Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Байкеры в ужасе от отношения властей к жителям Севера

 Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Русский север покорен мотоциклистами, среди которых – настоящий петербургский мото-волк Олег Капкаев, но путешественники в шоке от состояния земель и отношения чиновников к северным жителям

Мото-путешествие было посвящено 100-летию экспедиции Георгия Седова на Северный Полюс и проходило под патронажем Русского географического общества и Всероссийского общества охраны природы. Стартовало оно в конце февраля из Нового Уренгоя. Возглавил мото-поход известный российский путешественник Олег Капкаев - петербуржец, побывавший на байке на всех континентах Земли. Душевная теплота, с которой экспедицию встречали жители небольших поселков и городов, стала для команды настоящим открытием холодного «материка».

Дорогие нет вообще. Никакой

Группа мотоциклистов проехала на байках по маршруту Новый Уренгой - Надым - Салехард - Лабытнанги - Байдарацкая Губа (берег Северного Ледовитого океана) - Константинов Камень - Воркута. Несмотря на экстремальные условия и 40-градусный мороз, команда успешно достигла конечной цели, практически не выбившись из графика. 

Застряли примерно в 80 километрах от Воркуты, из-за ненастья пришлось двое суток провести в тундре.

Изначально в путешествии принимали участие 12 человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Тюмени, Екатеринбурга, Владимира и Нового Уренгоя. На обратном пути из-за плохой погоды путешественники рассредоточились. В Сыктывкар, например, добрались только трое участников экспедиции. Остальных замело.

Где-то на территории Коми путешественники пережили несколько сильных метелей. Застряли примерно в 80 километрах от Воркуты, из-за ненастья пришлось двое суток провести в тундре. Когда возвращались обратно, от Северного Ледовитого океана, преодолев 25 км на пути к Сыктывкару, опять попали в пургу и застряли. Этап от Салехарда до Воркуты стал самым сложным. На преодоление 200 км пути в сильную метель, какой в здешних местах не видели более 20 лет, ушло около пяти суток. 

Поскольку дорог на Севере почти нет (в том виде, как их понимает большинство россиян), путешественники передвигались в основном по «зимникам» и ориентируясь по руслу рек.

- Дороги нет вообще. Никакой, - рассказывает Олег Капкаев. - Несколько сотен тысяч человек живут, и даже при наличии автомобиля не могут никуда выехать - в Надыме, Воркуте. Уехать можно в лучшем случае за 20 км от города, но только на специально подготовленном авто. Не дальше.

В то же время, вспоминает он, имеющиеся в небольших северных городах дороги чистятся местными коммунальщиками гораздо лучше, нежели петербургские.

Город, обеспечивающий 40% России углем, топит свою котельную мазутом

К зимней заполярной мотоэкспедиции «Только на Север!» ее участники готовились около года. Для участников и для техники суровый регион стал серьезной проверкой на прочность. Мотор у мотоциклов не глушили порой по четверо суток, иначе потом его не «оживить».


В пути путешественники участвовали в гуманитарной миссии – встречались с местными властями, посетили в Надыме музей «Дом природы», побывали в музее истории и археологии, и в доме молодежи, где встретились с местными любителями-экстремальщиками.

Самое ценное на Севере - это теплые отношения между людьми.

Участники экспедиции все как один отметили: самое ценное на Севере - это теплые отношения между людьми. В нефтегазоносном регионе они ценятся местными жителями так же сильно, как и природа.

- Труба диаметром 2,5 метра - это источник дороги, жизни, и если труба есть, будет в этом населенном пункте все, - говорит путешественник. - Мы общались с сотрудниками администраций. У них нет ни сил, ни возможностей помогать местным. Все отдано большому бизнесу. Это настолько бросается в глаза! Все подвержено жесткой эксплуатации. Даже непонятно, почему это до сих пор наша страна. Все, что осталось у северян - вера в лучшее и патриотизм.

Вопреки распространенному мнению, местные жители буквально существуют, учитывая невысокие зарплаты, пенсии, несопоставимые с ценами в магазинах. Так же путешественники рассказывают, что прилично зарабатывают только те, кто занят в добывающей сфере.

- Люди продолжают биться за свою землю, понятие земли у них намного выше, чем у нас, ведь фактически они живут на острове, - говорит Капкаев. - И 85% родились там и собираются жить там всегда. Уж они-то знают, что, где родился, там и сгодился.

Путешественника потрясло, в негативном смысле, отношение местных властей к используемым ресурсам и решению проблем жителей.

- В Воркуте есть огромная котельная, которая топит город, дающий стране 40% угля, - говорит Капкаев. - Котельная работает на мазуте! Никто не смог объяснить мне, почему. Город покупает уголь у добывающего предприятия «Северсталь». Руководство города только ответило, мол, так исторически сложилось…

Байкер намерен подготовить обращение к президенту, в котором расскажет об итогах поездки и представит свое видение решения проблем Севера.

- Хочется огласить проблемы, которые руководство либо не видит, либо не хочет видеть, - заявил Капкаев. - Это касается не только экологии, но и социальных проблем. Надеюсь, Владимир Путин прочитает, и быть может, даже отреагирует.

Справка OK-inform

О поддержке 5-й зимней заполярной мотоэкспедиции «Только на Север» заявило Всероссийское Общество Охраны Природы.

Участникам мотоэкспедиции передана миссия от Общества «Посланники будущего» - коробочка c семенами Сосны Сибирской (кедра) для посадки в городе под покровительством администрации.

Результаты данной экспедиции имеют огромное значение для решения важнейших вопросов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности России, говорят организаторы. Путешественника потрясло (в негативном смысле) отношение местных властей к используемым ресурсам и решению проблем жителей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии