Российская потребительская корзина характерна для бедных стран
Только в бедных странах на продукты питания люди тратят половину своих доходов, четверть – на услуги, еще четверть – на непродовольственные товары. Именно по такой схеме рассчитана и официальная потребительская корзина России.
Доля продуктов в потребительской корзине США, к примеру, составляет 19%, а 42% занимают расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом для среднестатистического американца «индикатор бедности» (так называют потребительскую корзину отечественные экономисты) на 150 наименований больше, чем в российской корзине.
В потребительской корзине в России – 156 наименований продуктов, товаров и услуг, в США – 300, во Франции – 250, в Германии – 475, а в Великобритании – более 600. Правда, на Западе потребительская корзина, как правило, используется для определения не прожиточного минимума, а инфляции. В импортных потребительских корзинах есть товары длительного пользования и технические принадлежности.
Надо отметить, что в потребительских корзинах развивающихся стран есть пункты расходов, характерные именно для них. Французы в нее закладывают расходы на услуги парикмахера, итальянцы - на приобретение дрожжей для приготовления пиццы и выпечки, японцы - на покупку соевого соуса и морепродуктов, канадцы предусматривают расходы на покупку кленового сиропа, немцы - плату за посещение «Октоберфеста». В Австралии в потребительской корзине есть статья расходов «прием гостей».
В Австралии в потребительской корзине есть статья расходов «прием гостей».
Англичане, чья потребительская корзина обновляется ежегодно (наполнение российской корзины, для сравнения, пересматривается лишь раз в 5 лет) в 2013 году ввели в нее два новых пункта - чернику и предназначенные для жарки овощи в упаковке. Кроме того, британцы учитывают траты на уход за автомобилем.
Кроме того, в развитых странах потребительская корзина рассчитана не на одного человека, как у нас, а на одно домохозяйство.
Эксперты давно говорят о необходимости пересмотра подхода к составлению российской потребительской корзины. Никита Масленников, советник Института современного развития, считает, что новая потребительская корзина среднестатистического россиянина должна быть доработана. В нее, как минимум, необходимо включить расходы на оплату мобильных телефонов и интернета.