель на довольно длительный срок отстраняется от участия в процедурах. Однако только 180 обращений были признаны обоснованными.

С начала этого года в УФАС поступило свыше 2,8 тысячи жалоб на нарушение заказчиками 44-ФЗ. Специалисты провели 67 проверок и выявили 55 закупок с нарушениями.

«Несмотря на введение нового закона, проблемы в сфере закупок остались те же, что и во времена 94-ФЗ, - признает заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Роман Лучников. - Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что заказчик формирует техническое задание таким образом, что на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе отказывает в допуске всем участникам, кроме одного, что приводит к заключению контракта по максимальной цене и сильно ограничивает конкуренцию, а также способствует другим злоупотреблениям», - рассказывает он. Одним из самых распространенных нарушений является описание объекта закупки, которое носит необъективный характер. Например, в одной закупке на оказание услуг водителей содержались требования к температуре масла и площади пряжки ремня безопасности автомобиля.

На волне разговоров об импортозамещении у петербургских предприятия появилась надежда получить долгожданный заказ в приоритетном порядке. Однако антимонопольщики спешат внести ясность. «Безусловно, мы за развитие предпринимательской активности в Петербурге, но это не значит, что доступ к городским закупкам должен быть закрыт для предпринимателей из других регионов России. Тем более что Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности», - напомнил руководитель санкт-петербургского УФАС Вадим Владимиров.

Справка OK-inform

За первую половину текущего года заказчики разместили извещения и документацию по 59 сверхдорогим закупкам. В 16 из них эксперты НАИЗ обнаружили признаки того или иного ограничения конкуренции, самые популярные из них следующие: сжатые сроки поставки продукции, избыточные требования к наличию лицензий и отсутствие необходимой документации. По данным сайта http://zakupki.gov.ru/, в текущем году самым активным заказчиком стало Федеральное агентство связи, которое сделало закупку почти на 168,5 млрд рублей. На втором месте - Минпромторг с чуть более чем 105 млрд рублей. Замыкает тройку лидеров «Ростатом»: в этом году он закупился на 101,8 млрд рублей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии