Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Почему погиб Юрий Гагарин?

 Фото:.wikipedia.org Фото:.wikipedia.org В День космонавтики OK-inform приоткрывает завесу тайны гибели космонавта № 1

С Иваном Александровичем мы познакомились в вагоне метро. Там он продавал свою книгу «Правда о гибели Гагарина и об авиации», а когда я представилась журналистом, согласился рассказать о себе и своем произведении.

- Я уже не одно интервью дал по этому поводу, да только привирают журналисты иногда. У нас вообще правду в стране говорить не особо любят. А я хочу, чтобы люди не верили всяким мифам о Гагарине, придуманным специально для гражданских лохов, - сказал подполковник ВВС в отставке, летчик-истребитель 1-го класса Иван Шарин.

Свою книгу он издал в 2012 году, на собственные деньги. Сам же ее реализует, потому что книжные магазины делают огромные наценки.

Помню 12 апреля 1961 года как сейчас

Иван Александрович родился в 1943 году. У него за плечами 21 год летной работы. На учебно-тренировочном самолете МиГ-15 - том самом, на котором разбился первый космонавт, - он выполнил 755 вылетов, так что знает эту крылатую машину как свои пять пальцев. А еще он знает многих специалистов: летчиков, космонавтов, инженеров... И при написании своей книги использовал документы, которые до недавнего времени являлись засекреченными. Но обо всем по порядку.

- Я отлично помню солнечный день 12 апреля 1961 года. Мне было 17, я собирался в аэроклуб, когда узнал, что гражданин Советского Союза лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил полет в космос. Я пришел в аэроклуб, стал расспрашивать, на какую планету сел Гагарин, и очень расстроился, узнав, что он всего-навсего совершил орбитальный облет Земли за 108 минут… Я ведь мечтал о космосе, начитавшись Герберта Уэллса и Александра Беляева, - вспоминает Иван Шарин.

Но, тем не менее, он не умаляет геройства Юрия Гагарина, хотя его полет по нынешним меркам - детская шалость.

Сверхзвуковые летчики не должны летать ниже 10 км, а спарка Гагарина и Серегина в момент последнего доклада летчика руководителю полетов была на высоте 4 200 метров, так что никакого другого самолета рядом быть не могло.

- Первый космонавт ведь был смертником, - говорит отставной подполковник ВВС. - Шанс вернуться живым на Землю у него был один из тысячи. Техника была несовершенна и ненадежна, а космонавт перенес массу стрессов в полете.

Алексей Архипович, тебе не стыдно?

При этом больше всех космонавтов Иван Александрович уважает Владимира Комарова, инженера-испытателя космических кораблей, который погиб 24 апреля 1967 года при посадке «Союза-1».

- Еще я до недавнего времени уважал космонавта Леонова. Он ведь первый человек, который вышел в открытый космос и чуть не погиб, потому что еле-еле залез обратно в корабль. Тогда он проявил мужскую силу. А пару лет назад, уж не знаю, у кого на поводу, но Леонов озвучил такую версию гибели Гагарина, которую все летчики в штыки воспринимают. Якобы самолет Гагарина и Серегина сбил пролетающий мимо сверхзвуковой самолет. И эта версия теперь является основной, - говорит Иван Шарин.

Он, к слову, созванивался с Леоновым по этому поводу.

- Я ему сказал: «Алексей Архипович, тебе не стыдно? Разве ты не бывал в спутной струе и не выходил из нее благополучно?». И вообще: сверхзвуковые летчики не должны летать ниже 10 км, а спарка Гагарина и Серегина в момент последнего доклада летчика руководителю полетов была на высоте 4 200 метров, так что никакого другого самолета рядом быть не могло. Да и контроль в московской воздушной зоне даже при вселенском бардаке был жесточайший, космонавта № 1 не подвергли бы опасности, - утверждает бывший летчик-истребитель.

А еще он считает, что тот самый пилот сверхзвукового самолета, из-за которого якобы разбился самолет с Гагариным и Сергеевым на борту, не дожил бы до 91 года, как сейчас говорят. Порядочный человек сам бы после такого застрелился или его сжили бы со свету.

Космос - это политика

- Гагарин был любимчиком Хрущева. Именно благодаря первому секретарю ЦК КПСС его и выбрали в качестве первого космонавта, хотя более подготовленным на эту роль был все-таки Герман Титов. Но Хрущеву не понравилось, что у Титова имя нерусское, да и из семьи он был интеллигентской. А Гагарин - из крестьян. По той же причине первой женщиной в космосе стала простая ткачиха из Ярославской области Валентина Терешкова, а не интеллигентная спортсменка-парашютистка Ирина Соловьева. Я лично спрашивал Ирину Баяновну, почему полетела Валя, а не она. А она мне ответила, что Никита Сергеевич тогда стукнул кулаком по столу и сказал: «Пусть летит ткачиха из рабочей косточки!». Все, что касается космоса, связано с политикой. И тогда, и сейчас, - говорит Иван Шарин.


Фото Павла Волкова/OK-inform

А вот с Брежневым у Гагарина отношения не сложились. Говорят, что на каком-то банкете Леонид Ильич неприлично высказался о женщинах. Гагарину, сидевшему напротив и бывшему в подпитии, это не понравилось, и он плеснул в лицо Брежнева из фужера.

- Есть еще версия, что после того конфликта Брежнев упрятал Гагарина в психушку, а его гибель была сфабрикована. Но всерьез к ней относиться не стоит. Погиб Юрий Алексеевич на учебно-тренировочном самолете. По детской ошибке: перетянул ручку управления при развороте на посадку и вогнал самолет в неуправляемую фигуру «штопор», - считает Иван Шарин.

Гагарин погиб потому, что разучился летать

Изучив летную книжку Гагарина, руководствуясь собственным опытом и оценками специалистов летного дела (кстати, старший брат нашего собеседника участвовал в подготовке космонавтов, поэтому Иван Александрович часто бывал в Звездном городке и многое знал о жизни покорителей космоса), подполковник Шарин пришел к выводу, что ошибка, приведшая космонавта № 1 к смерти, была допущена из-за того, что он утратил летные навыки.

Ошибка, приведшая космонавта № 1 к смерти, была допущена из-за того, что он утратил летные навыки.

- В Луостари, где Гагарин служил в авиации Северного флота, в те годы ребятам не давали много летать. А после полета в космос Юрий Алексеевич летал на самолетах по всему свету, но в качестве пассажира, как мировая знаменитость, - говорит автор книги «Правда о гибели Гагарина и об авиации». - А время для восстановления утраченных летных навыков было выбрано неудачно. В переходные периоды - весенне-летний и осенне-зимний - были самые большие небоевые потери, билось два полка летчиков. А 27 марта 1968 года погода была отвратительнейшая, вылетать вообще нельзя было.

Но Иван Александрович в тот день тоже летал. Перед самым вылетом техник ему сказал, что Гагарин разбился. А сам он услышал это по «Голосу Америки». В нашей стране правду сообщили не сразу.

- Я прилетел в Нижний Тагил, там ребята ничего не слышали. По нашему радио о гибели первого космонавта и командира полка полковника Владимира Серегина, в котором Гагарину предстояло восстанавливать летные навыки, сообщили лишь на следующий день, - вспоминает советский летчик-истребитель.

30 марта 1968 года Иван Шарин в первый и единственный раз в своей жизни получил семь суток ареста. А попал он на гауптвахту из-за того, что выпил лишнего в день похорон человека-легенды, Юрия Алексеевича Гагарина.

- Траур тогда был во всем мире. А на пятом всеармейском совещании секретарей партийных организаций, которое прошло 27 марта 1973 года и куда меня пригласили, о космонавте № 1 уже не сказали ни слова.А ведь в тот день была пятая годовщина гибели Юрия Гагарина, - с грустью вспоминает Иван Александрович.

Справка OK-inform

В семье Ивана Шарина семь братьев и пятеро из них - летчики. Иван Александрович в 1966 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище, летал в Афганистане, последние пять лет службы преподавал в Калининградском авиационном училище.

И нашему собеседнику тоже предлагали пойти в космонавты на суборбитальный истребитель - сбивать американские космические корабли. Но он на эту дешевую колбасу, как он сам выражается, не повелся. Знал товарищей, которые не проходили медкомиссию в космонавты и автоматически были списаны со службы в авиации. А небо для Ивана Александровича - это все.

В своей книге он развеивает и другие мифы о гибели Юрия Гагарина. Почитать ее можно, позвонив Ивану Александровичу по телефону 8-921-925-99-76  и договорившись с ним о встрече в городе.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, автостопщик из Перми, 22 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии