Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Какие сны снятся в «Ночь музеев»

 Открытия были заявлены главной темой прошедшей с субботы на воскресенье «Ночи музеев»: W прогулялся по ночной культурной столице в поисках чего-то такого совершенно нового

Тема «Открытия» - это как бы устремленность к будущему, к новому, да? Но то ли музеи-участники акции дружно вспомнили, что новое - это хорошо забытое старое. То ли помешал им какой-то неизбывный консерватизм. Все учреждения, в которых довелось побывать W, наоборот, разрабатывали ностальгическую тему прошлого. С другой стороны, если вдуматься - открытия и в археологии бывают. И публике они неизменно интересны. Очередь на кронверк Петропавловки - каждый раз исключительно длинная, а внутри - толпы народ. Хотя каждый раз здесь происходит примерно одно и то же: полнейшее смешение времен.

Галльские варвары похожи на хипстеров - те же волосы, забранные в хвостик, штаны в облипочку и клетчатые рубашки.

Вокруг бродят рыцари XV века, древние римляне, бойцы интербригад и революционные матросы. Откуда-то пригнали настоящий американский «хамви» - в нем сидят практически персонажи «Цельнометаллической оболочки», только сейчас из Вьетнама. Галльские варвары похожи на хипстеров - те же волосы, забранные в хвостик, штаны в облипочку и клетчатые рубашки. А всем желающим легионер из Нижнего Новгорода, который представляется просто как «Борисыч», показывает свою настоящую баллисту - она стреляет на 65 метров.

Рыцари затевают конный турнир, а после этого любители Гражданской войны показывают «о том, как красные отбили Перекоп». По ушам бьет треск выстрелов, гранаты летят, бухают и забрызгивают грязью зрителей.

После этого все, довольные, расходятся по округе. Рядом есть еще Планетарий и Зоопарк - также неизменно популярные, хотя там все те же зверюшки и звезды, что и всегда.

Едем на Невский. Тут тоже гулянье, причем не то, чтобы какое-то тематически-музейное. Публика просто радуется первым действительно летним выходным и какому-то тайному ощущению праздника. Все вокруг случайно натыкаются на знакомых и принимаются обниматься. На каждом шагу сидят и бренчат довольные уличные музыканты - возле каждого из них собираются просто-таки толпы, хотя обычным вечером те же люди пройдут мимо, не обратив внимания.

«А это у нас, знаете ли, вакханалия», - объясняют любопытствующим.

По Невскому, по встречной, гоняет черная машина с открытым люком. Из него по пояс торчит счастливый пассажир в белой майке. Другие примечательные транспортные средства - выехавшие в город экспонаты Трамвайного музея. Старенький зеленый троллейбус и еще более старый трамвай конца 20-х. Только конок не видно. И это тоже ожившие образы прошлого, вырывающиеся на улицы из коллективного нашего измученного бессознательного.

Из нэповских времен люди попадают в предыдущее десятилетие, декаду русского авангарда, заходя во двор Фонтанного дома на Литейном. Сотрудники музея Анны Ахматовой раскрасили себе лица и устроили футуристический хэппенинг. Тут висят средь ветвей объемные абстрактные фигуры, бродят люди в одеждах из картона и обломков компакт-дисков (работает футуристическое ателье). Кто-то оглушительно бьет по кастрюле, дудит в клаксон и поет «Интернационал» - исполняют авангардную «Симфонию гудков» Арсения Авраамова, советского авангардиста. «А это у нас, знаете ли, вакханалия», - объясняют любопытствующим.

Случайных посетителей до полусмерти пугают две строгие дамы, внезапно напрыгивающие и заставляющие сдавать зачет по футуристам - какому поэту принадлежат такие-то строчки. Даже выдают зачетки с отметками. Потом все сбегаются к одноэтажной пристройке, и ждут выступления театра пластики рук Hand Made.

Вдруг на крыше пристройки появляются черные фигуры. Руки их до локтя белы. Звучит свиридовская «Время, вперед!» Черные фигуры как бы исчезают из поля зрения, а белые руки их превращаются в море, в солнце, в глаз, в лицо, в слова «СССР», «ФУТУРИЗМ», «МАЯКОВСКИЙ», во что угодно...

Прошлое парадоксальным образом содержит в себе обещание какого-то невероятного будущего.

Когда голос Сергея Юрского читает «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?», белые ладони раскрываются, превращаясь в звезды. На туманном небе настоящих звезд не видно, но с этими, рукотворными - и не надо света. Иллюзия оказывается живее природы, а прошлое парадоксальным образом содержит в себе обещание какого-то невероятного будущего.

Мы идем дальше, дальше по ностальгическим миражам прошлого. В лютеранской церкви святого Петра показывают старые подвалы и дно бассейна, который был в советское время там размещен.

В библиотеке Маяковского мастер фехтования Сергей Мишенёв увлекательнейше рассказывает о том, как владел шпагой д’Артаньян.

А в музее «Эрарта» на Васильевском острове ближе к утру бродят хиппи с пацификами, слушают битлов, пьют кофе и ждут наступления утра. Ночь кончится, призраки из прошлого исчезнут из виду. Они уйдут на дно наших душ ждать нового повода для появления.

В Петербург идет «Ночь музеев».

День открытых зверей: корреспонденты OK-inform провели «ночь музеев-2012».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии