Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

СРОчный СРОительный скандал: кому выгодно

 В Москве на площадке РБК состоялась пресс-конференция директора петербургского СРО «Первое строительное объединение» (СРО «ПСО») Николая Сорокина. Он известен тем, что впервые за пятилетнюю историю СРО в России попытался решить внутренние проблемы с помощью силовиков

С предысторией вопроса уже хорошо знакомы в профессиональном сообществе. По официальной информации, 24 марта 2015 года при получении взятки в размере 1 000 000 рублей в офисе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) были задержаны замначальника административно-организационного управления аппарата НОСТРОЙ и начальник отдела контроля этого же управления. Сотрудники СК РФ появились на Малой Грузинской в Москве после обращения туда директора петербургского СРО НП «ПСО» Николая Сорокина, который пожаловался силовикам на вымогательство со стороны вышеуказанных товарищей. По словам Сорокина, служащие НОСТРОЙ вымогали у него 1 000 000 рублей одномоментно, а затем по 200 000 рублей в качестве «абонентской платы». Эти деньги, якобы, вымогались за сокрытие неких нарушений и возможность «спокойно работать» в дальнейшем. Оба сотрудника НОСТРОЙ вроде бы дали признательные показания и были отпущены под подписку о невыезде. В данный момент следственные действия продолжаются.

Однако спустя две недели после указанных событий главный персонаж громкого СРОительного скандала - Николай Сорокин - решился выступить перед общественностью, арендовав  площадку уважаемого РБК. Зачем? ОК-inform предоставляет слово г-ну Сорокину.

Николай Сорокин: «Я не хочу быть оппозиционером и инициатором дискредитации СРО»

К анонсированному времени пресс-конференции - 16 часам - Николай Сорокин не приехал. Не появился он на площадке и в 16:30, и в 16:45. Хотя в агентстве появился. Журналистам удалось рассмотреть, что Николай Олегович несколько раз исчезал в комнате переговоров, куда сотрудники пресс-центра приносили закуски и напитки.

«Наверное, для храбрости?!» - шушукались журналисты. «А чего ему бояться?» - интересовались другие. «Ну как же - вколотить такой гвоздь в крышку гроба СРО!» - уточняли осведомленные.

Появившийся с 50-минутным опозданием  г-н Сорокин кратко извинился за задержку, объяснив ее «некоторыми важными согласованиями».

«Со следователями?» - поинтересовались журналисты. Николай Сорокин многозначительно хмыкнул. И начал: эмоционально, артистично, временами переходя от праведного обличительного гнева к уверенной вальяжности, от ерничанья к патетике.

«Я абсолютно не собирался выходить к прессе. В плане строительства я не хотел быть публичной фигурой и тем более становиться каким-то оппозиционером. Но есть ряд моментов, которые вынудили меня сейчас прийти к вам. И думаю, что многие руководители СРО не могли бы отсидеться. Хотя бы ради того, чтобы нас поняли, услышали. Я две недели не делал попыток выйти в публичное пространство. Я просто ждал. Однако за это время мне не было принесено никаких извинений со стороны руководства задержанных коррупционеров, а вместо извинений были попытки выставить нас виновниками инцидента, источником коррупционных действий, попытка искажения неоспоримых фактов и введение в заблуждение строительного сообщества», - заявил Сорокин.

Он также сказал, что больше всего боится прослыть инициатором дискредитации СРО.

«Самое главное, чего я боюсь искренне - мне обидно, я не хотел бы быть инициатором дискредитации СРО… К СРО и так много претензий и со стороны правительства, и со стороны гражданского общества. Такое мнение уже сложилось, и под влиянием таких процессов, о которых я говорю, оно будет больше укореняться».

По словам Сорокина, «ситуация не простая, задеты честь и достоинство 1036 СРО, входящие в НП «ПСО». Задето и мое личное достоинство. Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин во время закрытого заседания 9 апреля позволил ряд откровенной дезинформации в мой адрес. Все рассказы про информационную открытость НОСТРОЙ оказались ничего не стоящими».

Николай Сорокин уверяет, что никоим образом не провоцировал и не склонял двух сотрудников Национального объединения к даче взятки, не водил их по ресторанам (заметим: в кулуарах поговаривали, что в этом «мутном» деле проскальзывают ссылки на якобы имеющиеся некие аудиозаписи, предположительно, говорящие о том, что некто с голосом, похожим на голос Николая Сорокина, действительно под звон бокалов предлагает взять деньги за сокрытие неких нарушений). Однако сам Сорокин уверяет, что никаких встреч с этими людьми, помимо разговоров во дворе НОСТРОЙ на Малой Грузинской, никогда не было. И он болезненно переживает якобы существующие попытки выставить его в неприглядном свете перед строительным сообществом.

«Что интересно? Что Николай Кутьин опорочил не только меня, но и себя. Он уравнял себя со своими сотрудниками и признал, что у ключевых фигур его команды было время на многодневные просиживания со мной в ресторанах с целью выслушивания моих предложений. Он солидаризовался со своими сотрудниками и дал понять, что все сотрудники, приведенные им из Ростехнадзора, ничем не лучше чем те, которых задержали», - пафосно говорит Сорокин.

Всего, по его словам, с вероятными взяточниками состоялись четыре встречи. Последняя закончилась появлением в НОСТРОЙ людей в масках.

СРОительная мафия и храбрый комиссар

За что же вымогали (если вымогали все-таки) деньги у руководителя «ПСО», эксперта Верховного Совета РФСФР, Госдумы, Российского Красного Креста, Союза Ветеранов Афганистана, члена Политсовета и сопредседателя Фронта национального спасения, председателя исполкома Фронта патриотической молодежи и даже главы Всероссийского студенческого союза, 43-летнего Николая Сорокина?

За незначительные, по его словам, нарушения - за невнесенные в реестр членов СРО НП «ПСО» 57 организаций. Между тем, как считают эксперты отрасли, именно махинации с реестрами членов объединений являются самым лакомым куском для нечестных манипуляторов, так как позволяют утаивать фактически никем, кроме руководства СРО, неучтенные миллионы рублей.

«Я им сказал, что это обычный недосмотр, ошибка секретарши. Это небольшое нарушение, которое не тянет даже на расследование и шантаж. У нас неоплата взносов в НОСТРОЙ была только по тем организациям, которые из СРО исключены. Более того, принято решение произвести оплату взносов и за них до решения суда. Мы это сделаем, а потом будем судиться».

Корресподенту ОК-inform показалось, что он ослышался, и пришлось уточнить: речь идет о пяти-семи или пятидесяти семи организациях? Г-н Сорокин уточнил: о 57-ми. По словам Сорокина, основная часть из них была исключена из членов СРО, и поэтому не было необходимости платить взносы в НОСТРОЙ. И дело, по его словам, настолько копеечное, что не стоит и заморачиваться.

Пришлось снова уточнить, не те ли это деньги (60-80 млн рублей), которые упоминаются на фоне скандала вокруг «Первого строительного объединения»? Не утомляя подробностями, скажем, что в прессу просочились предположения о некоторых вероятных махинациях в СРО «ПСО» с деньгами не внесенных в компфонд объединений - если посчитать количество компаний и количество внесенных средств, то получается как раз примерно 60 млн рублей.

«Это выдумки какого-то писаки, полная 100-процентная ложь. Это было опубликовано даже не в СМИ, а в качестве разосланного письма, которое никто не стал печатать по причине явно заказного характера. Отвечать на это я даже не собираюсь. У меня задолженность в НОСТРОЙ составляет несколько десятков тысяч рублей, которые я оплачу в ближайшее время», - ответил Николай Сорокин.

Тогда у всех присутствующих возник еще один очевидный вопрос: если недостатки в деятельности СРО «ПСО» Сорокина столь несущественны и могут быть исправлены в одночасье, то за что у него вымогали взятку и почему бы г-ну Сорокину эти недостатки было не исправить? Тогда бы вероятные коррупционеры и вовсе, как говорится, «утерлись»?

Николай Сорокин ответил: «У НОСТРОЙ благодаря ФЗ № 359 такие полномочия, что вас могут моментально выгнать, если не даешь феодальную дань. И все 272 организации планировалось такой данью обложить… Это 150 тысяч строительных организаций, самая доходная область после «нефтянки», 38-40% доходной части ВВП!».

Значит, получается, что все платят «вымогателям» из НОСТРОЙ, и только Сорокин отказался?

«Я не хочу сказать, что платят все, но есть несколько человек, которые мне сказали, что деньги уже отнесли. Почему они не присоединились ко мне? Потому что они боятся».

Видимо, возбужденный собственной храбростью, Николай Сорокин продолжил:

«Все это достойно тайной инквизиции… Пришла команда, волки, которые будут рвать, пока все СРО не порвут…».

Затем с долей легкой грусти и патетики Николай Олегович заметил:

«Но ведь СРО состоялись, они приносят плоды. Руководство помогает людям с работой, подрядами… Не все так плохо. Но гигантская паутина коррупционеров, клановость, которая пришла из Ростехнадзора, - они должны исчезнуть из СРО!».

На вопрос ОК-inform, почему Николай Сорокин, так переживая за СРО и не имея серьезных недостатков в работе, при малейшем намеке на подкуп отправился в Следственный комитет, а не попытался разобраться внутри сообщества, глава СРО ответил:

«Вот если бы мафия пришла к вам в дом и стала вымогать деньги, вы бы пошли жаловаться его главарю?».

На вытекающий отсюда следующий вопрос, не означает ли вся эта нехорошая история первый пристрелочный выстрел по нынешнему руководству НОСТРОя и СРО в целом, и не считает ли он, что там все сплошь нечестные коррупционеры, по которым господин Маркин плачет, Николай Сорокин ответил:

«Я не говорил, что конкретно кого-то обвиняю. Я предполагаю, что там есть и честные люди. Но они настолько забиты, задрессированы и в полуанабиозе, что сомневаюсь, что за меня кто-то вступится».

От редакции:

В данный момент следствие не закончено. По официальным данным СК РФ, фигуранты дела о коррупции в НОСТРОе дали признательные показания. Дело возбуждено по ст. 204 УК РФ «коммерческий подкуп».

Оба фигуранта дела в тот же день из НОСТРОя уволены. По словам президента Национального объединения строителей Николая Кутьина, «неприкасаемых нет», и делу будет дана соответствующая оценка, в том числе и со стороны профессионалов отрасли.

Предысторию, сюжет, исполнительские качества главных героев оценят зрители в самое ближайшее время. Однако до развязки далеко: СРО в наше время действительно живется не просто. Их судьба зависит от того, будет ли разбирательство честным или же закончится забиванием гвоздей в пресловутую крышку гроба СРО.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии